Рабочая программа внеурочной деятельности «Творческая мастерская»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Творческая мастерская»
Рассчитана на детей в возрасте 10 лет,
духовно-нравственной направленности,
рассчитана на 1 год обучения
Разработана
учителем начальных классов
первой квалификационной категории
Юрановой Людмилой Геннадьевной
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Содержание данной программы направлено на реализацию приоритетных направлений технологического (трудового) образования – приобщению к искусству как к духовному опыту поколений, овладение способами художественно-технологической деятельности и развитие творческой одарённости ребёнка, а также его самоконтроля. В результате дети в соответствии с их возрастными особенностями учатся обращаться с наиболее распространёнными материалами, такими как: пластилин, тесто для лепки, бумага, ткань, нити, верёвки, проволока, фольга, природные материалы и пр., овладевают основными приёмами мастерства, достаточными для того, чтобы суметь за короткое время соответственно своему замыслу сделать своими руками без помощи взрослых полезную, эффектную, красивую поделку, которой ребёнок сможет гордиться, и объективно оценить результаты своего труда. Также младшие школьники учатся самостоятельности, самообслуживанию.
Актуальность Внеурочная воспитательная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах и имеет большие возможности для организации различных видов деятельности. Позволяет использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.
Данная программа носит духовно-нравственную направленность. Срок реализации 1 год. Занятия проходят 4 раза в неделю по одному учебному часу согласно САНПИНу. Общий объём – 134 часа. Возраст учащихся 10 лет.
Новизна программы внеклассных мероприятий состоит в решении проблемы организации внеурочной деятельности детей. Она составлена с учетом интересов детей.
Она построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к трудовой деятельности осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Занятия с детьми целесообразно проводить два раза в неделю. Кроме того, у детей формируется нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. Быстрая утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях игровых моментов, наглядности, компьютерных технологий. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу. Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская. Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, праздники, устные журналы, встречи с интересными людьми. Успех работы по данной программе в значительной степени зависит от умелого использования средств воздействия на эмоциональную сферу школьников. Ребёнок должен видеть конечный продукт своего труда. Все занятия и мероприятия должны вызывать положительный эмоциональный настрой и проводиться в интересной для учащихся форме;
К некоторым мероприятиям, праздникам готовится заранее не только учитель, но и учащиеся, а иногда и родители;
Цели и задачи:
- формирование начальных технологических знаний, трудовых умений и бытовых навыков, опыта практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способов планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы, умения использовать полученные знания, умения и навыки в учебной деятельности и повседневной жизни. Формирование начальных форм познавательных универсальных учебных действий – наблюдение, сравнение, анализ, классификация и обобщение.
- развитие творческого потенциала личности ребенка, образного и ассоциативного мышления, творческого воображения и восприимчивости, создание наиболее благоприятных условий для развития и самореализации как неотъемлемой части духовной культуры личности. Развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического, логического и конструкторско-технологического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида.
- овладение знаниями о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, о правилах создания предметов рукотворного мира, о традициях и героическом наследии русского народа.
- воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям разных профессий, результатам их труда, и к Человеку в целом, к материальным и духовным ценностям; интереса к информационной и коммуникационной деятельности; осознание практического применения правил сотрудничества в коллективной деятельности, понимания и уважения к культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире. Воспитание привычки к самообслуживанию в школе и дома, к доступной помощи старшим и младшим и помощи по хозяйству. В процессе знакомства с различными видами декоративно-прикладного искусства и самостоятельного изготовления поделок у ребенка постепенно образуется система специальных навыков и умений. Труд, затраченный на изготовление своими руками красивых и нужных предметов, пробуждает у детей желание к последующей деятельности. Продуктивная предметная деятельность ребенка становится основой формирования его познавательных способностей, включая знаково-символическое и логическое мышление, обеспечивается возможность активизации познавательных психических процессов и интенсификации обучения в целом. В результате закладываются основы трудолюбия и способности к самовыражению в продуктивной, творческой работе и закрепляется позитивный результат. В творческой мастерской успешно создаются возможности реализации моделей социального поведения при работе в больших и малых группах, обеспечиваются благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом, условия для гармонизации развития ребенка. Это создает основу для формирования у младших школьников социально ценных практических умений, опыта преобразовательной деятельности и развития творчества, что создает предпосылки для успешной социализации.
