Тематическое планирование .Русский язык.2 класс . Зеленина .Хохлова.
Русский язык (5 часов в неделю)
Система: Традиционная.
Программа: «Школа России» (под редакцией Плешакова)
Л.М. Зеленина, М.Е. Хохлова
Русский язык «Грамматика, лексика, орфография, речевое развитие»
Москва. Просвещение. 2005г. 2 класс.
Учебные материалы:
а.) Зеленина Л.М. «Русский язык».
Учебник для 2 класса четырехлетней начальной школы. В двух частях. 2-е издание.
Москва. Просвещение. 2001г.
б.) Тесты. Л.М. Фролова. Москва. «Астрель». 2005г. 2 класс.
Скопина Е.В., Жиренко О.Е. Поурочные разработки по русскому языку, М., «Вако», 2004
Формы контроля:
диктант – 7
развитие речи – 13
проверочные работы – 8
контрольное списывание – 3
тест – 2
словарный диктант – 10
Региональный компонент - 18
ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ВО 2 КЛАССЕ
Предложение.
Синтаксис и пунктуация (20 ч).
Смысловая и интонационная законченность предложения. Предложения, состоящие из одного или нескольких слов.
Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные) и по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные}.
Оформление предложений в устной и письменной речи. Интонация. Знаки препинания (точка, вопросительный и воc- клицательный знаки).
Главные члены предложения. Связь слов в предложении. Словосочетания (практическое ознакомление).
Звуки и буквы.
Фонетика и графика (50 ч).
Звуки и буквы, их различие. Гласные и согласные звуки, их различие. Слогообразующая роль гласных.
Деление слов на слоги. Перенос слов по слогам.
Й (и краткое), различие букв й и и. Перенос слов с буквой и.
Ударение. Ударные и безударные гласные в слове. Произношение ударных и безударных гласных в слове. Их обозна-чение на письме. Непроверяемые безударные гласные.
Произношение парных и непарных звонких и глухих со-гласных конце слова, Их правописание.
Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягких согласных на письме мягким знаком (ь) или гласными буквами е, ё, ю, я.
Разделительный мягкий знак.
Алфавит.
Большая буква в именах, отчествах, фамилиях, кличках животных, названиях городов, рек и т. д.
Морфология и морфемика (56 ч). Части речи (30 ч).
Имя существительное. Лексическое значение, основные грамматические признаки. Существительные, отвечающие на вопросы кто? что? Изменение существительных по числам.
Имя существительное собственное.
Глагол. Лексическое значение, основные грамматические признаки. Вопросы, на которые отвечают глаголы. Изменение глаголов по числам.
Имя прилагательное. Лексическое значение, основные грамматические признаки. Вопросы, на которые отвечают прилагательные. Изменение имен прилагательных по числам.
Предлог. Значение предлогов в речи. Раздельное написание предлогов со словами.
Состав слева (26 ч).
Понятие о родственных словах. Корень слова. Однокорен-ные слова.
Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание парных согласных в корне слова.
Повторение пройденного за год (10 ч). Чистописание (34 ч).
Закрепление гигиенических навыков письма: правильная посадка, положение тетради, ручки и т. д.
Работа над формами букв и их соединениями в словах. Письмо строчных, прописных букв по группам в порядке усложнения их начертания: 1) и, ш, И, Ш, п, р, т,г; 2) л, м, Л, М, я, Я, А; 3) у, ц, щ, У, Ц, Щ, Ч, ч; 4) Сс, Ее, Оо, а, д, б; 5) ь, ы, ъ и их варианты в соединениях; 6) н, ю, Н, К, к; 7) В, 3, з, Э, э, Ж, ж, X, х, ф; 8) ф, у, г, п, т, р, б, д.
Упражнения по переводу детей на письмо в тетрадях с разлиновкой в одну лияию. Письмо букв, соединений, в которых наиболее часто допускаются недочеты при их начертании: П, Р, Ж, У, Я, X, Н, К, Ф и др.; а, у, д, з, в, б, т и др.
