Технологическая карта урока на тему Стороны горизонта.

Технологическая карта урока изучения нового материала.
Класс 5.
Учитель: Иванова Елена Николаевна.
Тема урока: Стороны горизонта.
Цель: сформировать понятия: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», познакомить учащихся со способами определения сторон горизонта, нахождения основных и промежуточных сторон горизонта.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Планируемые образовательные результаты:
предметные: научиться определять стороны горизонта.
метапредметные:
- коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
- регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через новые виды деятельности.
-познавательные: находить основные и промежуточные стороны горизонта.
личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.
Средства (ресурсы) обучения: учебник, атлас, компьютер, проектор, экран, презентация «Стороны горизонта».


Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД на этапах урока.

1
Организационный этап (1 мин).
Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку, организует внимание
Вот звенит для нас звонок – начинается урок.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись. Посмотрите, какая хорошая погода. Нас приветствует солнышко и дарит нам свои лучики добра, счастья ,здоровья. Солнышко «улыбается», давайте и мы улыбнёмся, подарим друг другу прекрасное настроение, чтобы наш урок прошел продуктивно.


Приветствуют учителя, организуют рабочее место.
Личностные: формирование навыков самоорганизации.

2
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (5 мин).
Читает стихотворение:
Из-за моря, океана, Солнце красное встаёт. Горизонт лучами рано, К нам в Евразию идёт. И Восток опять встречает, Расписные нити дня. Волны с берегом играют, Просыпается земля. В полдень солнце светит ярко, Идет в гости словно друг. Но становится всем жарко, Горизонт смотрел на юг. Шаг за шагом, часовые, Мы сменяем пояса. Солнце плечи золотые. В Альпах клонит как всегда. Это Запад провожает, Светлый день к тебе закат. Сном волшебным засыпает, Облака летят, летят. На руке наш верный компас, Стрелкой синею дрожит. Это Север нам свой голос, Подаёт и говорит. Там полярное сиянье, Там зимы большой капкан. Там нашёл свое призванье, Ледовитый океан.
Сергей Саблин.
Предлагает определить тему, цель, а также составить план (маршрут) урока.

Слушают стихотворение.



































Отвечают на вопросы. Определяют тему, цель, план (маршрут) урока.


Познавательные: уметь ставить учебную задачу под руководством учителя, умение излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи.

Регулятивные: умение формулировать тему и цель урока, составление плана, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что подлежит усвоению. Коммуникативные: умение слушать, вступать в диалог, аргументировать свое мнение Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи, развитие логического мышления.





3
Актуализация знаний (2 мин).
Задает вопросы:
Что вы видите вокруг себя на даче, у реки, на море, из окна квартиры? Какой вывод из сказанного можно сделать?

Формулируют ответ, применяя полученные знания.
Делают вывод: мы видим лишь малую часть нашей большой планеты.
Познавательные: делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией.
Регулятивные: описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог
Личностные: развитие логического мышления.



4
Первичное усвоение новых знаний (12 мин).
Загадывает загадки:
«Виден край, да не найдешь», «Бежать, бежать – не добежать, лететь, лететь – не долететь». (Горизонт)
Задает вопросы, в случае необходимости помогает сформулировать определения: Что такое горизонт? Почему до него не добежать и не долететь? Что такое линия горизонта?
Предлагает прочитать фрагмент текста на стр.78, 79, сравнить сформулированные определения класса с написанными учебниками.
Задает вопросы: Почему нельзя дойти до линии горизонта? На сколько километров, мы можем увидеть горизонт? Как с высотой изменяется горизонт?
Предлагает выполнить задание:
Прочитайте текст и ответьте на вопросы. «Увиденная мною картина действительная единственная в мире. Прямо на юг на огромном расстоянии встает конус вулкана Арарат. Западнее его, в синей дымке, виднеются хребты, по которым проходит граница с Турцией. Еще западнее можно рассмотреть Черное море. Прямо к востоку и южнее видны воды Каспийского моря».
Чем мы воспользуемся для определения объекта? Где находится альпинист, описавший свои впечатления? Какие моря он увидел? В каком месте горизонт будет шире?
Предлагает прочитать фрагмент текста на стр. 79, рассмотреть рис. 92 в учебнике и ответить на вопросы.
Что такое стороны горизонта? Зачем их нужно знать? Какие стороны горизонта вы знаете?
Предлагает выйти ученика к доске, начертить и подписать основные стороны горизонта.
Задает вопросы: А какие стороны горизонта относятся к промежуточным?
Предлагает выйти ученика к доске, начертить и подписать промежуточные стороны горизонта.
Предлагает прочитать фрагмент текста на стр. 79 и ответить на вопросы.
Что такое ориентирование? Как можно ориентироваться на местности? Перечислите местные признаки.
Отгадывают загадки, формулируют ответ, применяя полученные знания, формулируют определения.








