Рабочая программа внеурочной деятельности «Чудесная мастерская» 1 – 4 класс
МБОУ «средняя общеобразовательная школа№5»
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Чудесная мастерская»
1 – 4 класс
Педагог: Можарчук Т.В.
-2014-
Пояснительная записка
Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности.
Оно способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».
Содержание программы является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии) в освоении различных видов и техник искусства. Программа знакомит со следующими направлениями декоративно – прикладного творчества: бисероплетение, бумагопластика, изготовление кукол, которые не разработаны для более глубокого изучения в предметных областях. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Значительное место в содержании программы занимают вопросы композиции, цветоведения.
Программа способствует:
-развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;
-помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;
-формированию понятия о роли и месте декоративно – прикладного искусства в жизни;
-освоению современных видов декоративно – прикладного искусства;
-обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности, пониманию связи художественно – образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;
-созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы;
-знакомству с историей бисероплетения, бумагопластики, и изготовления кукол, народными традициями в данных областях.
Цель программы:
-Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства.
-Формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.
Цель может быть достигнута при решении ряда задач:
-Расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства.
-Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно – прикладным искусством.
-Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;
-Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий.
- Приобщать школьников к народному искусству;
-Реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
-Воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.
-Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
Программа строится на основе знаний возрастных, психолого – педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста.
Программа предполагает поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности.
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 ч в неделю).
Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания.
Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.
Ожидаемые результаты
Освоение детьми программы направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
- учебно – познавательный интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- ориентация на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Младшие школьники получат возможность для формирования:
- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
- эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Младшие школьники получат возможность научиться:
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия.
- пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно - творческой;
- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.
-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.
- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;
Младшие школьники получат возможность научиться:
-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию;
Младшие школьники получат возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.
Оценка планируемых результатов освоения программы
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портофолио.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий
Выставки могут быть:
однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
тематические - по итогом изучения разделов, тем;
итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.
Портфолио – это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.
Тематическое планирование
1 класс
Номер раздела,
темы
Название разделов и тем
Кол-во часов
Дата проведения
всего
план
факт
1.
Вводное занятие
1
1
Знакомство с правилами безопасности труда. Беседа о видах декоративно-прикладного искусства. Рисование страны мастеров.
1
2.
«В чудесном лесу»
4
1
Работы с природными материалами «Старик- лесовик»
1
2
Разноцветные жучки (из камней)
1
3
Аппликация из листьев, цветов
1
4
Жар- птица (из проса)
1
3.
«Бумажный город»
4
1
Знакомство с «оригами»
1
2
Парус и рыбка (оригами)
1
3
Жар-птица (оригами)
1
4
Объемное конструирование из модулей «Лебедь»
1
4.
«Ниточная страна»
3
1
Игрушка-сувенир «Вигвам»
1
2
Аппликация из резаных ниток. Пейзаж
1
3
Коконы из ниток. Утка, утята.
1
5.
«Пластилиновая гора»
2
1
Лепка персонажей «Дюймовочка»
1
2
Живопись из пластилина
1
6.
«Остров ненужных вещей»-
3
1
Аппликация из стружек
1
2
Фоторама из фантиков
1
3
«Подснежники» (из одноразовых ложек)
1
7.
«Лебединое озеро»
2
1
Аппликация из ваты, пуха, перьев
1
2
Игрушки из яичной скорлупы
1
8.
«Омут плетения»
2
1
Макраме. Виды узлов
1
2
Кашпо для цветов
1
9.
«Лоскутный город»
2
1
Аппликация из ткани «Почтальон»
1
2
«Декупаж». Шкатулка.
1
10.
«Башня принцессы Иголочки
2
1
«Кот». Изонить
1
2
«В подводном мире» Изонить
1
11.
«Дворец бисера»
4
1
Низание дугами. Фиалки.
2
2
Параллельное плетение. Лилии.
2
12.
«Замок вязания»
2
1
Воздушные петли. Столбики с накидом
1
2
Воздушные петли. Столбики с накидом.
1
13.
Итоговое занятие
1
1
Оформление выставки
1
Итого: 33 часа
Тематическое планирование
2 класс
Номер раздела,
темы
Название разделов и тем
Кол-во часов
Дата проведения
всего
план
факт
1.
Введение: правила техники безопасности
1
1
Чему будем учиться на занятиях. Цвет. Цветовой круг.
1
2.
Работа с природными материалами
4
1
Аппликация из листьев «Кролик». «Гриб». «Рыбки»
2
2
Поделки из природного материала
2
3
3.
Бумагопластика
12
1
История бумаги. Технологии работы с бумагой
1
2
Цветы из салфеток.
2
3
Оригами. «Лягушонок». «Зайчик». «Тюльпан».
3
4
Снежинки
2
5
Новогодняя открытка
1
6
Аппликация «Сад своими руками»
2
7
Аппликация «Веселые часики».
1
4.