Связное, ритмичное письмо слов и предложений.
Слова с непроверяемыми написаниями: арбуз, берёза, валенки, воробей, город, горох, девочка, дежурный, деревня, завод, заяц, капуста, карандаш, класс, коньки, корова, лисица, лопата, мальчик, машина, мебель, медведь, молоко, морковь, мороз, Москва, одежда, пальто, пенал, петух, платок, посуда, работа, ребята, Россия, сапоги, сахар, собака, сорока, стакан, тарелка, тетрадь, ученик, учитель, хорошо, экран, язык.
у К концу 2 класса обучающиеся должны знать:
что такое предложение повествовательное, побудительное, вопросительное, восклицательное, невосклицательное;
части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог, их лексические и основные грамматические признаки;
что такое корень слова, однокоренные слова.
Обучающиеся должны различать и сравнивать:
словосочетание и предложение;
виды предложений по цели высказывания;
главные члены предложения;
части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол;
однокоренные слова;
звуки и буквы;
признаки гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных, парных и непарных, твердых и мягких согласных.
Обучающиеся должны уметь:
выделять предложения из сплошного текста;
составлять предложения из слов и словосочетаний;
письменно отвечать на вопросы;
находить главные члены предложения;
ставить знаки препинания в конце предложения в зависимости от цели высказывания и интонации;
определять по двум признакам (значению и вопросу) части речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы;
определять число имен существительных, имен прилагательных и глаголов;
раздельно писать предлоги со словами;
выделять корень в однокоренных словах;
подбирать однокоренные слова;
проверять безударные гласные и парные согласные в корне изменением числа и подбором однокоренных слов;
правильно писать слова с непроверяемыми написаниями;
каллиграфически правильно списывать слова, предложения, тексты без пропусков, вставок, искажений букв;
писать под диктовку тексты (3545 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами.
дата
№ урока
Раздел, тема урока
К-во часов
Тип урока
Знания, умения, навыки
Формы контроля
РК
Понятийный словарь
Предложение (12 часов)
1
Язык и речь. Речь – главный способ общения людей.
1ч.
комбинированный
Составление предложений. Предложение –единица речи. Оформление предложения на письме.
Деление текста на предложения.
Устная речь, письменная речь
2
Главные члены предложения.
1ч.
комбинированный
Признаки главных членов предложения.
Работа с текстом.
Главные члены предложения, подлежащие, сказуемое, основа предложения
3
Виды предложения по цели высказывания о интонации
1ч.
комбинированный
Иметь представление о повествовательном предложении
4
Предложения вопросительные
1ч.
комбинированный
Иметь представление о вопросительном предложении и знаках препинания в конце
Составление предложений из слов
Вопросительное предложение, вопросительная интонация
5
Восстановление деформированного текста
1ч.
Развитие речи
Определение границ предложений, тему, идею текста
6,7
Предложения побудительные
2
комбинированный
Иметь представление о побудительном предложении и знаках препинания в конце
Составление предложений из слов
Побудительное предложение, восклицательная интонация
резерв
Восстановление деформированного текста
1ч.
Развитие речи
8
Составление рассказа-миниатюры на тему «Осень»
1
Развитие речи
Развитие литературной речи, выбор главного, составление плана текста, оформление сочинения
сочинение
«Осень на Урале»
сочинение
9
Обобщение знаний о видах предложения
1
обобщающий
Знания о видах предложений и знаках препинания в конце предложений
Проверочная работа
10
Контрольное списывание
1
Распознавание предложений в тексте, грамотное списывание предложений с доски
Проверочная работа
Р.К.
11
Обобщение знаний о предложении
1
обобщающий
Умение работать с деформированным текстом.
