Конспект выступления на родительском собрании.

Детско-юношеский центр №14










Конспект выступления.
Тема «Театр моды, как средство нравственно-эстетического воспитания детей.

Выступление подготовили:

Фирсова Д.В.
Ястерова И.А.















Набережные Челны

2015

Выступление перед родителями состоялось на родительском собрании 11 сентября 2015года.
Присутствовало 117 человек.
Выступление сопровождалось медиапрезентацией.
Цель выступления:
1.Ознакомить родителей со спецификой нравственно-эстетического воспитания детей в детском театре моды «Отражение»;
2. Раскрыть основные принципы организации воспитательной работы в театре моды «Отражение».

В потоке предметов, предлагаемых для изучения и освоения различными учреждениями дополнительного образования, существует много направлений, развивающих все возможные умения и навыки. Но существует такой симбиоз, который на наш взгляд отвечал бы потребностям и интересам современных подростков, особенно девушек. Место, где будут учить детей общению, тем утерянным сейчас манерам, правилам этикета, которые необходимы для воспитанного, интеллигентного человека. Где помогут найти свое лицо, раскрыть свою индивидуальность, дадут возможность реализовать свой творческий потенциал, помогут выработать правильную жизненную позицию. И что не менее важно в современных условиях, помогут в работе над совершенствованием физического облика.
Детский театр моды – одна из образовательных форм объединения детей в системе дополнительного образования, которая предусматривает интеграцию декоративно-прикладной, художественной и театральной деятельности воспитанников.
Академия стиля «Найс» является структурным подразделением Детско-юношеского центра № 14 города Набережные Челны, работает по нескольким направлениям:
- Детский театр моды «Отражение»;
- студия «БебиАрт»;
- студия йоги «Милодар».
Театр моды «Отражение» был основан в 1998 году. Сейчас в театре обучаются учащихся от 5 до 18 лет. Специфической особенностью театра является то, что он работает на базе и в тесном пролицеем №78.
Детский коллектив театра моды надо рассматривать как развивающую среду, как средство образования, воспитания и психологической коррекции личности.
Образовательная программа детского театра моды «Отражение» - комплексная, состоящая из различных направлений:
Хореография (классический танец, народный танец, модерн);
Актерское мастерство;
Основы мировой художественной культуры;
Подиумная походка.
Занятия в детском театре моды становятся действенным средством расширения жизненного и эстетического опыта, обуславливающего переход к более глубокому познанию искусства и к серьезному художественному творчеству. На практике работа лучших детских театров моды связана с широким и глубоким эстетическим образованием.
Детский театр моды является важным фактором развития эмоциональной сферы ребенка. Он реализует задачи социокультурной адаптации и нравственной реабилитации современных школьников. Вовлеченность подростка в творческий процесс создания театральной постановки противостоит пассивному потреблению массовой культуры. Повышается общая культура ребенка, происходит знакомство его с литературой, драматургией, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами и традициями. В результате декоративно-прикладного, хореографического, театрального творчества учащиеся развивают свое воображение, обогащают и углубляют свои чувства.
Эстетическое воспитание – это процесс формирования определенного сознания, которое включает в себя осознанное детьми отношение к действительности; это целенаправленное развитие в человеке эстетических и духовно – нравственных начал. Нравственно – эстетическая воспитательная система детского театра моды «Отражение» призвана не просто знакомить детей с «красотой существующего мира», театр должен создавать условия для максимального развития природных сил и способностей ребенка, направленных на адекватное восприятие ими окружающей действительности. Эта система основана на взаимодействии и взаимовлиянии педагогов и учащихся. Формирование эстетического сознания идет путем активного включения детей в творческую деятельность.
Эстетическое воспитание в педагогическом процессе выполняет и организационно – педагогическую функцию. Оно оказывает большое влияние на формирование нравственных качеств личности воспитанников. Творческое, живое приобщение к истокам, к духовно – нравственным ценностям народа является единственным способом воспитания «нового», современного человека, способного адекватно воспринимать реальную действительность, гармонически развитого, интеллектуально свободного, обладающего богатой внутренней культурой, высоким нравственным потенциалом, пластичностью межличностного и межнационального общения.
