Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука юного железнодорожника» по профориентации младших школьников


Негосударственное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат № 24 среднего (полного) общего образования открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
Рассмотрено Согласовано: « Утверждаю»
на заседании МО Зам директора по УВР Директор школы
Протокол №___ ___________________ ________________
От «__»______20__г. «___»_______20____г. «___»______20___г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Азбука юного железнодорожника»
по профориентации младших школьников
Составила: Белоусова Д.В.
«Азбука юного железнодорожника»
Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе адаптационной авторской программы по внеурочной деятельности « Азбука юного железнодорожника». Авторы разработки Суслаева О.В., Низовцева Л.М., г. Тайшет 2005г.
Актуальность.
На 29 съезде профсоюзов президент компании ОАО «РЖД» Якунин Владимир Иванович отметил, что «Ближайшее десятилетие – это десятилетие борьбы за кадры», а в целевой программе «Молодежь Компании на 2005 – 2010 гг» выделена подпрограмма «Подросток» для детей 7 – 17 лет. Реализация ее – наша основная задача.
Социальная, научная и практическая значимость.
программа поможет заложить основу для дальнейшей профессиональной ориентации школьников на профессии железной дороги;
представляет основу работы педагогов по ознакомлению младших школьников с железной дорогой и ее профессиями;
представляет последовательную систему для получения знаний младшими школьниками.
Основные пути реализации данной программы:
формирование личности воспитанника с учетом особенностей физического, психического развития, индивидуальных возможностей
выявление интересов и наклонностей детей;
знакомство с ведущими железнодорожными профессиями, посещение железнодорожных предприятий.
расширение деятельности уголков железнодорожного транспорта
проведение конкурсов детского творчества на железнодорожную тематику
издательская деятельность
Цель программы – ранняя профориентация на профессии железнодорожного транспорта.
Излагаемая программа представляет систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике, направленных на формирование у младших школьников необходимого уровня знаний о железной дороге и ее профессиях. Темы занятий выстроены по алфавиту.
Формы и режим занятий:
сюжетно – дидактические игры
ознакомление с художественной литературой
ознакомление с окружающим миром.
конструированию из бумаги, из природного и бросового, из строительного материала
развитие речи
раскраска и рисование
сюжетно – ролевые игры
викторины.
музыкальные и спортивные мероприятия
экскурсии
Ожидаемые результаты:
расширение знаний об истории железных дорог, особенностях профессии железнодорожника
развитие навыков делового общения, умения вести конструктивный диалог, публично выступать.
формирование умения ясно излагать свои мысли на бумаге.
повышение уровня эрудиции учащихся.
развитие творческих способностей
Обучение предполагается начать со 2 класса.
2 класс – 32 занятия в год
3 класс – 17 занятий в год
Предполагаемый курс рассчитан на 49 часов. Разработанная программа «Азбука юного железнодорожника» имеет множество практических занятий для закрепления теоретических знаний. Максимальное использование игровых, занимательных, активных форм работы в программе, создает благоприятные естественные условия для понимания и усвоения детьми, полученных знаний, способствует ранней профориентации младших школьников.
Литература.
Авдеев О.Т. Царскосельская железная дорога: иллюстрированное издание. – М., Маршрут, 2006. – 172 с.
Маркевич О.В. «Загадки старой дороги». Иркутск: издатель ООО НПФ «Земля Иркутская, 2007. – 48 с.
Зензинов Н.А., Рыжак С.А. «Выдающиеся инженеры и ученые железнодорожного транспорта» - М.: Транспорт, 1978. – 328 с.
Энциклопедия «Железнодорожный транспорт» - М., 1994. – 560 с.
Гордиенко Т.Н. «Моя железная дорога» - Иркутск: Облмашинформ, 2006. – 200 с.
Гордиенко Т.Н., Долганов А.А. «Толковый словарь юного железнодорожника» - Иркутск: издательство НП ТПО «Сибирская поляна», 2008. – 176 с.
Методическая документация, сайт «Детские железные дороги» http://www.dzd–ussr.ru/doc/metod/index.html
Чарноцкая Л.П. «Железная дорога от А до Я». – М., Транспорт, 1990. – 207 с.