Восстановление деформированного текста
12
Зачет по теме «Речь и предложение»
1
контроль
Проверочная работа
13
Диктант
1
контроль
Проверочная работа
14
Закрепление. Работа над ошибками
1
обобщающий
Работа над предложением
Звуки и буквы (64 часа)
15,16,17
Гласные и согласные звуки и буквы
3
комбинированный
Различие звуков и букв, графическое обозначение звуков, проведение фонетического разбора
Транскрипция, звук, буква
18,19
Слогообразующая роль гласных
2
комбинированный
Знание о слогообразующей роли гласных
1. мини-диктант
2. выбор. дикт.
Односложные, двусложные, трехсложные слова
19, 20, 21
1. Буквы И, Й и звуки, которые они обозначают.
2. Различие букв И, Й.
3. Перенос слов с буквой Й.
3
Изучение нового
Запись слов с этими буквами, деление слов на слоги с буквой Й.
1. пред. дикт.
2. Слов. раб.
3. выбор. дикт.
«Наш город»
22
Диктант
1
контроль
23,24,25
Деление слов на слоги и для переноса
3
Комбинированный, урок-тренинг
Умение делить слова на слоги и для переноса
26,27,28
Ударение
3
комбинированный
Умение ставить ударение, уточнить знания об ударении, ударных и безударных гласных, умение орфоэпически правильного произношения
Словарный диктант
Ударный, безударный гласный
29,30,31,32
Ударные и безударные гласные в слове.
Слова с непроверяемыми гласными.
4
Комбинированный, урок-тренинг
Иметь представление об орфограмме,
Словарный диктант
Проверочное слово
33
Изложение текста с языковым анализом
1
Развитие речи
Определение темы и главной мысли текста
изложение
34,35
Слова с проверяемыми безударными гласными
2
комбинированный
Навык проверки б/гласных
36
Контрольное списывание
1
контроль
Проверочная работа
Р.К.
37
Безударная гласная в слове
1
закрепление
Навык проверки б/гласных
38
Произношение и обозначение на письме согласных звуков
1
Изучение нового
Уточнение знаний о согласных звуках, различие звонких и глухих согласных
Словарный диктант
Звонкие, глухие согласные.
Парные, непарные согласные
39
Диктант
1
контроль
Диктант
40
Закрепление. Работа над ошибками.
1
закрепление
Правила написания ударных и б/ударных гласных.
41,42,43,44
Произношение и написание парных и непарных звонких и глухих согласных в конце слова.
4
Изучение нового
Навык проверки парных согласных
Словарный диктант - 2
45
Обучающее изложение
1
Развитие речи
изложение
46
Сочинение по результатам наблюдений «Первый снег»
1
Развитие речи
Сопоставление словесного и зрительного образа, умение письменно выражать свои мысли
Сочинение
Р.К.
47,48
Правописание парных и непарных звонких и глухих согласных в конце слова.
2
комбинированный
Знание о звонких и глухих согласных, способ их проверки
49,50
Правописание парных и непарных звонких и глухих согласных в середине слова.
2
комбинированный
Знание о звонких и глухих согласных, способ их проверки
51
Сочинение по картине Решетникова «Спять двойка»
1
Развитие речи
Соотнесение словесного и зрительного образа, навык описания картины
Сочинение
52
Проверочная работа
1
обобщающий
Умение находить и правильно писать парные согласные
Проверочная. работа
53
Повторение
1
обобщающий
54,55,56,57
Твердые и мягкие согласные звуки
4
комбинированный
Знание о твердых и мягких согласных, обозначение мягких согласных на письме, навык написания слов
Р.К.
58,59
Твердые и мягкие согласные звуки. Сочетание ЖИ-ШИ
2
комбинированный
Навык правописания гласных букв Е, Ё, Ю, Я после согласных, словосочетаний ЖИ-ШИ, ЦЫ-ЦИ
60,61,62
Правописание сочетаний ЧА-ЩА
3
комбинированный
Умение безошибочно писать слова с данными словосочетаниями
С.Р.
63,64
Правописание сочетаний ЧУ-ЩУ
2
комбинированный
Умение безошибочно писать слова с данными словосочетаниями
Обучающий диктант,
Р.К.