При реализации данной программы рекомендуется использовать следующие формы работы: беседы, наблюдения, практика, викторины, праздники, конкурсы, выставки, встречи с интересными людьми, экскурсии.
Данная программа модифицирована и выполнена по методическим рекомендациям программы «Художественное творчество» Просняковой Т.Н.:
Материал разбит на блоки:
1. Теоретическая часть (Библиотечные часы, сообщения, беседы, работа с инструкционными картами) Нахождение информации. Освоение правил поведения в общественных местах, речевой этикет (благодарность, вежливое обращение и т. п.). Этикетные формулы общения в библиотеке. Понятие о хороших манерах Этикетные выражения прощания и сопутствующие формы благодарности, одобрения, извинения и т. д. Правила вручения и приёма подарка. Праздник вежливых ребят.
2.Практическая часть (групповая и индивидуальная творческая работа)
Подготовка и участие в мероприятиях и КТД, участие в конкурсах, выставках, акциях.
Изготовление поделок, подарков, участие в работе творческой мастерской.
3.Подведение итогов
Выставки рисунков разного уровня;
Конкурсы разного уровня;
Праздники
К концу года дети должны знать:
Новые виды прикладного творчества;
Новые способы исследования технологий и материалов;
Анализировать объекты, выделять главное;
Новые технологические приемы обработки различных материалов;
Новые инструменты для обработки материалов или новые функции уже известных инструментов;
Принятые в обществе нормы поведения и общения;
Правила групповой работы;
Способы самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
К концу года дети должны уметь:
принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
учитывать выделенные в инструкционных картах этапы работы;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
проявлять познавательную инициативу;
оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Метапредметные результаты: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
ОПИСАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ:
1. «Наши руки не знают скуки» (37часов). Рисуем первые дни в школе. Акция «Открытка учителю. Акция «Открытка ко дню старшего поколения». ПДД- рисуем дорогу. Красный, жёлтый, зелёный. Безопасный маршрут школа – дом. Изготовление поделок из природного материала. Выставка «Осенний вернисаж». Операция «Сувенир» ко дню Матери. Рисунки ко дню народного единства. Час общения. Мастерская Деда Мороза «Твори, выдумывай, пробуй». Изготовление ёлочных украшений. Выставка рисунков. Мастерская «Сувенир». Подарок для папы. Мастерская «Сувенир». Подарок для мамы. День космонавтики (поделки, рисунки, выставка о космосе). Акция «Гнездовье для птиц», «Встречаем весну» (изготовление кормушек, поделок, рисунков). Акция «Открытка ветерану ВОВ»
Добрые дела для моего класса (31 час). Знакомство с обязанностями дежурного в классе. Дежурство в классе. Операция «Чистый класс». Уход за комнатными растениями в классе. Ремонт книг в библиотеке. Трудовой десант. Благоустройство территории школьного двора, класса. Подготовка, проведение и участие в классных мероприятиях «День Старшего поколения» .Выпуск классной газеты. Подготовка, проведение и участие в классных мероприятиях «Посвящение в первоклассники». Подготовка и участие в конкурсах различного уровня. Подготовка и участие в КТД.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
дата
№
заня
тия
Тема урока
Колич. часов
Формы и методы проведения
Наши руки не знают скуки
сентябрь
Акция «Открытка ко дню Старшего поколения»
2
Творческая деятельность, подарок
октябрь
Рисуем дорогу. Красный, жёлтый, зелёный. ПДД. Безопасный маршрут школа- дом.
4
Творческая деятельность, выставка рисунков
октябрь
Изготовление поделок из природного материала, аппликаций. Выставка «Осенний вернисаж»
2
Творческая деятельность, участие в школьной и районной выставках
ноябрь
Операция «Сувенир» ко дню Матери.
2
Творческая деятельность, подарок
ноябрь
Рисунки ко дню народного единства. Час общения.
Участие в школьной выставке.
