Статья Формирование культуры здоровья средствами внеурочной деятельности

Формирование культуры здоровья средствами внеурочной деятельности.

Черноталова Г.В. МКОУ
«Спицынская ООШ»
учитель физической культуры

Расширение образовательного пространства через внеурочную деятельность школьников существенно увеличивает возможности школы при создании условий для наиболее эффективного развития обучающихся. Такая важная роль внеурочной деятельности в образовательном процессе определена общественным запросом к личностным и метапредметным результатам образования школьников.
В трактовке новых образовательных стандартов внеурочная деятельность – это любая деятельность обучающихся, связанная с их образованием и воспитанием. К ней относятся такие занятия, как спорт, искусство, иностранные языки и другие.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для  проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и  культурных традиций.
Каждый из нас понимает, насколько важна и ответственна задача формирования культуры здоровья у детей. Ведь от того, научатся ли сегодняшние мальчики и девочки ответственно относится к своему здоровью, будут ли рассматривать его как ценный ресурс, который в дальнейшем позволит им реализовать свои цели, совершенствоваться и совершенствовать мир вокруг себя, во многом зависит будущее нашего общества.
При планировании внеурочной деятельности ставлю перед собой следующие задачи:
- развитие представления о здоровье как обязательном условии самореализации, достижения социального успеха;
- выработка привычки о личной ответственности за собственное здоровье;
- развитие интереса к различным видам спортивных занятий;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие навыков работы в команде, интереса к коллективной деятельности;
- создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения обучающихся к себе;
- привитие навыка к систематическим занятиям физической культурой.
Внеклассная спортивно-массовая работа включает мероприятия, направленные на улучшение здоровья и физического развития учащихся.
Организация оздоровительной деятельности учащихся осуществляется в следующих формах:
Игры: игровые формы работы позволяют заинтересовать, привлечь внимание занимающихся. Игры являются самым распространенным средством физического воспитания и представляют собой сознательную, активную и инициативную деятельность занимающихся. Игра – ведущая деятельность детей. По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и несложны. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма е более высокой ступени развития. В играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы детей, развитию их мышления и самостоятельности действий. Игровую направленность имеет кружок «Юный атлет». Занятия полностью построены на игровых обучающих ситуациях с использованием спортивного инвентаря и без него. В программу кружка входят как народные, так и спортивные игры. Подвижные игры построены на свободных, разнообразных и простых движений. Игры спортивного направления характеризуются наличием борьбы играющих за победу своей команды или за личное первенство. Игры отличаются большой эмоциональностью, поскольку в них всегда имеются возможности для проявления личных качеств, инициативы, а также доставляют удовольствие, создают хорошее настроение, содействуют укреплению дружбы, взаимопомощи.
Нельзя забывать и о естественных факторах природы - солнечные лучи, свежий воздух при правильном использовании укрепляют здоровье и закаливают организм. Эти средства мы используем в занятиях кружка: ходьба на лыжах, катание на санках очень нравятся учащимся.
Необходимо выделить практическую направленность курса. Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга. Главная мотивация занятий в кружке: быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.
Мини-лекции: являются составной частью работы. Основная цель – представить занимающим необходимый для выполнения последующего задания объём информации. Продолжительность 5 – 7 мин, содержание включает не более 3 - 4 основных тезисов. Каждый тезис подкрепляется примером.
Проектная деятельность: в основном направлена на поиск информации, например, составить описание игры: название, необходимый инвентарь, количество участников, правила игры. Или найти информацию о каком – либо виде спорта, Олимпийских играх. Знакомясь с историей и играми различных народов, они не только развиваются физически, но еще и развивают свой кругозор. Работают над творческими заданиями такими как «Планируем день», «Мой выходной день».
Праздники, эстафеты, конкурсы, соревнования в которых участвует весь коллектив, несут в себе большой эмоциональный заряд и способствуют развитию как физических, так и коммуникативных способностей.
Занимаясь спортивно – оздоровительной работой отслеживаю физическое развитие обучающихся. Мониторинг обучающихся включает в себя ряд тестов по оценке физической подготовленности школьников. Комплексная оценка физического здоровья и физической подготовленности позволяет выявить слабые звенья в развитии детей для дальнейшего целенаправленного воздействия на них, для определения целей внеурочной деятельности.
Проведение систематической внеклассной работы способствует формированию положительной мотивации у учащихся и повышает успешность ребят на уроках физической культуры. Ученики, серьезно занимающиеся в кружке, с легкостью выполняют требования школьной программы по физическому воспитанию.
Ожидаемые результаты:
Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни.
Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества
Получение школьником опыта самостоятельного социального [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
И самое главное в результате усвоения программы учащиеся должны уметь формировать своё здоровье.

15