Ориентация на общечеловеческие ценности через национальную культуру – один из приемов нравственно – эстетического воспитания, широко применяемых в детском театре моды.
Совместные работы педагогов и воспитанников были по достоинству оценены на городских, региональных и международных конкурсах. Воспитательный потенциал такой формы взаимодействия всех участников творческого процесса, как сотворчества трудно переоценить. Главная его ценность – показ традиционной народной культуры через знакомство с обрядами, ремеслами, фольклором, устным народным творчеством. Ведь в процессе работы над коллекцией дети приобщаются к различным жанрам народного художественного творчества:
1. Декоративно-прикладное искусство наиболее прочно связано с бытом и повседневной жизнью каждого человека. На стадии эскизной разработки происходит ознакомление с народным костюмом, изучение традиционных материалов, кроя, приемами декоративной отделки. Роль декоративно – прикладного искусства, самого древнего искусства, чрезвычайно важна в нравственно – эстетическом воспитании подростков. Ребенок, включаясь в процесс изучения предметов декоративно – прикладного искусства, включается в познание народной философии, языка символов, ощущает свою сопричастность к многовековой культуре, проникается гордостью к своей Родине. Изучение декоративно-прикладного искусства разных народов воспитывает в детях такие важные сейчас качества как толерантность, терпимость, уважительное отношение к культуре и образу жизни других народов.
2.Народная музыка и танец. Все показы коллекций в нашем театре театрализованные, поэтому при работе над постановкой неизбежно происходит изучение музыкального и пластического наследия народа. Ведь для того, чтобы донести до зрителя красоту народного костюма, мало просто красиво ходить по подиуму. Необходимо органично существовать в нем, грациозно двигаться, что требует не только хорошего владения своим телом, но и знания и понимания элементов народного танца.
3.Обряды, традиции, устное народное творчество. Необходимость изучения этого пласта народной культуры была подсказана спецификой творчества детского театра моды «Отражение». При ведении в постановки элементов обрядов того или иного народа необходимо тщательно продумывать каждое движение, т.к. неграмотное и неуважительное отношение к традициям может создать у воспитанников искаженное представление о культуре народа и перечеркнет все воспитательные усилия.
Знание народных традиций, религиозной культуры, национально-культурных достижений и эмоционально-ценностное отношение к ним педагогический коллектив нашего театра рассматривает как основу формирования этических норм поведения, внутреннего мира подростка. Исходя из этого, мы считаем, что культурно-исторические традиции народа, их диалектическое единство с всеобщей человеческой культурой должны стать основой воспитания будущего гражданина с прочными нравственными убеждениями.
Личность-это субъект нации. Этносоциальное формирование человека как личности представляет собой особый интерес, так как формирование личности связано с усвоением ею этнических ценностей, духовного облика. Причастность отдельного человека к национальным ценностям, исторической памяти измеряется не биологической наследственностью, а степенью сознательного приобщения к тем культурным ценностям и святыням, которые образуют культурное наследие народа.
Таким образом, нравственно – эстетическое воспитание, осуществляемое в детском театра моды «Отражение» непрерывно связано с народными традициями. Обращение к национальному искусству позволяет воспитать гражданина, нравственно ориентированную личность, культурно развитого человека.
Другим, не менее важным пластом культуры чем народная художественная культура, на который опирается театр моды в деле нравственно-эстетического воспитания, является само театральное искусство.
Неоспорима роль театрального искусства в воспитании детей. Человечество вот уже много веков самозабвенно отдается этой поистине волшебной игре – театру. «Театр – это волшебный край!»- восклицал А.С.Пушкин. Действительно, поистине магическое воздействие происходящего на сцене мы ощущаем, когда находимся в зрительном зале. Но еще более волшебное превращение происходит с нами, когда мы сами оказываемся на сцене!
Человек буквально преображается – не только внешне, но и внутренне. Перевоплощаясь человек словно «надевает» на себя не только чужой наряд, но и «примеряет» мысли, чувства другого человека. Начинает понимать героя на столько, что может думать и действовать от его имени, а значит, начинает властвовать над своими мыслями и поступками. Как это важно для растущей личности! Ведь наука властвовать над собой – самая трудная, но и самая главная. Человек, ставший хозяином самому себе, своим словам и поступкам, достигнет в жизни больших высот.
