Конспект урока по окружающему миру Посмотри вокруг. Стороны горизонта (2 класс) 
Учитель:  Масловская Алла АнатольевнаУМК «Школа  России»
Окружающий  мир - 2  класс
Тема  урока:« Посмотри  вокруг. Стороны  горизонта»
Цели  и  задачи урока:
предметные:
-познакомить  учащихся  с  понятиями «горизонт», «линия  горизонта», «основные  и промежуточные стороны  
горизонта», учить определять  стороны  горизонта
метапредметные:
-развивать  устную  речь, расширять  кругозор  учащихся, пополнять  словарный  запас,
- способствовать  воспитанию  интереса  к  предмету
Планируемые  результаты:
- уч-ся должны знать названия сторон  горизонта, уметь определять их
Ресурсы:  мяч, индивидуальные  рабочие  листы  для  учащихся, учебники,таблички  со  словами, 
слайды  для  интерактивной  доски
Ход  урока
Этапы  урока Предметные  учебные  действия Формирование универсальных  учебных  действий
Организационный  момент -  Начинается  урок, 
Он  пойдет  ребятам  впрок.
   Постарайтесь   всё  понять, 
   Что-то  новое  узнать!
Учебная  ситуация
Целеполагание - Ребята, на  весенних  каникулах  мы  планируем  с  вами  пойти  в поход. Но  чтобы  в  походе  нам  не  заблудиться, не  сбиться  с  пути, дойти  до  нужной  цели, нужно  уже  сегодня  начать  к нему  готовиться.
-Какие знания и умения  нам  понадобятся  в
походе?
-Как  вы  думаете, а что будет самым
  главным, чему  мы  должны  научиться?(ориентироваться  в сторонах света, чтобы не заблудиться)
- Какова  же  цель  нашего  урока?(учебник с. 70)
-Назовите  тему  нашего  урока.(слайд 1)
Получение новых  знаний - Мы  с  вами  живём  на  большой  красивой  планете. Как  она  называется?(слайд 2 один щелчок)
(слайд 3)
- Уже  в  древности  мудрецы  размышляли  об  этом. Они  думали, что  Земля – плоский  остров. Он  лежит  на  спинах  больших  слонов, которые  стоят  на  панцире  огромной  черепахи, плавающей  в  океане.
- Как  вы  думаете, правы  ли  были  мудрецы?
(слайд 4  один щелчок)
- Чтобы определить, кто прав, послушайте  рассказ  В. Горькова и Ю. Авдеева «Как выглядит Земля»
(учебник с. 72-73)
(После прочтения один щелчок)
- В  том, что  Земля  имеет  форму  шара, люди
  убедились задолго до  того, как  поднялись  в 
 космос. 
(слайд 6 один щелчок)
-  Когда  люди  научились  строить  парусные 
 корабли  и  стали плавать  по  морям, они
  заметили  одну интересную особенность: когда 
 мореплаватели  встречали  другой корабль, то
  вначале  они видели  лишь  флаг  на верхушке 
 мачты(щелчок), затем  мачту  корабля(щелчок), а  лишь  потом  и  весь  корабль. (щелчок)
(слайд 8 один щелчок)
- Прошло  много  лет  с  тех  пор, как  отважный 
 капитан Фернан  Магеллан  и  его  товарищи 
 отправились  в кругосветное  путешествие. 
- Всё  время  они  плыли  в  одну  и  ту  же
  сторону  на  парусных  кораблях  в  течение  трёх 
 долгих  лет  и возвратились  домой  с 
 противоположной  стороны.
(один щелчок)
- Правильно. Это  путешествие  ещё раз доказало, 
что  Земля имеет  форму  шара.
- Отправляясь  в  путешествие, люди  узнавали  
всё  больше нового. Земную  поверхность, 
которую  они  видели  вокруг  
  себя,  люди стали  называть  горизонтом. 
- Откройте  учебник  на  странице 70  и  найдите  в
нём  определение  горизонта, прочитайте.
- Прочитайте  определение, которое  даётся  в  учебнике. 
(слайд 9 один щелчок)
-Проведём  опыт. Какую  форму  имеет  планета
  Земля?
- Для  опыта  возьмём  мяч, который  имеет 
 почти  такую  же форму.
- Представьте, что  вы   стоите  на  огромном- 
   преогромном шаре. Вы  не можете  сразу
 увидеть  всю  его поверхность, а только  ту  
часть, которая  находится  с  вашей  стороны, 
   вокруг  вас.
