Технологическая карта урока по математике на тему Площадь фигуры. Единицы площади. Площадь прямоугольника (5 класс) 
 Технологическая карта урока 
« Площадь фигуры. Единицы площади. Площадь прямоугольника»
УРОК 84
Учитель Суслина Анна Прокопьевна
Предмет: математика
Класс: 5.
Учебник: Математика. Арифметика. Геометрия. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе/Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева и др. М.: Просвещение, 2013.
Цель урока  Сформировать представление  о площади фигуры, прямоугольника, квадрата, единицах измерения площади, продолжить формирование метрических представлений. 
Задачи урока 
Обучающие: • актуализировать знания, умения и навыки по   вычислению площади фигур, связанные с темой урока;• сформировать у обучающихся новые понятия и способы действия:  вычислять площади прямоугольников  и квадратов по соответствующим формулам, моделировать единицы измерения площади, выражать одни единицы измерения площади через другие, выбирать единицы измерения площади в зависимости от ситуации; выполнять практико-ориентированные задания на нахождение площадей.   Развивающие:• развивать способности обучающихся по анализу и сопоставлению  геометрических фигур   
• развивать умение работать с  книгой;                                                                                                                                                                    • организовать применение обучающимися знаний и опыта деятельности с целью формирования у них нового опыта познавательной деятельности.Воспитательные:• формировать культуру речевого поведения в процессе учебного диалога;• прививать интерес к изучению  математики через повышение мотивации к работе с учебным материалом, проблемное обучение 
Тип урока изложение нового материала
Методы обучения Иное(Деятельностный подход)
Формы работы Иное(Сочетание фронтальной и индивидуальной работы)
                  Формируемые УУД: 
 личностные осознание поставленных целей и задач урока, 
Регулятивные  совместное целеполагание, планирование урока, выработка способов действия и вида контроля
Познавательные выдвижение гипотезы умение сопоставлять, выявлять сходства и различия;  
Коммуникативные планирование учебного сотрудничества, владение монологической и диалогической формами речи, умение полно и ясно формулировать свои мысли.
Основные понятия : понятие площади фигуры, единицы измерения площади, площадь прямоугольника, квадрата, новые единицы измерения – ар, гектар.
Ресурсы урока: учебник, тетрадь-тренажёр, электронное пособие к учебнику
Дополнительное оборудование к уроку: ПК
Межпредметные связи:                          
 Структура и ход урока
№ Этап урока Деятельность учителя  Деятельность ученика Планируемые результаты
1. Самоопределение к деятельности
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне - Сядьте на свои места удобней. Прислушайтесь к своему дыханию. Мы начинаем урок.
Положительно настраиваются на работу; оформляют тетради.  Познавательные: целеполагание,  
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества2. Актуализация знаний  Организует повторение пройденного материала в форме  диалога,  воспитывая культуру речевого поведения: 
  - Как можно сравнить отрезки, углы, фигуры? 
Правильно, наложением, измерением, сравнением получившихся величин. 
Отвечают на вопросы, делают выводы, соблюдая правила речевого поведения
Проверяют себя с объяснением. Личностные: самоопределение, смыслообразование 
 Познавательные: целеполагание,  
Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества
3. Проблемное задание Организует работу: предлагает поработать с рисунком, на котором изображены два прямоугольника разной величины, разбитого на квадраты, все стороны которых равны (рисунок 7.26 на странице 128 учебника).
 -А как сравнить два прямоугольника, изображенных на рисунке?
- Можно их сравнить?
Правильно, наложением их сравнить   не удастся, так как ни один из них не вмещается в другой. 
Выявляет недостаток имеющихся знаний  для выполнения задания, подводит к цели урока. Работают   с материалом модуля.
Обнаруживают недостаток имеющихся знаний, формулируют цель урока: 
- Цель урока - узнать, что можно сравнить фигуры, в том числе прямоугольник и квадрат, найдя их площади, выбрав при этом определённую единицу измерения.    Познавательные: умение логически мыслить, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель
Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.
4. Получение нового знания Задаёт вопросы:
- Давайте вспомним единицы измерения длины.
-А единицы измерения площади?
