Использование игровых технологий на уроках географии.
Учитель и ученик растут вместе.
Конфуций.
В современной практике обучения географии большую популярность получили игровые технологии. Использование игр в обучении географии решает множество задач. Игровые формы обучения способствуют использованию различных способов мотивации.
Мотивы общения, моральные мотивы, познавательные мотивы:
Учащиеся, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнения товарищей;
Совместные эмоциональные переживания способствуют укреплению межличностных отношений;
В игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения;
В игре команды или отдельные ученики изначально равны. Результат зависит от самого ученика, уровня его подготовленности.
Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры), стимулирует учащегося к достижению цели (победе)
Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса.
Учебная игра дает положительный результат лишь при условии ее серьезной подготовки, когда активны и ученики, и сам учитель. Особое значение имеет хорошо разработанный сценарий игры, где четко обозначены учебные задачи, каждая позиция игры, обозначены возможные методические приемы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов. Типов игр много. Большой популярностью среди обучающихся 6-8 классов пользуются ролевые игры, типа игр-путешествий (примеры: «Путешествие по Мировому океану», «Путешествие по Австралии», «Будущее Антарктиды»). А так же КВН, «Счастливый случай», «Поле чудес», «Своя игра».
В 9-11 классах ролевые игры постепенно изменяются, в них используется более сложные ситуации (пресс-конференции, уроки-ярмарки, «круглые столы»). При изучении курса «Экономическая и социальная география мира» (10-11 классы) целесообразно использовать не более одной игры в разделе. Этого будет достаточно с точки зрения разгрузки учащихся и, исходя из учебного времени. Более того, игры достаточно сложны в плане подготовки и проведения и требуют значительных усилий и затрат времени со стороны учителя и учащихся.
Игровой урок позволяет применять групповую форму работы. Разные группы учащихся могут включаться в выполнение различных заданий с той целью, чтобы потом полнее осветить разные вопросы изученного материала. На этих уроках восстанавливаются знания, предупреждается забывание. Их развивающая функция проявляется через способы анализа, систематизации материала. Воспитательные задачи решаются не только через методы, содержание учебного материала, но и через организацию коллективной деятельности учащихся.
К педагогическим подходам организации игр необходимо отнести ряд следующих моментов.
Выбор игры. Выбор игры зависит от того, каков ребенок, что ему необходимо. Если игра коллективная, необходимо знать, каков состав играющих, их интеллектуальное развитие, интересы, уровни общения и совместимости и т.п.
Предложение игры. Главная задача в предложении игры заключается в возбуждении интереса к ней. Сюда входит объяснение ее правил и действий. Игру следует объяснять кратко и точно, непосредственно перед ее началом.
Оборудование и оснащение игровой площадки (кабинета).
Оформление, соответствующая перестановка мебели, что создает новизну и будет способствовать повышению эмоционального фона урока.
Разбивка на команды, группы, распределение ролей в игре.
При распределении командных ролей следует делать так, чтобы роль помогала неавторитетным укрепить авторитет, неактивным - проявить активность, недисциплинированным - стать организованными.
Развитие игровой ситуации. Под развитием понимается изменение положения играющих, усложнение правил игры, смену обстановки, эмоциональное насыщение игровых действий.
Урок, проводимый в игровой форме, требует определенных правил.
Предварительная подготовка.
Обязательные атрибуты игры.
Обязательная констатация результата игры.
Компетентное жюри.
Обязательны игровые моменты не обучающего характера для переключения внимания и снятия напряжения.
Главное – уважение к личности ученика, не убить интерес к игре. Учебная игра дает положительный результат лишь при условии ее серьезной подготовки, когда активны и ученик, и сам учитель. Особое значение имеет хорошо разработанный сценарий игры, где четко обозначены учебные задачи, каждая позиция игры, обозначены возможные методические приемы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов.
Литература:
Кукушин В.С. Теория и методика обучения. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: «Феникс»,2005
Интегрированное обучение. Педагогические технологии. Методические разработки.- Томск, 2004
Ксензова Г.Ю. «Перспективные школьные технологии» М.: Педагогическое общество России, 2001