65
Правописание сочетаний ЧК,ЧН,ЩН
1
комбинированный
Умение безошибочно писать слова с данными словосочетаниями
66
Обучающее изложение
1
Развитие речи
Умение определять тему текста, составлять предложения
изложение
67,68
Повторение
2
обобщающий
Знание о правописании твердых и мягких согласных
69
Диктант
1
контроль
Диктант
70,71,72,73,74
Разделительный мягкий знак
5
комбинированный
Навык правописания слов с разделительным мягким знаком
1. работа с деформир. текстом
2. С.Р.
Р.К.
75
Контрольное списывание
1
контроль
76
Повторение
1
обобщающий
Знание по теме «Звуки и буквы»
С.Р.
Р.К.
77
Проверочная работа
1
контроль
Диктант
78
Обучающее изложение «Подготовка к Новому году»
1
Развитие речи
изложение
Р.К.
Части речи (37часов)
79
Общее понятие об имени существительном
1
Изучение нового
Различать предмет и слово как часть речи, соотносить вопросы КТО? ЧТО? И слово – название предмета.
С.Р.
Имя существительное
80
Одушевленные и неодушевленные имена существительные
1
Изучение нового
Умение отличать слова, отвечающие на вопрос КТО? От слов, отвечающих на вопрос ЧТО?, находить существительные в тексте, классифицировать существительные на одушевленные и неодушевленные
Р.К.
Одушевленные и неодушевленные имена существительные
81
Изменение существительных по числам
1
комбинированный
Умение изменять существительные по числам
Предупр. диктант
Единственное, множественное число
82
Изменение существительных по числам и родам
1
комбинированный
Определять род существительных
Род имен существительных М.Р., Ж.Р., Ср.Р.
83
Род имен существительных
1
комбинированный
Определять род существительных
Выбороч. диктант
Род имен существительных М.Р., Ж.Р., Ср.Р.
84
Свободный зрительно-слуховой диктант
1
контроль
диктант
Р.К.
85,86,87,88
Имена собственные и нарицательные
4
Изучение нового
Навык правописания заглавных букв в именах собственных, отличать имена собственные от нарицательных
С.Р.
Преддикт
С.Р.
Р.К.
Имена собственные и нарицательные
89
Обучающее изложение
1
Развитие речи
изложение
90
Обобщение о написании слов с заглавной буквы
1
обобщающий
Умение употреблять заглавную букву в именах собственных
Списывание текста
91
диктант
1
контроль
диктант
92
Зачет по теме «Имя существительное»
1
контроль
тест
93
Общее понятие о глаголе
1
Изучение нового
Сопоставлять вопрос, на который отвечает слово и его значение
С.Р.
Глагол
94
Неопределенная форма глагола
1
Изучение нового
Сопоставлять вопрос, на который отвечает слово и его значение
Неопределенная форма глагола
95
Изменение глаголов по числам
1
Изучение нового
Лексико-грамматические признаки глаголов
96
Изменение глаголов по временам
1
Изучение нового
Образовывать от глаголов неопределенной формы глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени
настоящее, прошедшее, будущее временя
97
Сочинение «Четыре времени года в русском лесу»
1
интегрированный
98
Изменение глаголов по числам и временам
1
обобщающий
Различать времена глаголов по смыслу
Проверочная работа
99
Обобщение знаний о глаголе
1
контроль
Проверочная работа
100
Общее понятие о прилагательном
1
Изучение нового
Роль имен прилагательных в речи
Имя прилагательное
101
Связь имени прилагательного с именем существительным
1
комбинированный
Смысловое значение имен прилагательных, правильно ставить к ним вопросы
С.Р.
102
Прилагательные близкие и противоположные по смыслу
1
комбинированный
Слова-антонимы, слова- синонимы
103
Число имен прилагательных
1
Изучение нового
Зависимость имен прилагательных от имен существительных, умение изменять прилагательные по числам
Зрит-слух. диктант
104
Род имен прилагательных
1
Изучение нового
Прилагательные изменяются по родам только в единственном числе
105, 106
Род и число имен прилагательных
2
обобщающий
Умение находить прилагательные в тексте
С.Р.
