План-конспект урока открытия нового знания по окружающему миру для 2 класса Земля в космосе
План – конспект урока «открытия» нового знания
ФИО Прокудина Ирина Владимировна
Место работы МОУ “Средняя общеобразовательная школа № 2 п. Пангоды”
Должность учитель начальных классов
Предмет окружающий мир
Класс 2
Тема и номер урока в теме “Земля в космосе”, 1 урок
Базовый учебник А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан “Окружающий мир. (“Наша планета Земля”) 2 класс. Учебник в 2-х частях
Планируемые результаты:
Личностные
Принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности и осознание личностного смысла учения;
Познавательная активность, интерес к познанию, в том числе к изучению окружающего мира, к предметно - исследовательской деятельности;
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
Способность к рефлексивной самооценке собственных действий
Готовность придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;
Умение самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
Умение в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Предметные
Сформированность представления учащихся о Солнечной системе.
Знакомство с основными типами небесных тел: звёздами и планетами.
Знакомство с планетами Солнечной системы, умение различать планеты и звёзды
МетапредметныеРегулятивные универсальные учебные действия
самостоятельное формулирование цели урока после предварительного обсуждения;
в диалоге с учителем и товарищами обнаружение и формулирование учебной проблемы;
определение наиболее эффективных способов решения проблемы и достижения результата;
совместно с учителем планирование своих действий по решению проблемы;
следование составленному плану и осуществление пошагового контроля своих действий по достижению результата;
при необходимости с помощью учителя внесение корректив в план действий по достижению цели;
освоение основ рефлексивной деятельности;
в диалоге с учителем умение вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Коммуникативные универсальные учебные действия
умение донести свою позицию до других:
оформление своих мыслей в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
высказывание своей точки зрения и попытки её обосновать, приводя аргументы.
умение слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, готовность изменить свою точку зрения.
чтение вслух и про себя текстов учебника и при этом: ведение «диалога с автором» (прогнозирование будущего чтения; постановка вопросов к тексту и поиск ответов; проверка себя); отделение нового от известного; выделение главного; составление плана.
умение договариваться с людьми: выполнение различных ролей в группе, сотрудничество в совместном решении проблемы (задачи).
уважительное отношение к позиции другого, стремление договариваться.
Познавательные универсальные учебные действия
формирование умения определять границы собственного знания и «незнания»
отбор необходимых для решения учебной задачи источников информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
умение перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий, делать выводы на основе обобщения знаний.
преобразование информации из одной формы в другую: представление информации в виде текста, таблицы, схемы.
Тип урока урок “открытия” нового знания
Формы работы учащихся
групповая, индивидуальная, фронтальная
Необходимое техническое оборудование
ПК учителя (с выходом в Интернет), проекционная система, нетбуки (с выходом в Интернет) у обучающихся.
Дидактические материалы и вспомогательное оборудование:
Презентация PowerPointБланки для самоконтроля.
Листы для оценивания эффективности групповой работы для каждой группы.
Плакат «Земля в космосе»
Глобус (или несколько для работы в группе)
Лампа (или несколько для работы в группе)
Мяч большой и маленький
Бумага разных цветов, пластилин, фломастеры
Выставка дополнительной литературы по этой теме
Структура и ход урока
№ Этап урока
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2) Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) Деятельность ученика Время
(в мин.)
0 До начала урока (на перемене) Проверяет работу сети, проверяет у всех ли открыты ЭУ Включают нетбуки или планшеты, открывают электронный учебник на перемене
1 Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности “Девиз” (1) Приветствует учащихся, объявляет о начале урока, предлагает прочитать девиз урока и мотивирует на “открытие” нового знания. Создаёт условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»).
Выделяет содержательную область («могу»). Читают на слайде девиз: «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому» и настраиваются на “открытие” новых знаний. 1
2 Этап актуализации и фиксации затруднения в деятельности “Соедини пары” (2) Объявляет учащимся об отправке ссылки на интерактивное задание “Соотнеси пары”. Объясняет порядок выполнения задания по ссылке и предлагает соединить вопрос с правильным ответом. Отправляет учащимся ссылку на оценочный лист
Проверяет выполнение задания на экранах устройств учащихся.
Демонстрирует экраны обучающихся с выполненным заданием и организует взаимопроверку.
Выставляет оценки за выполнение задания в оценочный лист. Выполняют интерактивное задание “Соотнеси пары”, знакомятся с оценочным листом, выявляют ошибки и работают над их устранением,
сравнивают варианты выполненных заданий, участвуют во взаимооценивании. 3
3 Этап постановки учебной задачи Объявляет об отправке ссылки на on-line доску, организует коммуникативную деятельность учеников (обсуждение диалога героев) по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы и активизирует на поиск противоречий и формулировку возникающих вопросов.
