Конспект урока по познанию мира на тему: стороны горизонта 
Краткосрочный план Учитель: Чех Н.Н.
Класс   1 «В» Предмет
Познание мира Дата
4.12.14 Урок 1
Тема урока: Стороны горизонта
Цель: Знакомство с понятиями: горизонт, линия горизонта,
Задачи урока: 1.  Закрепление и углубление представлений о пространстве. Развитие наблюдательности, любознательности, умений делать выводы. 
2.Способствовать развитию аналитического мышления: умения сравнивать, сопоставлять, анализировать. 
3.Содействовать воспитанию культуры общения в парах, группах.
Результат  обучения: (А,Б,В) А: умеют точно раскрывать смысл «Горизонт»  — это видимое вокруг нас пространство; сравнивать, рассуждать, аргументировать свою точку зрения, вести продуктивный диалог.
Б: могут распознать  понятие «Горизонт, линия горизонта» ; умеют  самостоятельно классифицировать их по группам, делают выводы
В: знают и понимают элементарные понятия горизонт,линия горизонта.
Вид деятельности  (краткий ход урока с указанием подходов и времени) Действия учителя
Действия ученика
Вводная часть:   
 
Использование ИКТ
Презентация -
(слайд№1)
1.Организует, активизирует учащихся, создаёт положительный эмоциональный настрой 
Учитель создаёт «Круг радости»
— Прижмите ладошки друг друга. Передайте тепло друг другу. Посмотрите в глаза друг другу и мысленно пожелайте добра и успеха.
(Звучит музыка тихо) 
«Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
     А поможет всё узнать наша любознательность.» 
2.Формирует на группы - .Времена года. Зима,Весна.Лето.Осень.Наблюдатели.
. Учитывается  попадания в каждую группу учеников А,Б,В 1.Дети  выполняют движения. (слайд №1),
проверяют готовность к уроку,
настраиваются на продуктивную работу и групповое взаимодействие.
 