Преддикт
107
Изложение «Старшие друзья»
1
Развитие речи
Изложение
108
Обобщение знаний об имени прилагательном
1
контроль
тест
109
Общее понятие о предлоге
1
Изучение нового
Предлог – часть речи, его роль в русском языке
предлог
110, 111, 112, 113
Упражнение в написании предлогов
4
комбинированный
Умение употреблять предлоги в речи, писать их отдельно от других слов
Предупр. диктант
114
Списывание с грамматическим заданием
1
контроль
Умение писать наиболее употребляемые предлоги раздельно со словами
115
Диктант
1
контроль
Умение писать наиболее употребляемые предлоги раздельно со словами
Диктант
Корень слова. Однокоренные слова. (26 часов)
116
Окончание и основа
1
Изучение нового
Уметь находить в слове окончание и основу
Окончание, основа
117
Понятие о корне слова
1
Изучение нового
Умение определять в слове корень
Р.К.
Корень слова
118
Понятие о родственных словах
1
Изучение нового
Иметь представление о родственных словах, однокоренных словах.
С.Р.
Родственные слова, однокоренные слова
119, 120, 121
Однокоренные слова
3
Изучение нового
Различать однокоренные слова и его грамматические формы
Зрит-слух. диктант
122
Обучающее изложение «Длиннохвостый разбойник»
1
Развитие речи
123
Списывание с грамматическим заданием
1
контроль
Р.К.
124, 125
Обобщение по теме «Корень слова»
2
обобщающий
Умение находить в тексте однокоренные слова
С.Р.
Пр. Р
126
Диктант
1
контроль
Диктант
127, 128, 129, 130, 131, 132, 133
Правописание б/гласных в корне слова
Письмо по памяти
7
Комбинированный
Обобщающ.
Навык способов проверки б/гласных в корне
С.Р.
Пр.Р
С.Р.
134
Изложение «Птичка»
1
Развитие речи
изложение
135
Правописание б/гласных в корне слова
1
Обобщающ
Пр.Р.
136, 137, 138, 139
Правописание парных согласных в корне
4
Комбинированный
Обобщающ.
Написание парных звонких и глухих согласных в корне
С.Р.
Объяс-ред.
диктант
Р.К.
140
Проверочная работа
1
контроль
Навык грамотного письма
Зрит. Дикт.
141
Закрепление. Работа над ошибками.
1
закрепление
Знание по изученным темам
Связь слов в предложении (12 часов)
142
Предложение. Связь слов в предложении.
1
комбинированный
Уметь вычленять предложения, составлять предложения по деформированному тексту, умение устанавливать связь слов в предложении по вопросам.
143
Связь слов в предложении.
1
повторение
умение устанавливать связь слов в предложении по вопросам.
144, 145, 146, 147, 148, 149, 150
Главные члены предложения. Словосочетания.
7
Комб.
Обобщающ.
умение устанавливать связь слов в предложении по вопросам.
С.Р.
С.Д.
Р.К.
151
Словарный диктант
1
контроль
Навык правописания словарных слов, нахождение ударных и б/ударных гласных
С.Д.
152
Восстановление деформированного текста по иллюстрации на тему «Защитники»
1
Развитие речи
Умение восстанавливать деформированный текст
Пр. Р.
Р.К.
153
Главные члены предложения.
1
обобщающ.
Обуч. диктант
Повторение (9 часов)
154, 155
Предложение
2
обобщающ.
156, 157
Правописание б/гласных
2
обобщающ.
158, 159
Правописание парных согласных
2
обобщающ.
160
Контрольное списывание
1
обобщающ.
161, 162, 163
Правописание орфограмм в корне
3
обобщающ.
164
Диктант
1
контроль
165, 166
Обобщение знаний по курсу
2
Обобщающ
контроль
Резерв – 4 часа
15