Предлагает сформулировать тему урока и сравнить с формулировкой в учебнике.
Организует мозговой штурм “Знаю - Интересно” Проходят по ссылке, обсуждают диалог героев, соотносят их действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т. д.), делают предположение об ошибочности мнения одного из героев, выявляют причину затруднения, формулируют вопросы и фиксируют их во внешней речи (стикерами на on-line доске).
Формулируют тему урока «Земля в космосе».
5
4 Этап построения проекта выхода из затруднения Организует коллективную деятельность детей в форме мозгового штурма (подводящий диалог, побуждающий диалог и т. д.).
Организует составление плана урока.
Отправляет ссылку на информационный ЭОР (статьи учебника нас. 36–39)
Предлагает обсудить содержание ЭОР
Фиксирует в речи и знаково новые понятия и способы действия (Вводит понятия звезда, созвездия, планеты, Солнечная система.)
Озвучивает, что учебная задача разрешена. Выбирают метод разрешения проблемной ситуации и на основе выбранного метода выдвигают и проверяют гипотезы.
Участвуют в составлении плана урока
План (примерный).
1.Солнце, Луна и звёзды.
2.Размер звёзд.
3.Планеты.
4.Космос.
Участвуют в построении и обосновании нового способа действий.
Приходят к выводу, что учебная задача решена. 4
5 Физкультминутка Организует выполнение комплекса упражнений под музыку Выполняют упражнения. 1
6 Этап первичного закрепления во внешней речи “Звёзды и планеты” (3) Использует приём «Концептуальная таблица», предлагает отразить различия в ИРЛ (таблице для совместного редактирования) “Звёзды и планеты”, на которую даёт ссылку.
Организует проверку групповой работы. Открывают и просматривают информационный ЭОР
Обсуждают содержание ЭОР
Участвуют в групповой работе (по 4 человека 6 групп).
Представляют результаты работы групп.
(В форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.) 7
7 Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону “Земля в космосе” (5) Объявляет об отправке ссылки на кроссворд и организует индивидуальную работу, создавая ситуацию успеха, способствующую включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность.
Отправляет ссылку с правильным выполнением задания и ссылку на оценочный лист обучающимся, выполнившим задание. Самостоятельно выполняют задание на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом, и сами оценивают ее. 5
8 Этап включения в систему знаний и повторения “Строение Солнечной системы” (6) Организует онлайн-игру, включая новое знание в систему знаний (также выполняются задания на тренировку ранее изученных алгоритмов и подготовку введения нового знания на последующих уроках) Принимают участие в игре (в парах сменного состава)
7
9 Этап рефлексии деятельности “Удалённость от Солнца” (4) Организует самооценку учениками деятельности на уроке (заполнение третьего столбика “Узнал” в таблице “З-И-У”)
Организует беседу по вопросам:
– Что нового узнали?
– Как узнали, что помогло?
– Где пригодятся знания?
Фиксирует степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности.
Организует рефлексивную деятельность по вопросам:
– Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?
– Как работал ты?
– Какую работу мы сегодня выполняли?
– Чему учились?
– Кто или что вам помогало справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
Оценивает работу учащихся с учётом критериев.
Объявляет об отправлении ссылки на задание для выполнения дома, инструктирует о его выполнении, намечает цели последующей деятельности. Заполняют третий столбик “Узнал” в таблице “З-И-У”, участвуют в обсуждении.
Участвуют в самооценивании и взаимооценивании.
6
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ Название ресурса Тип, вид ресурса Форма предъявления информации
(текст, иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1 “Девиз” информационный рисунок https://docs.google.com/drawings/d/1qipwo7uqlZ0Thh5Re8C8K3nV9XxVToUg0mRAoLyKi98/edit2 “Соедини пары” практический рисунок https://docs.google.com/drawings/d/1oD2XVdsn8O0IqGkyXCh898fsSKKpfCVwvYjrUn2eErY/edit3 “Звёзды и планеты” ИРЛклассификация http://LearningApps.org/watch?v=p2rabvk6j014 “Удалённость от Солнца” ИРЛпоследовательность http://LearningApps.org/watch?v=pbqceacec015 “Земля в космосе” практический кроссворд http://LearningApps.org/watch?v=ph40b4vea016 “Строение Солнечной системы” практический on-line игра http://LearningApps.org/watch?v=pk5s6d7r3017 “Планеты Солнечной системы” практический рисунок https://docs.google.com/drawings/d/1102s1aRFzle6Eghw3XDkJDJFjmdUD71nPJIF30Sf1J8/edit