Человек и мир. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование на местности


Тема экскурсии: Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование на местности
Цели экскурсии:
— актуализировать знания учащихся о растениях и животных ближайшего окружения;
— создать условия для применения полученных знаний о способах ориентирования на практике;
— развивать умения распознавать растения и животные, наблюдать за сезонными явлениями, рефлексивные умения;
— воспитывать чувство восхищения красотой природы, стремление выполнять правила природоохранного поведения.
Оборудование: шест, компас, планшет, карандаши, бумага, карточки с заданиями для групп.Ход экскурсии:
Необходимая подготовительная работа проводится в классе, перед проведением экскурсии. Сама экскурсия проводится желательно примерно за полчаса до полдня. Экскурсия проводится в ясную солнечную погоду.
В начале экскурсии целесообразно остановиться в каком-нибудь красивом уголке школьного двора или недалеко от школы. Эта часть экскурсии посвящается актуализации имеющихся у школьников знаний об осенних изменениях в природе, развитию у них эстетических чувств.
— Посмотрите вокруг, полюбуйтесь красками природы, послушайте ее звуки, почувствуйте ее запахи.
— Как называется этот период осени?
— Что свидетельствует о том, что осень уже наступила?
— Какие растения вы узнали?
— На каких знакомых вам деревьях уже начали желтеть листья? Почему?
— Давайте поиграем в игру «Загадаю – отгадай», чтобы вы проверили себя, как научились распознавать растения ближайшего окружения.
Учитель предлагает краткие описания  расположенных в поле зрения деревьев, кустарников, травянистых растений:
– листья похожи на сердечки, края зубчатые, плоды орешки, собраны в пучки, снабженные одним крылышком; (липа)
– листья также похожи на сердечки, но края цельные, листья темно-зеленые; (сирень)
– листья плотные, с заостренной верхушкой, основание слегка вытянутое, на длинных сплюснутых с боков черешках; (тополь)
– листья мелкие, зубчатые, плоды орешки, напоминают по форме бабочку; (береза)
– листья крупные, резные, на длинных черешках, плоды двукрылатки; (клен)
– лист состоит из трех листиков, цветки розового или белого цвета, напоминают головку; (клевер).
Фронтальная практическая работа по ориентированию на местности.
Затем школьники переходят на открытую или частично открытую местность. Учитель напоминает задачи предстоящей работы, знакомит с планом работы.
— Мы обязательно проработаем свои знания на экскурсии: ориентирование на местности, определение горизонта и т.д.
— Выясните, на какой местности – открытой или закрытой – мы находимся, в виде чего (круга, полукруга) вы видите горизонт, почему?— Определите, где на местности линия горизонта.
— На каком расстоянии примерно она находится?
— А если нам нужно увидеть местность дальше этой линии горизонта, что нужно сделать для этого?
— Есть ли вблизи более высокие места, с которых мы могли бы наблюдать линию горизонта? (Учитель обращает внимание детей на то, что если возникнет когда-нибудь необходимость (например, вы заблудились) увидеть местность дальше, нужно вблизи найти более высокое место и подняться на него.)
Учитель напоминает, как важно уметь ориентироваться на местности и предлагает сориентироваться на местности с помощью компаса, т.е. определить в какой стороне горизонта находится от нас школа. Учащиеся вспоминают, как это можно сделать, с помощью чего. Учитель принимает предложения детей. Дети пробуют определить стороны горизонта по местным признакам (если есть таковые).
— Но как узнать, насколько верны эти местные признаки?
— Каким правилам ориентирования по местным признакам нужно следовать?
— Давайте проверим правильность определения сторон горизонта по местным признакам с помощью компаса!
— Кто расскажет нам правила пользования компасом?
Определение сторон горизонта по компасу.
— В каком направлении от нас находится школа?
Учитель уточняет, в каком направлении нужно идти, чтобы вернуться в школу, в каком направлении от школы дети шли на место проведения экскурсии.
Организуются тренировочные упражнения на местности – определяется, в какой стороне горизонта по отношению к месту стоянки детей находятся некоторые местные предметы (одиноко стоящие деревья, другие школьные сооружения, стоянка автобусов и т.п.).
Определение сторон горизонта с помощью шеста
Учитель подводит учащихся к шесту на площадке (в начале первого). Еще до полдня и в полдень по заданию учителя один из учеников отмечал длину тени, падающей от шеста. Учащиеся выясняют, какой это способ определения сторон горизонта, как этим способом пользоваться. Уточняется время.
— Что здесь еще не хватает?
Кто-то из учащихся сначала отмечает длину тени. Обращается внимание на увеличение длины тени после полудня. (Если экскурсия проводится в другое время, пользуются уже готовым отметками длины тени, сделанные учителем заранее.) Школьники определяют по длине тени стороны горизонта: ищут самую короткую тень, вспоминают, какая сторона горизонта находится в этом направлении (пишут на песке букву «С»),  выясняют, как называется противоположная сторона, как найти запад и восток. Все направления прочерчиваются на песке, подписываются стороны горизонта. На песке, таким образом, получаем схему, показывающую стороны горизонта. Затем школьники определяют промежуточные стороны горизонта, показывают их на схеме.
— Полученные данные сверяем с компасом.
Самостоятельная практическая работа в группах. Каждая группа отправляется на свое место работы и выполняет задания по определению местоположения указанных предметов. После выполнения работы нужно проверить полученные результаты, сверить данные по одним и тем же предметам. Выясняется причина различий в полученных результатах (дети находись в разном положении относительно одних и тех же предметов).
Подведение итогов.
— Чему вы сегодня научились на экскурсии?
— Где могут пригодиться умения ориентирования на местности?
— Что было самым сложным в работе? Почему?
— Что больше всего понравилось? Почему?
— Как вы себя чувствовали на экскурсии?
— Что помогало поддерживать хорошее настроение, желание работать?
— Какое растение вам больше всего понравилось в это время года? Почему?
— Давайте поблагодарим природу своими улыбками за подаренные нам приятные чувства, за прекрасную погоду, за солнечные лучики, согревавшие нас во время нашей экскурсии!