Михайлов Н.Д. «Кружок юных железнодорожников».
«Опасные игры на железной дороге». Восточно-Сибирское линейное УВД МВД России. – Иркутск: ДЦНТИ ВСЖД, 2011. – 28 с.
Улыбышева М. «От паровоза до «Сапсана» - М.: ООО «Издательский дом «Фома», 2012. – 124 с.
Программа 1-й год обучения. 2 класс.
№ Тема. Основное содержание занятия. Примерная учебно-методическая литература и дидактический материал.
1 А
А что мы знаем о железной дороге?  Что такое ж\д?  «Моя железная дорога», Т.Н.Гордиенко, А.А.Долганов, Иркутск, 2006 г., с.6 – 9. «От паровоза до «Сапсана», М. Улыбышева, с.6 – 13. Презентация.
2 Б Большие светофоры. Знакомство со светофором. История создания. Функции. Фотографии светофора. «Толковый словарь юного железнодорожника», Т.Н.Гордиенко, А.А.Долганов, Иркутск, 2008 г., с 134.
3 В Вагоны.  Какие бывают вагоны? Из чего делались первые вагоны и из чего делаются сейчас. Правила поведения в вагонах. Конкурс рисунков «Мой вагончик», придумываем свои вагоны. М.Улыбышева «От паровоза до сапсана», с. 20 – 21, фломастеры, листы для рисунков. «Толковый словарь», с. 16.
4 Г Городские, лесные, ж\д переезды.  Познакомить с разными видами переездов. Охраняемый и неохраняемый переезд. Шлагбаум.
Ролевая игра «Как перейти переезд».  Лекция к уроку «Правила перехода ж\д переездов»
5 Д Джордж Стефенсон, Черепановы. Паровоз – история создания.  Кто стоял у истоков паровозостроения? Какие были первые паровозы? Презентация «От «Сопящего дьявола» до Сапсана. М.Улыбышева «От паровоза до «Сапсана».
6 Е Его высочество Вокзал, станция.  Как возникли вокзалы и станции, для чего они служат.
Иркутский вокзал.  М.Улыбышева «От паровоза до сапсана», презентация «Вокзалы России и мира».
7 Ж Железнодорожная викторина.  Закрепить полученные знания. Листы для ответов. Материал для викторины.
8 З Знаменитые паровозы – памятники.  Знаменитые паровозы, музеи на открытом воздухе. Паровозы во время войны. Фотографии паровозов, распечатанные тексты для чтения «Интересные  истории о паровозах»
9 И «История тайшетского паровоза-памятника».  Когда и за какие заслуги был поставлен паровоз на пьедестал. Кто водил его? Какие маршруты выполнял. Экскурсия. 
10
11 К Конструируем макеты паровозов. 2 урока. КТД.  Из разных материалов конструируем вагоны. КТД. Коробки, фломастеры, ножницы, клей, цветная бумага. Фотографии паровозов.
12 Л Локомотивное депо.  Познакомить с понятием «локомотивное депо». Для чего служит.  Презентация.
13
14
15 М Мультик «Наш паровозик из Ромашкова» (рисуем м\ф). 3 урока. КТД.  На занятиях создать м\ф, снять его на камеру.  Фломастеры, краски, фотоаппарат.
16 Н Новые, необычные ж\д мосты.  Предназначение мостов. Материалы для строительства. Знаменитые мосты мира.  Фотографии, иллюстрации, журналы. «Толковый словарь юного железнодорожника», с. 59. «От паровоза до сапсана», с.90.
17 О О костюме.  История костюма. Какая форма была вначале, как она изменялась. Понятие – «профессиональная одежда».  Презентация «История костюма» (интернет).
18 П Привычная электричка.  Функции электрички, правила поведения в ней. Маршрут, контролер, билет.  «Железнодорожные» билеты. Игра ролевая «Купите билет».
19 Р «Раз и мы едем, едем, едем!» игра – путешествие.  В игровой форме познакомить с ж\д маршрутами Иркутской области.  Карта Иркутской области, песня «Мы едем, едем, едем!», вопросы и задания по пройденной теме.