2
Выставка рисунков
декабрь
Мастерская Деда Мороза «Твори, выдумывай, пробуй». Изготовление ёлочных украшений.
4
Выставка рисунков и поделок
февраль
Мастерская «Сувенир». Подарок для папы
4
Творческая деятельность, подарок
март
Мастерская «Сувенир». Подарок для мамы
4
Творческая деятельность, подарок
апрель
День космонавтики (поделки, рисунки, выставка о космосе)
3
Выставка рисунков
апрель
Акция «Гнездовье для птиц», «Встречаем весну» (изготовление кормушек, поделок, рисунков).
6
Творческая деятельность, изготовление кормушек, выставка рисунков
май
Акция «Открытка ветерану ВОВ»
4
Творческая деятельность, подарок
Добрые дела для моего класса
сентябрь
Знакомство с обязанностями дежурного в классе.
2
Групповая работа
ежедневно
Дежурство в классе. Операция «Чистый класс».
1
Дежурство по графику
еженедельно
Уход за комнатными растениями в классе.
1
Индивидуальная работа
Ремонт книг в библиотеке.
2
Акция
май
Трудовой десант. Благоустройство территории школьного двора, класса.
2
Акция
октябрь
Подготовка, проведение и участие в классных мероприятиях «День Старшего поколения»
4
Творческая деятельность, подарок
1 раз в четверть
Выпуск классной газеты
4
Сбор материала, фотографии, рисунки, индивидуальные работы
ноябрь
Подготовка, проведение и участие в классных мероприятиях «День матери»
4
Коллективное разучивание песни, стихотворений
В течение года
Подготовка и участие в конкурсах различного уровня.
10
Индивидуальные и групповые работы
В течение года
Подготовка и участие в КТД.
1
Индивидуальные и групповые работы
Итого:
134
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
В процессе работы по данной программе можно [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] информацию – методические материалы, литературу из прилагаемого к программе списка.
Методические пособия:
1. Страна Мастеров http://stranamasterov.ru
2. Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007
3. «Умные руки», Н.А. Цирулик, Т.Н.Проснякова. Учебник для 1 класса.
4. «Школа волшебников». Т.Н. Проснякова. Рабочая тетрадь для 1 класса.
5. Методические рекомендации для учителя. 1 класс. Т.Н.Проснякова, Е.А. Мухина. 6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – приказ Министерства образования и науки РФ от 06.2009 года № 373.
7. Васильева – Гангнус Л. Азбука вежливости. /Текст/: Л. Васильева – Гангнус. – М.: «Педагогика», 1888, - 145 с., 8. Корчинова О. В. Детский этикет. [Текст] / : О. В. Корчинова . – Ростов на Дону «Феникс», 2002, - 186 с..
9. Ладынежская Т. А., Сорокина Г. И., Сафонова И. В., Никольская Р. И. Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках. [Текст] / : Т. А. Ладынежская. и др. - М.: «Просвещение», 2002, - 255 с., ил.
10. Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия (спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006
Оборудование и приборы:
Компьютер
Экран
Проектор
Ножницы
Клей
Цветная бумага, цветной картон
Альбомы, кисти, краски
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
дата
№
заня
тия
Тема урока
Колич. часов
Формы и методы проведения
01.09.
02.09.
1
2
Знакомство с обязанностями дежурного в классе.
2
Групповая работа
03.09.
04.09.
08.09.
09.09.
3
4
5
6
Рисуем дорогу. Красный, жёлтый, зелёный. ПДД. Безопасный маршрут школа- дом.
4
Творческая деятельность, выставка рисунков
10.09.
11.09.
15.09.
15.09.
7
8
9
10
Изготовление поделок из природного материала, аппликаций. Выставка «Осенний вернисаж»
4
Творческая деятельность, участие в школьной и районной выставках
17.09.
18.09.
19.09.
11
12
13
Акция «Открытка ко дню Старшего поколения»
4
Творческая деятельность, подарок
22.09.
23.09.
24.09.
25.09
2909.
30.09.
01.10.
14
15
16
17
18
19
20
Подготовка, проведение и участие в классных мероприятиях «День Старшего поколения»
7
Творческая деятельность, подарок
02.10.
25.10.
21
Операция «Сувенир» ко дню Матери.
