Технологическая карта урока Стороны горизонта. Ориентирование 
Технологическая карта урока
Учитель: Курбанова Зимфира Хинабиевна 
Учебный предмет: География
Класс: 5 класс
МБОУ СОШ №6 г. Сургут
Тема урока:  Стороны горизонта. Ориентирование 
Тип урока: изучение нового материала
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Познавательная 
Коммуникативная 
Регулятивная 
Осуществляемые действия 
Формируемые способы деятельности 
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
1
2
3
4
5
6
7
Этап «Постановка цели и задачи урока»
1.Задает вопросы по теме прошлого урока, с цель. актуализации знаний.
 Какую тему изучали на предыдущем уроке? О чем шла речь на уроке?
- Что такое горизонт?
-       Когда горизонт будет расширяться?
Отгадайте загадку: Эта линия всё время. Между небом и землёй. Хоть весь год к ней прошагаем, А на месте мы с тобой.  Как называется эта линия? Ответ: Линия горизонта.
 Можно ли дойти до этой линии?
 2. Дети, кто из вас  любит путешествовать? Чтобы отправиться в путешествие, что нужно для этого знать? Как находят путь путешественники?
Просит выдвинуть предположения о теме предстоящего урока. 
·       Сегодня на уроке мы узнаем, как найти правильное направление в пути, то есть научимся ориентироваться на местности по сторонам горизонта.
3. Организует беседу, выделяющую представление детей о Сторонах горизонта.
В мире ест четыре брата:Север, Юг, Восток и Запад.Братья эти - страны света,Ну, а дом их - вся планета.
Отправляясь в далекие путешествия, люди ориентируются по сторонам горизонта.
4. Организует работу по  обсуждению проблемного вопроса «Зачем  нужно изучать Стороны горизонта»  с целью:
- правильно мотивировать на изучение новой темы.
5. Подводит итог беседы.
6.Демонстрирует слайды презентации.
7. Ставит цель урока.
Слушают вопросы учителя. Вспоминают тему и содержание прошлого урока.
Анализируют слайды презентации 
 Выдвигают предположения о теме урока. Формулируют задачи урока. Знать стороны горизонта и уметь ориентироваться на местности.
Уметь: определять стороны горизонта.
Смотрят презентацию. 
Участвуют в обсуждении проблемного вопроса.
Выделять существенную информацию из текста  презентации.
Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию  личного жизненного опыта. 
Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.
Слушать  учителя и собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. 
Контролирует правильность ответов обучающихся.
Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. 
Этап «Изучение новой темы»
1. Организует работу с текстом. Словарная работа: ориентирование  
 Ориентирование – от слова «ориент» (восток) – место восхода Солнца.
Ориентирование – умение правильно находить стороны горизонта. 
2. Демонстрирует слайды презентации.
Учащиеся  работаю с текстом   в сопровождении  слайдов презентации. Работа проводится с целью: изучения новых для учащихся терминов и определений.
.
Анализировать:
 содержание текста, статистических материалов и презентации. Давать определение понятиям. Устанавливать причинно – следственные связи.
Учитывают разные мнения и стремятся к координации личных позиций.
Осуществляют контроль, коррекцию, оценку действий. Умеют убеждать.
 Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор. Использовать речь для планирования и регулирования своей деятельности.
Планирует пути достижения целей.
Устанавливает целевые приоритеты.
Принимает решения в проблемной ситуации на основе переговоров.
Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.
1.Организует  практическую работу: Работа со звездочкой сторон горизонта. С целью определения основных и промежуточных сторон горизонта.
 Рассказ учителя.       Издавна люди заметили, что в полдень Солнце находится на юге. Если в полдень встать спиной к Солнцу, то впереди будет север, позади – юг, слева – запад, справа – восток. Однако определить стороны горизонта по Солнцу можно только днем и только в ясную погоду.
3.  Организует Просмотр видеоролика «Ориентирование на местности».  Задает вопросы по фильму. 
Учащиеся читают текст параграфа учебника в сопровождении   слайдов презентации. 
Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий.  
Структурирует текст  выделяя главное и второстепенное.
Делают умозаключения и выводы на основе аргументации.
Осуществляют контроль, коррекцию, оценку действия партнера. Отображают в речи содержание
совершаемых действий  в форме громкой социализированной речи.  
Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. 
Организовать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Адекватно  и самостоятельно оценивает правильность выполнения действий и вносит необходимые коррективы.
Принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.
Этап «Закрепления изученного»
1.Проводит практическое задание (отработка практических навыков) 
Один ребенок – Солнце, второй – ориентирующийся. 
- Как нужно встать по отношению к Солнцу днем, чтобы определить стороны света? (Ребенок встает спиной к «Солнцу».)
- Как будут располагаться стороны света от ориентирующегося? (Дети встают с табличками: север, юг, запад, восток.) С целью  определения уровня усвоения знаний по теме урока.
1.Организует работу по карточке с целью  проверки  умений работы с текстом, выделять главное.
Выполняют тест. Работа проводится с целью: проверки полученных знаний.  На слайде правильные ответы и алгоритм оценивания. Проверяют, сравнивают с образцом и ставят себе оценку. 
Анализировать:
 содержание текста и выбирать вариант ответа.
Учитывают разные мнения, формулируют собственное  мнение и позицию, аргументируют ее.
Осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера. Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств. 
Адекватно  и самостоятельно оценивает правильность выполнения действий и вносит необходимые коррективы.
Планирует пути достижения цели. Уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им.
Этап «Домашнее задание»
1.Объесняет сущность задания.
параграф 14. Сообщение на тему «Стороны горизонта»
-
-
-
-
-
-
15