20 С Самые умные правила безопасности в картинках. На занятии повторить правила безопасности на ж\д, нарисовать их и сделать стенд. Карандаши, краски, готовые правила в картинках для наглядности, ватман.
21 Т Тайшет. Станция. История создания.  Рассказать об истории создания города. Как город превратился в узловую станцию. Стратегическое значение станции. Фотографии, презентация «Станция Тайшет». 
22 У Учебный центр.  Познакомить с учебным центром  Экскурсия.
23 Ф Фотографический альбом «Ж/д профессии наших мам».  Создать альбом.  Фотографии мам, клей, ножницы, папка с файлами.
24
25 Х Хронология создания кругобайкальской ж\д. 2 урока.  Необходимость создания дороги. Сложности, препятствия, сроки строительства.  Презентация.
«Моя железная дорога», с.33-56
26 Ц«Ценим людей хороших», из серии «Встречи с интересными людьми». Воспитывать в детях гордость  Чаепитие. Сувениры.
27 Ч Чисто ж\д профессии – машинист, диктор, диспетчер.  Познакомить ребят с железнодорожными профессиями, осуществлять профориентационную деятельность.  «Моя железная дорога», с.165 – 169.
28 Ш Школьная презентация любой ж\д профессии.  Просмотр презентаций, приготовленных учащимися и родителями. Интернет. Литература по ж\д профессиям. 
29 Щ «Щуки» и Овечки» - интеллектуальная игра.  Игра в форме «Что? Где? Когда?»  Сценарий игры, приготовленный по имеющейся литературе.
30 Э Эксклюзивные подарки для ветеранов ж\д, сделанные своими руками.  Готовим подарки для ветеранов. Бумага, краски, клей, фломастеры, готовые открытки. Слайды примерных готовых изделий. 
31 Ю Юмористический праздник «Папа, мама, я – ж\д семья».  В юмористической форме обобщить знания детей, полученные в течение года об изученных ж\д профессиях.  Сценарий проведения праздника.
32 Я Я и мои знания (итоговое занятие).  Итоговая конкурсная программа.  Викторина.
Программа 2-й год обучения. 3 класс.
№ Тема Основное содержание занятия. Примерная учебно-методическая литература и дидактический материал.
1 Кто в поезде главный? О работе машиниста и помощника машиниста. Профессия – проводник. Ролевая игра «Мы в поезде». «Моя железная дорога», с. 166-168, 173. (Т.Н.Гордиенко, А.А. Долганов. – Иркутск).2 Экскурсия в музей локомотивного депо. Познакомиться с работой локомотивного депо, с экспонатами музея, известными железнодорожниками города. Экскурсия.
3 Почему поезд бывает пожарным? Познакомить с работой пожарного поезда.
История создания пожарных поездов. Толковый словарь юного железнодорожника, с. 103 – 105. (Т.Н.Гордиенко, А.А. Долганов. – Иркутск).4 «Загадки железнодорожной колеи». Одна ли колея у разных стран Европы? Какая ширина у колеи? «Моя железная дорога», с.13.
Фоторепортаж
5 Создание альбома о железной дороге (стихи о профессиях ж\д, игры, загадки, рассказы, рисунки, картинки, фотографии и пр.) Коллективная проектная деятельность. Литература о железнодорожном транспорте, журналы, интернет. Картинки, рисунки, фотографии, клей, ножницы, альбом.
6 БАМ. Когда и для чего возникла идея строительства БАМа. «Моя железная дорога», с. 69.
Презентация.
Игра – аббревиатура, придумай свой вариант.
7 Вокзалы БАМа Познакомить с вокзалами БАМа, рассказать об идее создания вокзалов народами разных национальностях. «Моя железная дорога», с. 139.
Презентация.
8 Тепловозы Беседа о тепловозах. «Моя железная дорога», с. 96.
Фотографии, иллюстрации.
9 Электровозы Ознакомительная беседа об электровозах. «Моя железная дорога», с. 100.
Фотографии, иллюстрации. Игра «Электровоз» (придумать слова на ж\д тему по буквам слова).
10 Грузовые вагоны. Урок – презентация «Знакомьтесь грузовые вагоны!»
«Моя железная дорога», с. 107.
Презентация.
Кроссворд (материал для кроссворда).
