Конспект выступления на родительском собрании на тему УМК Школа России
УМК «Школа России».
(родительское собрание от 25. 03. 2015.) (слайд № )
Хочу Вам представить учебно-методический комплект «Школа России». (слайд № ) Данный комплект учебников – это результат работы большого авторского коллектива в сотрудничестве с ведущим учебным издательством страны «Просвещение».
Комплект разработан и составлен под руководством научного сотрудника Института общего образования РФ, лауреата Премии Президента РФ в области образования Андрея Анатольевича Плешакова. (слайд № )
В 90-х годах младшие школьники учились по его «Природоведению».
Авторами предметных линий являются такие известные учёные и педагоги, как Всеслав Гаврилович Горецкий (слайд № ) , по его «Азбуке» и «Букварю» обучались, возможно и Вы, Нина Алексеевна Федосова (слайд № ) и Вера Алексеевна Илюхина являются также разработчиками учебных пособий и дидактических материалов, они начинали свою трудовую деятельность с учителей начальных классов, Людмила Фёдоровна Климанова (слайд № ) , автор уникальной системы обучения грамоте на коммуникативно-познавательной основе, и другие.
(слайд № ) УМК реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) и охватывает все предметные области учебного плана ФГОС.
(слайд № ) «Школа России»:
наиболее известный и востребованный в России комплект для начальной школы.
комплект существует десятки лет.
приведен в соответствие с новыми требованиями к начальному образованию.
направлен на развитие и воспитание личности ребенка.
(слайд № )
организует различные виды деятельности школьника на основе системно - деятельностного подхода.
позволяет тщательно отрабатывать навыки учебной деятельности (чтение, письмо, счёт), которые необходимы для успешного обучения в средней школе.
(слайд № ) Цель программы: развитие у ребёнка интереса к познанию своей страны и её духовного величия, её значимости в мировых масштабах.
(слайд № ) Главная идея комплекта: школа России должна стать школой духовно – нравственного развития. Именно такая школа будет достойна России.
Перед Вами комплект учебников и учебных пособий с 1 по 4 класс.
(слайд № ) В структуру и содержание учебников заложена система заданий, направленных на включение младших школьников в деятельностное освоение учебного материала с целью овладения универсальными учебными действиями (УУД) и формирования способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и навыки.
Авторы проекта видят цель в том, чтобы по средствам УМК обеспечить современное образование младшего школьника. Этот комплект собрал наиболее лучшее, что есть в начальной школе. Он основан на традициях отечественной школы, но в него включены также новые достижения педагогики.
Комплект разрабатывался в России и для России. Поэтому он ориентирован на воспитание школьников как граждан России. Воспитание любви к Отечеству, своему народу, его языку, уважительное отношение к другим народам – это главное, на что обращается в этом комплекте.
Обучение основано на развитие в ребёнке творческого начала и предусматривает создание проблемных ситуаций, поиск доказательств, формулирование выводов.
Ещё одна цель этого комплекта – воспитать любовь и уважение к природе, показать экологические проблемы.
Работа учителя направлена на личность ученика, его всестороннее развитие, индивидуальный подход к каждому.
В учебных пособиях учитываются возрастные особенности детей, происходит постепенное нарастание трудностей в представлении учебного материала.
В комплект входят учебники и учебные пособия нового поколения, отвечающие всем требованиям к современной учебной книге.
Итак, перейдём непосредственно к учебникам и учебным пособиям для 1 класса.
(слайд № ) «Азбука»
(В. Г. Горецкий, Н.А. Федосова, В. А. Илюхина)
Изучение родного языка начинается с обучения грамоте, в котором можно выделить 3 периода: добукварный (подготовительный), букварный (основной) и послебукварный (заключительный).
Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи.
Особое внимание в добукварный период уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача – приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.
Специфическая особенность букварного периода заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники усваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю).
С изучением новой буквы постепенно усложняется материал. Но на каждом уроке осуществляется индивидуальный разноуровневый подход к каждому ученику.
Вот, например, (слайд № ) знакомство с буквой Д (с. 104-105). Для детей, которые ещё не знают всех букв и не умеют читать, предназначена страница справа (с. 105). Здесь и слоги, и слова, и тексты с уже пройденными буквами.
(слайд № ) А на соседней странице (с. 104) предназначены тексты для хорошо читающих детей. Они помечены соответствующим значком (синим ромбиком).
Страницы «Азбуки» содержат разнообразные задания для развития речи и мышления детей с разным уровнем подготовки.
Дети начинают изучать родной язык на произведениях хорошо известных поэтов и писателей: Б. Заходер, С. Михалков, А. Барто, М. Пришвин, С. Маршак, В. Бианки.
В послебукварный период осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов.
(слайд № ) К «Азбуке» прилагаются «Прописи» № 1-4.