4
Творческая деятельность, подарок
Ноябрь
06.11.
08.11.
Рисунки ко дню народного единства. Час общения.
Участие в школьной выставке.
2
Выставка рисунков
Ноябрь
13.11.
15.11.
Мастерская «Сувенир». Подарок для мамы
4
Творческая деятельность, подарок
Ноябрь
19.11.
22.11.
27.11.
29.11.
22
23
24
Подготовка, проведение и участие в классных мероприятиях «День матери»
8
Коллективное разучивание песен, стихотворений
Декабрь
04.12.
06.12.
11.12.
13.12.
25
26
27
28
Мастерская Деда Мороза «Твори, выдумывай, пробуй». Изготовление ёлочных украшений.
4
Выставка рисунков и поделок
Декабрь
18.12.
29
Подготовка и участие в КТД.
4
Индивидуальные и групповые работы
Декабрь
20.12.
30
Выпуск классной газеты
4
Сбор материала, фотографии, рисунки, индивидуальные работы
Декабрь
25.12.
31
Дежурство в классе. Операция «Чистый класс».
1
Уборка класса. Дежурство по графику
Декабрь
27.12.
32
Подготовка и участие в конкурсах различного уровня.
1
Индивидуальные и групповые работы
(еженедельно)
Январь
10.01.
33
Уход за комнатными растениями в классе.
1
Индивидуальная работа
Январь
15.01.
17.01.
34
35
Ремонт книг в библиотеке.
2
Акция
Январь
22.01.
24.01.
29.01.
31.01.
36
37
38
39
Акция «Подкорми птиц зимой» (изготовление кормушек, поделок, рисунков).
4
Творческая деятельность, изготовление кормушек, выставка рисунков
Февраль
05.02.
07.02.
40
41
Подготовка и участие в конкурсах различного уровня.
2
Индивидуальные и групповые работы
Февраль
12.02.
12.02.
42
43
Мастерская «Сувенир». Подарок для папы
2
Творческая деятельность, подарок
Февраль
19.02.
21.02.
44
45
Подготовка, проведение и участие в классных мероприятиях «День Защитника Отечества»
2
Коллективное разучивание песни, стихотворений
Февраль
26.02.
28.02.
46
47
Подготовка и участие в конкурсах различного уровня.
2
Индивидуальные и групповые работы
Март
05.03.
07.03.
48
49
Мастерская «Сувенир». Подарок для мамы
2
Творческая деятельность, подарок
Март
12.03.
14.03.
50
51
Подготовка и участие в конкурсах различного уровня.
2
Индивидуальные и групповые работы
Март
19.03.
21.03.
52
53
Подготовка и участие в конкурсах различного уровня.
2
Индивидуальные и групповые работы
Апрель
02.04.
04.04.
09.04.
54
55
56
День космонавтики (поделки, рисунки, выставка о космосе). Беседа «На пыльных тропинках планет»
3
Выставка рисунков
Апрель
11.04.
57
Выпуск классной газеты
1
Сбор материала, фотографии, рисунки, индивидуальные работы
Апрель
16.04.
18.04.
58
59
Акция «Гнездовье для птиц», «Встречаем весну» (изготовление кормушек, поделок, рисунков).
2
Творческая деятельность, изготовление кормушек, выставка рисунков
Апрель
23.04.
60
Подготовка и участие в конкурсах различного уровня.
1
Индивидуальные и групповые работы
25.04.
61
Акция «Письмо ветерану ВОВ»
1
Творческая деятельность, пишем письма
Апрель
30.04.
62
Беседа «Никто не забыт, ничто не забыто»
1
Творческая деятельность, подарок
Май
02.05.
07.05.
63
64
Акция «Открытка ветерану ВОВ»
2
Творческая деятельность, подарок
Май
14.05.
16.05.
65
66
Трудовой десант. Благоустройство территории школьного двора, класса.
2
Акция
Май
21.05.
67
Выпуск классной газеты
1
Сбор материала, фотографии, рисунки, индивидуальные работы
Май
23.05.
68
Дежурство в классе. Операция «Чистый класс».
1
Уборка класса
Итого:
136
Заголовок 215