11 Рисуем книгу «Поезда реальные и придуманные».
Обобщить знания детей о вагонах и поездах. Развивать фантазию детей. «От паровоза до «Сапсана» М. Улыбышева, «Моя железная дорога», журналы, иллюстрации паровозов, поездов, вагонов.
12 Паромные переправы. Для чего служатж\д паромные переправы. Работа с картой.
«Моя железная дорога», с. 115.
Фильм о работе переправ. Карта России.
13 Викторина «Юный железнодорожник» Конкурсная программа. Стенд с вопросами викторины.
«Толковый словарь юного ж\д».
14
15 Оформляем огород на подоконнике в виде паровоза с вагонами, в которых посажены растения. Сельскохозяйственные перевозки. Урок – практикум.
Значимость сельскохозяйственных перевозок для страны. Семена растений, контейнеры, бумага, фломастеры, клей.
Игра «Кто, кто, в вагончике живет?»
16 Проект.
Составляем коллаж «Моя железнодорожная семья» «Знакомим друзей со своей семьей».
Воспитывать семейные ценности, пропагандировать ж\д профессии. Фотографии, фломастеры, клей, альбом.
17 Игра – путешествие. Виртуальное путешествие «Путешествуем по городам Иркутской области». Конкурсная программа, путешествие по станциям. Обобщить знания детей. Итоговое занятие. Презентация «Вокзалы Иркутской области». Сценарий конкурсных заданий и игр.
Тематическое планирование 1 –й год обучения.
№ Тема занятия Количество часов Дата
1 А что мы знаем о железной дороге? 1 2 Большие светофоры. 1 3 Вагоны. 1 4 Городские, лесные, ж\д переезды. 1 5 Джордж Стефенсон, Черепановы. Паровоз – история создания. 1 6 Его высочество Вокзал, станция. 1 7 Железнодорожная викторина. 1 8 Знаменитые паровозы – памятники. 1 9 «История тайшетского паровоза-памятника». 1 10 Конструируем макеты паровозов. 2 урока. КТД. 2 11 Локомотивное депо. 1 12 Мультик «Наш паровозик из Ромашкова» (рисуем м\ф). 3 урока. КТД. 3 13 Новые, необычные ж\д мосты. 1 14 О костюме. 1 15 Привычная электричка. 1 16 «Раз и мы едем, едем, едем!» игра – путешествие. 1 17 Самые умные правила безопасности в картинках. 1 18 Тайшет. Станция. История создания. 1 19 Учебный центр. 1 20 Фотографический альбом «Ж/д профессии наших мам». 1 21 Хронология создания кругобайкальской ж\д. 2 урока. 2 22 «Ценим людей хороших», из серии «Встречи с интересными людьми». 1 23 Чисто ж\д профессии – машинист, диктор, диспетчер. 1 24 Школьная презентация любой ж\д профессии. 1 25 «Щуки» и Овечки» - интеллектуальная игра. 1 26 Эксклюзивные подарки для ветеранов ж\д, сделанные своими руками. 1 27 Юмористический праздник «Папа, мама, я – ж\д семья». 1 28 Я и мои знания (итоговое занятие). 1 Тематическое планирование «Азбука юного железнодорожника» 2-й год обучения.
№ Тема занятия Количество часов дата
1 Кто в поезде главный? 1 2 Экскурсия в музей локомотивного депо. 1 3 Почему поезд бывает пожарным? 1 4 «Загадки железнодорожной колеи». 1 5 Создание альбома о железной дороге (стихи о профессиях ж\д, игры, загадки, рассказы, рисунки, картинки, фотографии и пр.) 1 6 БАМ. 1 7 Вокзалы БАМа 1 8 Тепловозы 1 9 Электровозы 1 10 Грузовые вагоны. 1 11 Рисуем книгу «Поезда реальные и придуманные».
1 12 Паромные переправы. 1 13 Викторина «Юный железнодорожник» 1 14 Оформляем огород на подоконнике в виде паровоза с вагонами, в которых посажены растения. Сельскохозяйственные перевозки. 2 15 Проект.
Составляем коллаж «Моя железнодорожная семья» 1 16 Игра – путешествие. 1