Следует отметить тот факт, что в досуге нынешних школьников все большее значение, а иногда и преобладающее, занимают телевидение и компьютер. В этих условиях особенно важное значение приобретают активные формы художественно-творческой деятельности подростков, к которым относится и детский театр моды.
В педагогике стало аксиомой утверждение, что одним из главных методов в работе с детьми является игра. Сама жизнь определяет две главные роли игры:
1. Средство обучения и воспитания (форма народной педагогики);
2. Генетическая и функциональная основа искусства (форма условности и перевоплощения).
Еще Платон в своем «Государстве» этимологически сближал слова «воспитание» и «игра». Он утверждал, что обучение ремеслам и воинскому искусству немыслимо без игры. Сегодня и ученые, и практики сходятся в том, что роль игры одинаково велика в формировании и развитии всех сторон человеческой личности – умственной, физической, нравственной, эстетической.
Игра и искусство связано неразрывно. В основе любой игры лежит инстинкт подражания, который дала человеку природа. Игра – это основной элемент театра. Возникнув на заре человеческой культуры от игр и обрядов первобытных народов, театральное искусство чрезвычайно приближено к ребячьему общению, к детской жизни. И, учитывая это, очень важно хотя бы постараться превратить учебно-воспитательную деятельность с детьми в одну большую игру.
Общеизвестно, что театр как универсальная образовательная модель имеет свои специфические черты, в полной мере присущие и детскому театру моды:
1.Это синтетический вид искусства, где личность подростка органично погружается в мир музыки, живописи, хореографии и т. д.;
2.Это коллективное искусство, участвуя в котором личность учится общению, сотворчеству;
3.Это вид искусства, в котором основной язык-действие в соответствии с образом, а значит подросток начинает осознавать важность соответствия внешнего образа внутреннему содержанию;
4.Это вид творчества, где востребованы и необходимы самые разные способности.
Основными принципами организации всей работы детского театра моды «Отражение», и воспитательной работы в частности, стали следующие принципы.
Принцип сотворчества. В работе над постановкой принимает участие весь коллектив театра и педагоги и воспитанники. Каждый педагог вносит свой посильный вклад, кто-то разрабатывает сценарный ход и ищет интересные режиссерские ходы, кто-то вместе с учениками разрабатывает и изготавливает костюмы и реквизит, кто-то занимается музыкальным оформлением и т. д. Конечно же, в каждое дело привлечены дети и родители. Все воспитанники вовлечены в совместное творчество, когда начинается работа над новой постановкой, сплачивает уже само начало-выбор темы и основной мысли будущего проекта.
Когда общий замысел сложился, начинается долгий и сложный, но захватывающий всех творческий марафон репетиций. Здесь есть возможность самовыражения у каждого. Педагог по сценическому движению работает с каждым ребенком, стараясь найти его образ, подчеркнуть через костюм его индивидуальность.
Творчество детей всегда основано на подражании, и ребятам важен какой-то толчок извне. Их фантазию, как бы богата она не была, всегда нужно разбудить. Поэтому педагогу нужно творить самому, чтобы дети видели его способности, могли идти с ним вместе и дальше него, без сотворчества новую творческую личность не вырастить.
Принцип востребованности в работе театра предстает в двух планах:
- востребованность самых разных знаний и умений каждого ребенка. Для педагогов важны самые разнообразные таланты ребенка и дизайнерские, и танцевальные, и вокальные, причем как уже проявленные, так и скрытые, ранее не востребованные.
- востребованность каждого ребенка. У каждого ребенка должна быть возможность выйти на сцену, все зависит от трудолюбия и упорства самого ребенка. Приходится идти на многое: видоизменять сюжет, вводить новые роли, продумывать конструкцию костюма, потому, что никто не должен остаться за «кадром» и каждый должен почувствовать успех.
Знакомя детей с языком искусства, педагоги вводят их в лабораторию творчества, открывают пути художественного познания мира, воспитывают эстетическое отношение к явлениям окружающей действительности, мобилизуют их внутренние духовные силы. В этом и состоит одна из важнейших задач воспитания средствами искусства.
И, наконец, детский театр моды знакомит детей с самим процессом художественного творчества, развивает способности, определенные навыки, дает возможность испытать чувство удовлетворения от реализации своих способностей.
Таким образом, детский театр моды – не просто средство нравственно-эстетического воспитания, но и сфера педагогической деятельности, в которой ведется подготовка детей к взрослой жизни, их социализация, адаптация, а зачастую и реабилитация.
15