Читают фрагмент текста в учебнике, сравнивают и записывают определения в тетрадь.

Формулируют ответ, применяя полученные знания.




Выполняют задание, работают с атласом, формулируют ответ, применяя полученные знания.



















Читают фрагмент текста, рассматривают рисунок, формулируют ответ, применяя полученные знания.




Чертят и подписывают основные и промежуточные стороны горизонта как у доски, так и в тетради.






Читают фрагмент текста, формулируют ответ, применяя полученные знания, записывают определение.


Познавательные: Извлечение необходимой информации, находить основные и промежуточные стороны горизонта, выделять главное, существенные признаки понятий.

Регулятивные: Планирование деятельности для решения поставленной задачи, контроль и коррекция полученного результата, высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи, развитие внимания, зрительной и слуховой памяти.


5
Физминутка (1 мин).

Выполняют физминутку.


6
Первичное проверка понимания и закрепление полученных знаний (15 мин).
Предлагает выполнить задания на карточках в группах:
1 группа: 1. Укажите, в каком направлении вы будете возвращать домой, если известно, что в магазин вы шли на северо-запад. 2. Подпишите на рисунке синим цветом основные стороны горизонта, а зеленым - промежуточные.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
3. Подготовьте рассказ о нахождении сторон горизонта по муравейнику.
2 группа: 1. Укажите, в каком направлении вы будете возвращать домой, если известно, что в магазин вы шли на северо-восток. 2. Подпишите на рисунке синим цветом основные стороны горизонта, а зеленым - промежуточные.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
3. Подготовьте рассказ о нахождении сторон горизонта по Полярной звезде.
Слушает выступления групп, комментирует. Задает вопросы на закрепление:
Что такое горизонт? От чего зависит дальность видимого горизонта? Назовите основные и промежуточные стороны горизонта? Что называют ориентированием? В каком направлении от вашего дома находится школа? Какие способы ориентирования на местности вы знаете?
Работают в группах, распределяют роли и задания.







































Формулируют ответ, применяя полученные знания,. Подводят итоги урока.











Познавательные: Выбор эффективных способов выполнения задания, определять свое местоположение, выделять главное, существенные признаки понятий.
Регулятивные: поектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности.

Коммуникативные: Вступать в диалог

Личностные: осознавать причины успеха и неуспеха в учебной деятельности

7
Рефлексия (подведение итогов занятия) (4 мин).
Предлагает оценить свою учебную деятельность:
Я понял тему урока:
Да, полностью.
Частично.
Почти ничего не понял.

Допишите предложения:
Мне особенно понравилось ______.
Мне бы хотелось ______________.
У меня были проблемы на уроке с ________________.
Я оцениваю свою работу на уроке на:
«5»
«4»
«3»
«2»
Оценивают свою учебную деятельность на уроке.
Познавательные: Излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи.

Регулятивные: Контроль и оценка своей деятельности на уроке

Коммуникативные: уметь слушать, вступать в диалог, уметь формулировать и аргументировать свое мнение.

Личностные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

8
Информация о домашнем задании (1мин).
Параграф 16, вопросы 1-7 стр. 80. Творческое задание – составьте кроссворд «Стороны горизонта».
Записывают домашнее задание.
Личностные: формирование навыков самоорганизации.



Источники информации учащихся:
География. Начальный курс. 5 кл.: учебник – И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2016.
География. Начальный курс. 5 кл.: атлас. – М.: Дрофа, 2016.
Презентация «Стороны горизонта».


15