Чтобы найти площадь фигуры, прежде всего нужно выбрать единицу измерения площади. За  единицу измерения удобно взять единичный квадрат – квадрат со стороной, равный единичному отрезку. Такой квадрат называют квадратной единицей (кв.ед.).
1км2 = 1000000м2
1м2 = 100дм2
1дм2 = 100см2
1см2 = 100мм2
Если фигуру разбить на единичные квадраты, то площадь фигуры равна числу квадратных единиц, её составляющих. Обозначение: S.
Работа с учебником: прочитать текст на стр. 128 с лупой.
Организует практическую работу: 1. Измерить  площадь прямоугольников. Сделать вывод.
2.  Вычислить площадь квадрата и сделать вывод. 
ФИЗМИНУТКА Отвечают на вопросы. 
Обучающиеся выполняют практическую работу, делают необходимые измерения и на каждом этапе делают соответствующие выводы. Личностные: умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот.
Метапредметные: распознавать верные и неверные утверждения; применение приёмов самоконтроля при решении учебных задач.
Предметные: приобретение опыта  изображения диагоналей прямоугольника и квадрата
5. Закрепление изученного материала   №447, учебника, стр. 130 (использует электронное приложение)
№449
№448
 №452, задаёт вопросы:
-Как найти вторую сторону прямоугольника?
- Чему равна площадь прямоугольника?
№453, задаёт вопросы:
- Что нужно сделать, чтобы сравнить прямоугольники?
Задача. Площадь прямоугольника равна 56 см2. Одна  сторона прямоугольника равна 7см.  Найти вторую сторону.  Называют площади фигур.
Переводят одну единицу измерения площади в другую.
Выполняют практическую  работу
Отвечают на вопросы:
а) от известной стороны вычесть 7см, т.е. 25 – 7 = 18;
S = 25· 18 = 450(см2)
б) известную сторону умножить на 2, т.е. 25 · 2 = 50 
S = 25· 50 = 1250 (см2)
Отвечают на вопросы:
Найти площади прямоугольников:
S1 = 22 · 30 = 660 (м2)
S2 = 32 · 20 = 640 (м2)
660 > 640, значит площадь первого прямоугольника больше площади второго.
Решают задачу. Чтобы найти вторую сторону прямоугольника, нужно площадь разделить на известную сторону:
56 : 7 = 8(см) Личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
Регулятивные: уметь планировать и регулировать свою деятельность
Коммуникативные: умение полно и ясно формулировать свои мысли, аргументировать свою позицию .6.  Работа по группам Даёт задания: Вычислить площадь:
1 группе – классной доски;
2 группе – учебника;
3 группе – крышки стола;
4 группе – тетрадного листа
Проанализировать работу групп Выполняют практическую работу: выполняют необходимые измерения и вычисляют площадь. Личностные: формирование критического мышленияКоммуникативные: развитие навыков коллективной, групповой и индивидуальной работы 7. Исследование  Даёт задание по тетради – тренажёру:
№164, задает вопросы: 
- Как построить десятый уголок?
- Как определить его площадь?
№165, задает вопросы: 
- Как построить пятый квадрат? Шестой? Седьмой?
- Как определить его площадь? Выполняют работу 6.  Подведём итоги
Дает задание  тетради – тренажёру:
Стр.75, №7,8  Личностные: формирование критического мышления Коммуникативные: развитие навыков   индивидуальной работы 7. Рефлексия Организует подведение итогов урока:
- Я узнал….
- Больше всего мне понравилось…
-  Самым интересным сегодня на уроке было…
- Сегодня я понял…
- Сегодня я задумался…
- Самым сложным для меня сегодня было…
- На будущее мне надо иметь в виду..- Мне захотелось…
– С какими трудностями столкнулись? С чем это связано?
– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?
– Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).
– По каким критериям будете оценивать себя? Делают выводы: что узнали, чему научились, над чем ещё нужно работать. Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности 
Личностные: самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям Коммуникативные: выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений 
8. Постановка домашнего задания Даёт  дифференцированное домашнее задание  и комментирует его:
У: стр. 12128 – 129 – прочитать,    №453 или 454 по выбору,  обязательно: №457, измерить длину и ширину своей комнаты и вычислить её площадь.   Записывают домашнее задание Осуществляют актуализацию полученных знаний в соответствии с уровнем усвоения 
Адекватно осуществляют самооценку