- Вы  увидите  новые  поверхности, но  никогда  не  закончите  своё   путешествие. Ведь  по  шару, как  по  кольцу,  можно  ходить  бесконечно.
- А  задумывались  ли  вы  над  тем, какую
  форму  имеет  планета  Земля?
- Какую же форму  имеет  Земля?
(один щелчок)
- Подумайте, как, какими  способами  люди 
  могли исследовать  Землю? (слайд 5)
- Как  вы  думаете, почему  так  происходило?
(слайд 7)
- Что  доказало  это  путешествие?
- Как вы  думаете, какой вывод о форме 
 Земли сделал  Магеллан после своего
 путешествия?
(один щелчок)
-Что  же  называют  горизонтом?
- А  как  будет  называться  линия, где   небо
 как  бы  сходится   с  землёй?
- В учебнике на с. 70 найдите определение, что такое линия горизонта, прочитайте.
(cлайд 11)
- Как  вы  думаете, можно  ли  добраться  до
 линии  горизонта?
-Что  вы  увидите, если  будете  двигаться  в  каком –нибудь  направлении?
- Сделайте  вывод. Можно  ли  дойти  до  линии  горизонта?
- Послушайте  загадку, о  чём  она?
-  Он  и  летом  и  зимой  
   Между  небом и  землёй.
Хоть  всю  жизнь  к  нему  иди-
   Он всё будет  впереди.            ( горизонт)
- Как  догадались, что  загадка  о  горизонте? 
-По  каким  словам?
Физкультминутка:
- Мы  сейчас  все  дружно  встанем
И  немного  отдохнём.
  Вправо, влево  повернитесь,
  Наклонитесь, поклонитесь.
  Руки  вверх  и  руки  вбок
  И  на  месте  прыг  да  скок!
  А  теперь  бегом  вприпрыжку,
  Молодцы вы, ребятишки!
Получение новых  знаний  (слайд 12 один щелчок)
-Не  заблудиться  им  помогало Солнце. То направление, где Солнце выше всего греет – юг. Противоположное направление, где  Солнце никогда не появляется и оттуда  дуют холодные ветры, называли севером. Ведь  Cолнце  каждое утро  восходит  с  одной стороны, а закатывается, садится с противоположной.(один щелчок)
- Ещё  в  глубокой  древности  люди  научились
  определять  по Солнцу  две  стороны  света – 
восток и  запад, а  со  временем  ещё  две – 
север  и  юг.
-Это  четыре  основных  направления, их  
  называют стороны  света  или  стороны 
 горизонта.(один щелчок)
-Посмотрите  на  схему.
-Как обозначаются название сторон горизонта?
- На  схемах  и  картах  север  всегда  вверху, юг – внизу, запад – слева, восток – справа.
- Как вы думаете, какая из сторон горизонта   важнее?
-Послушайте  сказку.
Сказка  про  Север, Юг, Запад, Восток.
(инсценирование  сказки)
Ведущий: - Как-то раз  встретились Север, Юг, Запад  и  Восток, чтобы  решить, кто  из  них  важнее.
Север: - Я  холодными  ветрами  управляю, льдами  да  снегами. Я - самый  важный и  самый 
 главный! Я  всех  заморозить  могу!
Юг: - А  вот  и  не  всех. Меня  ты  не  заморозишь - такой  я  тёплый. Я  твои  льды  своими  тёплыми 
ветрами  растопить  могу. Я – самый  важный! Я  тёплыми  морями  управляю.
Восток : - Откуда  тепло  исходит?  От  Солнца! А  где  оно  встаёт? На  востоке. Выходит, что самый
главный  из вас – я!
Запад: - Встаёт-то  оно  на  востоке, да  вот  потом  на  закате  ко  мне  на  запад  уходит. Значит,
больше  ему  там  нравится. Поэтому  самый  важный – я!
Ведущий: - Но  тут  Солнце, которое  за  их  спором  с  неба  следило, улыбнулось  и  говорит:
Солнце: - Все  вы  одинаково  хороши  и  важны – вы  людям  правильный  путь  находить  помогаете!
- Как  в  старину  мореходам  удавалось  плыть  всё время  в  нужном  направлении, не  сбиваясь  с   пути?
-Подумайте, как  будет  называться  та  сторона, где  солнце  восходит,(на востоке) где  заходит?(на западе)
(один щелчок)
-Сделайте  вывод: какая  из  сторон  горизонта  важнее?
