Урок обучения грамоте в 1-м классе Тема урока: Гласные буквы Я,я Тип урока: изучение нового материала


Урок обучения грамоте в 1-м классе
Тема урока: Гласные буквы Я,яТип урока: изучение нового материала
Цели: Образовательные: формировать умение находить в словах букву Я; знать, какие звуки она обозначает; читать слова с этой буквой; совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом, отвечать на вопросы по содержанию; способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; сохранять мотивацию к учёбе.
-  Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую; давать ответы на вопросы.
Ход урока
1.Включение в учебную деятельность
 - Прозвенел и смолк звонок.Начинается урок.Тихо девочки за парту сели,Тихо мальчики за парту сели,На меня все посмотрели.
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всѐ ль на месте?
Всѐ ль в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Пожелаем всем удачи,
За работу, в добрый час!
-Давайте поприветствуем наших уважаемых  гостей, улыбнёмся друг другу.  Я думаю, что урок принесёт нам радость общения друг с другом. Настраиваемся хорошо и слаженно работать.
2. Актуализация знаний
- В начале урока мы  повторим то, что уже знаем. Итак..
    1) звуки бывают гласные  и… (согласные)
        твёрдые  и…(мягкие)
        звонкие   и…(глухие)      
2). Звуки мы слышим, а  буквы…(пишем)
     3). В слове столько слогов, сколько… .(гласных)
     4). После твёрдых согласных пишутся гласные.. ( а,о,ы,у).
     5)  После мягких согласных пишутся гласные… ( и,е)
      Какие буквы мы называем хитрыми? ( Е) Почему? (В начале слова и после гласной обозначают два звука.)
6)Работа  в группах.
На столе лежат карточки со словами, положите  их перед собой и внимательно слушаем задание.
-Ученики 1-ой группы находят слова, которые состоят из одного слога (день, стол, дом)
-Ученики 2-ой группы ищут и называют  слова, которые состоят из 3-х слогов (задача, молоко)
-Ученики 3-ей группы назовут  слова, ударение в которых падает на первый слог (дача, чудо, бочка, ели, ручка)
Заслушиваются ответы каждой группы.
-А теперь задание для всех  на внимательность. Найдите слово, которое есть у меня на экране, но нет на ваших карточках.
Деление букв на группы (работа в парах, 2 человека у доски)
а) Разделить изученные буквы на две группы:
а о у ы н м л р б в д з и е п к т с я (гласные - согласные)
- Как отличить гласные от согласных? ( Гласные тянутся и поются)
Деление гласных на группы.
- Что можно сделать с гласными? (Разделить на две группы.)
- Какие? (Показатель мягкости согласного звука, показатель твёрдости согласного звука).
Дальнейшее деление на группы.
- Можно ли разделить эту группу гласных (е, и) ещё на две группы?
- Каким образом? (Е - хитрая буква).
- Почему? (В начале слова и после гласной обозначает два звука. После согласной - приказывает читаться мягко.) - Как вы думаете для чего мы это вспоминали? (Пригодится при изучении новой темы).
- Какие затруднения возникли? (Буква Я.)
Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания.
- Почему? (Ещё не изучали.)
-Значит какая сегодня тема урока? (Буква Я.)
- Как вы думаете, чем будем заниматься? (Узнавать всё о букве Я).
- Сегодня мы узнаем еще одну особую букву.
Отгадайте загадку.
- Круглые, румяные
Мы  растем на ветках:
Любят нас и взрослые
И маленькие детки. ( ЯБЛОКИ )- Произнесите слово яблоки по слогам.
-Сколько в слове слогов?  (3 слога)
-Первый ряд произнесет только первый слог.?( яб)
-Второй ряд произнесите второй слог ?(ло)
-Третий ряд произнесите третий слог? ( ки)
-Произнесите только звук, который мы слышим в начале слова. [ЙА]
-Слияние  какого согласного звука с гласным вы слышите? [Й и А]
-Какой согласный звук примыкает к нему? [Б]
-Кто пойдет к доске и составит схему к этому слову?
(Ученик у доски составляет схему к слову).
- Если в классе ребята, кто не согласен с нашей схемой, просигнальте.
- Как называют дерево, на котором оно растет?
- К какой группе букв отнесем? Почему к гласным?
- Это буква Я. Когда мы ее называем, то произносим сразу два звука [Й А]. Читать слова с этой хитрой буквой будем так: увидите букву Я в начале слова или после других гласных букв - сразу ее называйте.
Чтение стихотворения на плакате.

- Буква Я говорит, что она не только буква, но и слог и слово.
- Приведите примеры, где буква   я обозначает слово, слог и букву.    
- Прочитаем следующие слова. Я будет слогом, (словом).
Доска: Я, яма, Зоя, Рая.
- Прочитайте слова, составьте к ним схемы.
Сколько букв в слове Я? Звуков?
Сколько букв в слове ЯМА? Звуков?
Сколько букв в слове Зоя? Звуков?
-Почему везде звуков оказалось больше, чем букв? Когда буква Я обозначает два звука?
-Итак, сделаем вывод: Буква я после гласной обозначает  2 звука [й а ]  
-Эту букву назвали хитрой еще и потому, что она может обозначать один звук.
-А какой? Вы мне сейчас скажете сами.
Прочитаем дружно  слоги на  экране.
Чтение и распределение слогов в 2 столбика с мягкими и твердыми согласными.
-Какой звук мы слышим на конце каждого слога? [а]
-Какой звук стоит в каждом слоге перед я? (Согласный.)
- Значит делаем вывод, что буква я обозначает звук [а] только после согласного.
- Один герой русской народной сказки очень часто говорил эту букву. Кто это: Я от дедушки ушел, Я от бабушки ушел: (КОЛОБОК).