«Пропись № 1» направлена на подготовку руки к письму. (слайд № ) Разлиновка более крупная, (слайд № ) но к концу 1 части разлиновка становится обычной, как в тетради для 1 класса.
(слайд № ) В «Прописи № 2, 3, 4» начинается знакомство с письменными буквами.
Их отличительной особенностью является то, что они не только формируют навыки грамотного, каллиграфического письма, но и дают возможность корректировать почерк на разных этапах обучения.
После «Прописей» идёт безболезненный и плавный переход в обычные рабочие тетради.
После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
«Русский язык»
(Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е.)
Чтобы предупредить утомляемость учащихся и поддержать их внимание, в учебниках помимо упражнений творческого характера, включены занимательные задания (загадки, шутки, тексты – путаницы и т. д.).
Учебный материал расположен по нарастающей сложности.
К учебнику прилагаются рабочие тетради (слайд № ) и проверочные работы на печатной основе, которые содержат задания разной степени сложности, позволяют диагностировать знания учащихся и выявлять трудности в обучении.
Значительное внимание уделяется системе заданий по речевому развитию – развитию речевого слуха, обогащению словарного состава речи учащихся, работе с текстом. (слайд № ) Вот примеры заданий на с. 29.
(слайд № ) «Литературное чтение»
(Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В.)
Учебник состоит из классических и современных произведений разных жанров, которые помогут привить ребёнку интерес и любовь к художественной книге, расширить кругозор.
Произведения распределены по разделам. В начале каждого раздела детям ставятся определённые цели и задачи. (слайд № ) Например, с. 29. Раздел называется «Я и мои друзья». Далее: мы познакомимся, мы научимся, мы будем учиться . (слайд № ) После изучения раздела есть рубрика вопросов для повторения и обобщения изученного материала «Проверим себя и оценим свои достижения» - с. 54.
К учебнику прилагаются рабочие тетради на печатной основе.
(слайд № ) «Математика»
(Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., Волкова С. И., Степанова С. В.)
Это интегрированный курс: в нём объединены арифметический, алгебраический, и геометрический материал.
Важное значение придаётся индивидуальному подходу к учащимся, подбору для каждого ученика заданий в соответствии с его интересами и возможностями.
Большое значение придается сопоставлению, сравнению, противопоставлению связанных между собой понятий, задач, выяснению сходства и различия в рассматриваемых фактах.
Материал расположен по нарастанию трудности, что обеспечивает его доступность и создаёт хорошие условия для совершенствования формируемых ЗУН.
В учебнике есть рубрики. Например, (слайд № ) тема «Подготовка к изучению чисел». Здесь прописано «что узнаем, чему научимся».
Есть рубрики (слайд № ) «Проверим себя и оценим свои достижения» (с. 126), (слайд № ) «Страничка для любознательных» (с. 118).
К учебнику прилагаются рабочие тетради (слайд № ) и проверочные работы на печатной основе, учебное пособие «Математика и конструирование».
Печатная основа тетрадей позволяет значительно сократить время на выполнение заданий.
(слайд № ) Перед Вами с. 23, 27. Тетради также создают условия для формирования навыков письма цифр и выполнения других математических записей.
(слайд № ) «Окружающий мир»
(Плешаков А. А.)
В курсе «Окружающий мир» объединены вопросы обществоведческого, природоведческого и экологического характера. Цель – воспитание любви к Родине, городу, развитие познавательного интереса.
На уроках дети учатся задавать вопросы и находить ответы в доступной им форме.
Вот, например, (слайд № ) Вашему вниманию представляю с. 64. В начале изучения темы детям ставятся определённые цели и задачи (зачитать).
Хочу обратить ваше внимание на то, что в учебнике нет готового текста. Вместо него предлагается выполнить ряд заданий, о чём-либо вспомнить, подумать над каким-либо вопросом.
(слайд № ) На с. 65 предлагается выполнить задание и проверить себя. Ответы можно найти в конце учебника.
(слайд № ) Есть рубрика «Проверим себя и оценим свои достижения» на с. 82, (слайд № ) ответы на с. 93. Сама работа выполняется в рабочей тетради (слайд № ) в этой же рубрике «Проверим себя и оценим свои достижения» на с. 58. (слайд № )
А вот задания, которые даются в рабочей тетради на с. 42. (слайд № )
(слайд № ) Специально для занятий в семье предназначены вкладыши в рабочих тетрадях 1 и 2 классов – «Мой научный дневник».
(слайд № ) В нём содержатся задания, которые ребёнок с помощью взрослых должен выполнить в течение учебного года.
К учебнику и рабочим тетрадям прилагаются тесты на печатной основе.
(слайд № ) С 1 по 4 класс нам потребуется атлас – определитель «От земли до неба».
(слайд № ) Я Вас познакомила с УМК «Школа России», представила основные предметные линии.
Спасибо за внимание!