-Какие  стороны  горизонта  вы  знаете? 
-Зачем  нужно  их  знать?
Первичное  закрепление - В  походе  нам  нужно  быть  внимательными. Проведём  игру  на  внимание.
- Встаньте пожалуйста.
- Представьте,  что вы стоите лицом на север( к учителю).
- Какие стороны горизонта располагаются вокруг  вас? ( сзади – юг, слева- запад, справа-восток)
- Повернитесь лицом на запад ( к окну), лицом на юг ( к шкафам), лицом  на восток (к двери), лицом на север(к доске).
- Поднимите правую руку, назовите сторону горизонта(восток).
- Поднимите левую руку, назовите сторону горизонта(запад).
- Молодцы, все  были  внимательными. Самостоятельная  работа.
Работа в парах. - А  сейчас  я  предлагаю вам  поработать самостоятельно.
(cлайд 13)
-Чтобы  в  буквах  не заблудиться, нужно  двигаться  строго  по маршруту,  указанному  ниже. Один  шаг – одна  клетка. Движение
начинайте  от  стрелки  вверху  таблицы.
- Какое  слово  у  вас  получилось?
-Среди  этих  букв «спряталось» слово. 
-Как  вы  думаете, как  его  отыскать?
(самостоятельная  работа  учащихся с  
самопроверкой  на индивидуальных  рабочих  листах)
- Как  вы  думаете, почему  именно  это  слово  
  «спряталось»?
Физкультминутка.
- Спал  цветок и  вдруг  проснулся,
   Больше  спать не  захотел.
Лети, лети, лепесток, через  запад  на  восток,
Через  север, через  юг, 
Возвращайся, сделав  круг,
Лишь  коснёшься  ты  земли, 
   Нам  за  парты  сесть вели.
- Через  какие  стороны  горизонта  летел  лепесток?
Получение  новых  знаний (слайд14)
- Расстояние  от  одной  стороны  горизонта  до  другой довольно  велико. Это  создавало  трудности в  ориентировании. Тогда  люди  договорились  дать названия  промежуточным  сторонам  и обозначить  их  двумя  словами  и  буквами.
-Подумайте, какая  сторона  горизонта  будет
находиться  между  севером  и  востоком,(щелчок) севером  и западом,(щелчок)югом  и  востоком,(щелчок) югом и западом?(щелчок)
(Запись промежуточных сторон, щелчок)
СЗ – северо-запад                         ЮЗ - юго-запад
СВ  – северо-восток                      ЮВ – юго-восток
- Это  промежуточные  стороны  горизонта. Подробнее вы будете их  изучать  на  уроках  географии в старших   классах.
(Выключаю презентацию). Самостоятельная  работа  в  группах
Изготовление модели «Стороны горизонта».
- Ознакомьтесь с инструкцией перед работой.
- Если Вам всё понятно, то приступайте к работе.
( по окончанию работы представители групп вывешивают на доску свои модели, проверка, оценивание) - Что  нужно  знать  и  уметь, чтобы справиться  с этим  заданием?
Домашнее  задание - Дома  прочитайте  статью  в  учебнике (стр. 70 – 73).
 - Составьте  и нарисуйте  маршрут  вашего  движения  из  школы  домой.
-Что  нужно  знать, чтобы  правильно  выполнить  это  задание?
- Для  чего  выполняем  задания  дома?
Итог  урока - Вот  и  подошёл  к  концу  наш  урок.
- Я  думаю, что  на  весенних  каникулах  мы  можем  смело  отправляться  в поход. Ведь  у  нас  в классе  много  ребят, которые  показали  на  уроке, что  они  внимательные, наблюдательные, 
знают  и  умеют  определять  стороны  горизонта. - С  какими  новыми словами  познакомились  на  уроке?
- О  каких  знаниях и  умениях, которые  понадобятся  в  походе, говорили  на  уроке?
-Что  каждый  из  вас  узнал  сегодня  на  уроке?
- Где  сможем  применять свои  знания?
Рефлексия - У  вас  на  партах  лежат  разноцветные полоски.
- Если  на  уроке  вам  было  интересно, вы  узнали  что-то  новое – покажите  мне  красную полоску.
- Если  вам  было  неинтересно, вы  ничего  не  узнали – покажите  синюю полоску.
 Оценки за урок.