2.По временам года:
 1гр – Зима 
  2гр.- Весна
  3гр.- Лето.
  4гр. – Осень
5 гр. - Наблюдатели
Дети составляют правила в группах.
Прием «Кластер»
Оценивание групп
Взаимооценивание 
Прием «Большой» палец»
Основная часть
1.Погружение в тему. 
  Коллективная работа.
ОдО  Выработать критерии успешности.
.
Использование ИКТ
Видеосюжет о мышке Шуне.
Продолжение видеосюжета о мышке Шуне.2.Работа по теме урока. (отработка практических навыков)
ОДО«Светофор»
.
4. Проверка понимания.
 Физминутка6.Закрепление пройденного.
НПО, КМ 
ОдО взаимооцениваниеНа партах лежат листы.Конверты с рисунками (времена года)
Каждая группа должна составить Кластер на свою тему. Затем,защитить его.
Наблюдатели, расходятся по группам и наблюдают, как работают дети. Затем возвращаются к себе и оценивают группы.
Защита работ.
1. Актуализация знаний.
Формулировка темы, задач урока.
(слайд №2) 
Учитель предлагает учащимся выработать  критерии успешности.
Провести на всех этапах урока взаимооценку   групп. Используя рефлексивную таблицу с символами каждой группы (На постере клеют смайлики) 
Смайлик с улыбкой - хороший ответ.
Смайлик не улыбается – неполный ответ.
Смайлик расстроился   – слабый ответ.
Давайте мысленно выйдем из школы. Расскажите, что вы увидели.
- Вы увидели объекты, которые занимают какую-то долю пространства. Видимое пространство кажется нам особенно большим на ровном, открытом со всех сторон месте: на море, в поле, т.е. там, где нам не мешают ни дома, ни деревья, ни горы, видно далеко- далеко.
-Отгадайте загадку, а поможет вам ребус. (слайд 3)
         Он и летом и зимой-
         Между небом и землёй.
         Хоть всю жизнь к нему иди-
         Он всё будет впереди.
                                                 (горизонт)
-О чём сегодня пойдёт речь на уроке?
Как вы думаете, чему мы сегодня должны научиться на уроке?
- Что же такое горизонт вы сможете ответить просмотрев сюжет о мышке Шуне и ее друзьях (слайд 4)
-Это слово не русское, оно пришло к нам из греческого языка и значило «намечать границу»
-Как вы поняли из слов мышки, что же такое горизонт?  (слайд 5-8)
 - А сейчас давайте посмотрим продолжение сюжета о мышке Шуне и волчонке Зубочке, и узнаем ещё кое-что интересное о линии горизонта. 
-О каком секрете линии горизонта рассказал художник мышке Шуне и её другу Зубочке? (О  том, что линию горизонта можно двигать).
-Правильно,  при подъёме вверх линия горизонта будет от нас отодвигаться, а сам горизонт, то есть видимое пространство – расширяться.
-А теперь я предлагаю всем вам  встать. Повернитесь, пожалуйста, на север; на юг; на восток; на запад.
-Почему вы затруднились выполнить мою просьбу? (Ответы детей).
-Чтобы её выполнить,  нужно  знать,  чем являются север, юг, восток и запад и в какой стороне они находятся.
В мире ест четыре брата:Север, Юг, Восток и Запад.Братья эти - страны света,Ну, а дом их - вся планета.
-А разобраться в этом нам опять  поможет мышка Шуня и её друзья: Лёша и кот Коксик. (Слайд 9)
Послушайте  сказку.
Сказка  про  Север, Юг, Запад, Восток.
Ведущий: - Как-то раз  встретились Север, Юг, Запад  и  Восток, чтобы  решить, кто  из  них  важнее.
Север: - Я  холодными  ветрами  управляю, льдами  да  снегами. Я - самый  важный и  самый 
 главный! Я  всех  заморозить  могу!
Юг: - А  вот  и  не  всех. Меня  ты  не  заморозишь - такой  я  тёплый. Я  твои  льды  своими  тёплыми 
 ветрами  растопить  могу. Я – самый  важный! Я  тёплыми  морями  управляю.
Восток : - Откуда  тепло  исходит?  От  Солнца! А  где  оно  встаёт? На  востоке. Выходит, что самыйглавный  из вас – я!
Запад: - Встаёт-то  оно  на  востоке, да  вот  потом  на  закате  ко  мне  на  запад  уходит. Значит,
Больше  ему  там  нравится. Поэтому  самый  важный – я!
Ведущий: - Но  тут  Солнце, которое  за  их  спором  с  неба  следило, улыбнулось  и  говорит:
Солнце: - Все  вы  одинаково  хороши  и  важны – вы  людям  правильный  путь  находить  помогаете!
-Сделайте  вывод: какая  из  сторон  горизонта  важнее?
-Какие  стороны  горизонта  вы  знаете? 
-Зачем  нужно  их  знать?
- В  походе  нам  нужно  быть  внимательными. Проведём  игру  на  внимание.
2.Фронтальный опрос .Работа по учебнику.стр.26-27
 Чтобы узнать, как ещё можно назвать братьев сторон горизонтов, откроем свои учебники на стр.16 и прочитаем три абзаца. 
 С какими сторонами горизонта мы познакомились еще. (слайд 10-11)
-А теперь я предлагаю отдохнуть. Сейчас мы проведём физ. минутку, которую вы честно заслужили.
- Спал  цветок и  вдруг  проснулся,
   Больше  спать не  захотел.
   Лети, лети, лепесток, через  запад  на  восток,
   Через  север, через  юг, 
   Возвращайся, сделав  круг,
   Лишь  коснёшься  ты  земли, 
   Нам  за  парты  сесть вели.
Работа в парах (карточки)
-А сейчас я предлагаю вам поработать в парах (совместно друг с другом). Каждый из вас  своему соседу по парте перечислит  основные стороны  горизонта, через которые летел наш лепесток. 
-А теперь, совместно, обозначьте на данных схемах основные стороны горизонта сокращённо, заглавными буквами Групповая работа:
Б и В: разбор картинок, их  анализ. 
А: синтезируют все ответы и делают вывод.
. 
Ребята анализируют,делают выводы.
.
Учителю с помощью сигнала светофора подают готовность.
А,Б: оказывают помощь
Защита групп.
Дети составляют критерии оценивания и заполняют таблицу:
1.Точность и ясность ответов
2. Слаженность в работе.
3. Креативность.
4. Регламент выступления
      
(ответы детей)
Групповая работа:
Б и В: разбор картинок, их  анализ. 
А: синтезируют все ответы и делают вывод.
. 
Ребята читают текст.
.
Учителю с помощью сигнала светофора подают готовность.
А,Б: оказывают помощь. 
Игра  
В: могут воспользоваться помощью членов группы, учителя с помощью сигнала светофора.
А.Б: Самостоятельно составляют вывод по теме
Подготовленные дети.
(инсценирование  сказки)
Дети отвечают на вопросы.
В: могут воспользоваться помощью членов группы. Учителя с помощью сигнала светофора.
Б: Самостоятельно составляют вывод по теме
Ответы детей: 
Самостоятельная работа
по учебнику.
В: могут воспользоваться помощью членов группы. Учителя с помощью сигнала светофора.
Б: Самостоятельно составляют вывод по теме
А: руководят группой
( Дают ответы)
 (Раздать схемы)
В: могут воспользоваться помощью членов группы..
Б: Самостоятельно составляют вывод по теме
А: руководят группой
Заключительная часть
1)ОО 
2)Рефлексия. Приём «Глобус » 1) Сумативное оценивание учителя 
(по ходу урока).
2) Улыбающийся смайлик – очень уверен
    Неулыбающийся смайлик  -  немного уверен
   Грустный смайлик  – не уверен. Ресурсы:
Правила группы
Экран «Критерии успешности»
Эмблемы с рисунками времен года
Образцы для самопроверки, светофоры. 
Видеосюжет
Презентация по теме
Прием «Кластер
Учебники
Рефлексия- плакат «Глобус»
Мультимедийная  доска 
Смайлики
Конверты с рисунками Времена года,лист А3 с названиями времен года.
Домашнее задание:
Стр 26-27.