Бисероплетение
6
1
Техника параллельного низания. «Мышка»
2
2
Аппликация из бисера.«Подарок к 8 марта»
2
3
Аппликация из бисера. «Роза»
2
5.
Пластилинография
10
1
Полуобъемное изображение на плоскости. «Мультипликационные герои»
2
2
Жанр изобразительного искусства - натюрморт. «Осенний натюрморт»
2
3
Жанр изобразительного искусства – портрет. «Веселый клоун»
2
4
Жанр изобразительного искусства – пейзаж. «Цветение лотоса»
2
6.
Итоговое занятие. Выставка лучших работ
2
Итого: 34 часа
Тематическое планирование
3 класс
Номер раздела,
темы
Название разделов и тем
Кол-во часов
Дата проведения
всего
план
факт
1
Вводное занятие. Правила техники безопасности. Чему будем учиться на занятиях.
1
2
Работа с природными материалами.
Аппликация «Корова
1
3
Работа с природными материалами.
Аппликация «Рыбки».
1
4
Работа с природным материалом. Аппликация «Кролик»
1
5
Работа с цветной бумагой. Аппликация «Мой сад»
1
6
Работа с цветной бумагой. Аппликация «Груша
1
7
Работа с природными материалами.
Аппликация из перьев «Птица». «Кошка».
2
8
Работа с пластилином. «Мой четвероногий друг»
2
9
Работа с цветной бумагой. Аппликация «Объемный апельсин».
2
10
Работа с цветной бумагой.
Аппликация «Кораблик».
2
11
Аппликация из ткани «Петушок
2
12
Работа с цветной бумагой.
Аппликация «Веселые часики».
1
12
Работа с бумагой. Поделки из салфеток.
«Розочки»
2
14
Работа с природным материалом. Техника – соломка.
Аппликация «Птичка».
2
15
Работа с бумагой. Поделки из салфеток «Цыплята».
2
16
Работа с бросовым материалом. Поделки из пластиковых бутылок.
«Ёлочка».
2
17
Работа с бросовым материалом
Поделки из пластиковых бутылок. «Вешалка
2
18
Работа с бумагой. Аппликация «Корзина с ягодами».
2
19
Аппликация «Барашек».
1
20
Работа с пластилином. Объемная композиция «Сказочный город»
2
21
Изготовление мозаики из яичной скорлупы «Моя фантазия»
1
22
Итоговое занятие. Выставка лучших работ.
1
Итого: 34 часа
Тематическое планирование
4 класс
Номер раздела,
темы
Название разделов и тем
Кол-во часов
Дата проведения
всего
план
факт
1.
Вводное занятие. Правила техники безопасности. Чему будем учиться на занятиях.
1
2.
Гипс. Разновидности гипса и его свойства. Применение гипса в изготовлении изделий. Отливка барельефов.
8
1
Изготовление магнитиков. Технология выполнения.
4
2
Литьё из гипса. Изготовление рамки для фото.
4
3.
Вводное занятие. Основные виды бисерного искусства. Техника безопасности при работе с бисером.
6
1
Низание крестиками
3
2
Параллельное низание. Плоскостные миниатюры в технике параллельного низания (утенок, лягушка, гусь, божья коровка, черепаха, бабочка, стрекоза, и др.)
3
4.
Изготовление декоративной вазы из папье-маше (поэтапное выполнение изделия).
3
1
Изготовление декоративной вазы из папье-маше (грунтовка и роспись готовой работы)
3
5.
Знакомство с видами бумаги и приемами работы с ней.
5
1.
Оригами – цветы из бумаги.
2
2.
Изготовление цветов из гофрированной бумаги.
3
6.
Знакомство с техникой - мозаикой из яичной скорлупы.
9
1.
Изготовление мозаики из яичной скорлупы «Арбуз»
3
2.
Изготовление мозаики из яичной скорлупы «Моя фантазия»
3
3.
Проектная работа по самостоятельном выбору учащихся.
3
7.
Итоговое занятие. Выставка лучших работ.
2
Итого: 34 часа
Список литературы
1. Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).
2. Блонский, П.П. Психология младшего школьника. / П. П. Блонский., Воронеж: НПО «Модек», 1997.
3. Григорьев, Е. И. «Современные технологии социально - культурной деятельности» / Е. И. Григорьев, Тамбов, 2004
4. Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях / И. Н. Ерошенков - М.: НГИК, 1994.-32с.
5. Куприянов, Е. А. Салина, Н. Г. Крылова, О. В. Миновская; Под ред. А. В. Мудрика. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 240с.
6. Молотобарова, О. С. Кружок изготовления игрушек – сувениров: Пособие для руководителей кружков общеобразоват. шк. и внешк. учереждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 176 с.: ил.
7. Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн. для учителя нач. классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1985. – 112с.
8. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н. К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176с. – (Методика).
9. Сборник авторских программ дополнительного обр. детей / Сост. А. Г. Лазарева. – М.: Илекса; Народное образование;
Ставрополь: Сервисшкола, 2002. – 312с.
15