-О какой черте характера это говорит?
- Каким был Колобок? (ХВАСТЛИВЫМ).
-Что случилось с Колобком в конце сказки?
-Какой можно сделать вывод?
-Хорошо ли хвастаться? ( Нужно быть скромным).
- Как называется страна, где придумали эту сказку? (Россия)
-Прочитайте на доске: (РОССИЯ - РОДИНА МОЯ).
-Почему мы так говорим?
- Назовите здесь слова, где звуков будет больше, чем букв. Почему?
Работа по учебнику. С.110
-Хороших государств и земель много, но одна у человека родная мать - одна у него и Родина.
-Посмотрите на картинку. Что на ней изображено? (Наша страна).
-Как называется наша страна. (Россия)
-Назовите главный город нашей страны. (Москва)
-Что еще есть у каждого государства? (Флаг, герб, гимн)
 -Наша страна очень богата. Чем? И чтобы сделать нашу страну еще богаче, каждый человек должен хорошо трудиться.
-А какую пользу стране можете принести сейчас вы? (хорошо учиться)
- Правильно, чтобы потом жить и приносить пользу Родине.
-А как вы понимаете слово малая родина?
Прочитаем рассказ на стр.111.
Физминутка : (показ движений)
-Ветер дует нам в лицо.Закачалось деревцо. Ветерок всё тише, тише.Деревцо всё выше, выше!
- Если в слове, которое я произнесу, есть Я - приседают мальчики, если нет - девочки.
Яблоня, ворона, ящик, валик, янтарь, пила, моя, страна, родная, Россия
Работа с текстом
а) Чтение слов с доски
МАЯК ЯРКО
МАЯКИ МОРЕ
ВЫСОКО МОРСКАЯ
ВЫСОКАЯ ЯРОСТНО
- Что значит ярко? Яростно? (Предлагают свои варианты.)
Ярко - дающий сильный свет, сияющий.
Яростно - ничем не сдерживаемый, неистовый, неукротимый.
Анаграмма.          31 4 2    
Прочитайте слово: ЯМКА, теперь по цифрам - МАЯК.
- (Отгадайте загадку): Про маяк говорят так.
Великан стоит в порту,
Освещая темноту,
И сигналит кораблям
Заходите в гости к нам. (Маяк)
Сколько в слове букв? (4) А звуков? (5)
- Делим на слоги. (В этом слове два слога.)
- Выделяем ударный слог. ( Ударный второй слог.)
- Составляем звуковую схему. Что слышим в начале второго слога? (Слияние [йа])
- После какого звука слышим это слияние? (После гласного звука [а].)
- Как обозначим слияние [йа]? (Буквой Я.)
- Какой вывод можно сделать? (После гласного буква Я тоже обозначает два звука.)
- Где можно узнать значение слова? (В толковом словаре.)
Прочитаем текст на экране.
Маяк- башня с сигнальными огнями на берегу моря или острове, для ориентировки проходящих кораблей (судов).
- Что такое маяк и для чего он нужен, мы узнаем, прочитав рассказ "Маяк".
С.112 (Дети читают) Работа с текстом.
- Почему на море стало темно? (Начался шторм.)
- Куда торопятся суда? (Суда торопятся в порт.)
- Что им встречается на пути? (На пути встречаются подводные скалы и мели.)
- Что помогает судам смело идти в порт? (Им ярко светит маяк.)
Задания к тексту:
- Найдите в тексте слова с буквой Я.
- Что мы с вами узнали?
- А на главный вопрос ответили? (Нет.)
- Сможем поселить её в домик? (Нет.)
- А я вам приготовила очередной сюрприз, чтобы вас удивить. Я поведаю вам удивительную историю об одном из существующих 7 чудес света.
-Когда то очень давно, в одном из самых богатых городов мира Александрии, что находился на реке Нил , чтобы обезопасить мореплавание, было решено построить маяк на подходе к нему.
Строительство заняло пять лет. Маяк  - это трехэтажная башня высотой 120 метров. На третьем этаже вечно горел громадный костер, отражавшийся в зеркалах. Дрова для костра доставлялись наверх по спиральной лестнице, по ней на стометровую высоту въезжали повозки, запряженные ослами.
Маяк был и крепостью и наблюдательным постом: с его вершины можно было разглядеть вражеский флот задолго до того, как тот приближался к городу.
            С падением римской империи он перестал светить, обвалилась верхняя башня, стены нижнего этажа разрушились от землетрясения в XIV веке. Руины древнего маяка были встроены в турецкую крепость и в ней существуют поныне.
           А морякам всего мира известно еще про один маяк, естественный. Он находится у берегов Центральной Америки. Это вулкан Ицалко( или Исалько), высотой 2000 метров.
       А известен он тем, что каждые восемь минут здесь раздаётся подземный гул и над кратером вулкана возвышается клуб дыма, который растет, превращаясь в столб высотой до 300 метров – это изливается магма. Такие извержения здесь случаются в течение уже двухсот лет. Поэтому он является надежным ориентиром в любую погоду, в любое время дня и ночи.
Теперь вы поняли, что такое маяк и для чего он нужен.
Итог урока
– С какой буквой познакомились?
– Прочитайте вывод урока в учебнике.
– Его надо выучить дома.
– Кому сегодня было сложно?
– У кого всё получилось?
- Что нового узнали на уроке? Почему Я особая? Чему еще учились?
Самооценка
- Нарисуйте красный смайлик, кто всё понял и у кого всё получилось.
- У кого всё получилось, но было тяжело, нарисуйте зеленый смайлик.
-Кто ещё не понял и нужно поработать, нарисуйте желтый смайлик.
( Дети оценивают себя.)
– Вы сегодня все молодцы!
– Спасибо за урок.
– Урок окончен.