Технологическая карта урока МАТЕМАТИКИ в 5-м классе на тему Правильные и неправильные дроби
Технологическая карта урока МАТЕМАТИКИ в 5-м классе.
Ф.И.О. учителя Богданова Валентина Георгиевна (стаж 37 лет) Дата: 26.01.2016г.
Цель урока: сформировать представления обучающихся о правильных и неправильных дробях, сравнения их с единицей, умения решать задачи с использованием изученных понятий и свойств.
Задачи урока:
Образовательные; актуализировать субъективный опыт учащихся (опорные знания), необходимый для изучения нового материала; организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению знаний и способов действий по теме «Правильные и неправильные дроби».
Развивающие: развивать умения учащихся применять знания на практике, способствовать развитию логического мышления, воли и самостоятельности, умения работать в парах и группах.
Воспитательные: воспитание интереса к изучаемой теме, воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям, воспитание дисциплинированности, успешной работы в коллективе.
Оборудование урока:
Учебник «Математика. Арифметика. Геометрия.» авт. Е.А. Бунимович, Г.В. Дорофеев., С.Б. Суворова и др. для общеобразовательных учреждений.
Тетрадь - задачник, тетрадь рабочая, ноутбук, экран, мультимедийный проектор, презентация к уроку, раздаточный материал: задания – карточки для работы в группах , карточка с самостоятельной работой, лист самооценки, анкета для рефлексии, смайлики.
Тема урока: Правильные и неправильные дроби
Тип урока: Урок «открытия» нового знания .
Планируемые образовательные результаты:
1. Предметные результаты 2. Личностные результаты 3. Метапредметные результаты
- Знание записи правильной дроби.
- Знание записи неправильной дроби.
- Распознавать неправильные дроби с опорой на определение понятия «неправильная дробь» - Мотивировать к изучению математики
- Самоопределение к познавательной деятельности
- целеполагание, планирование решения проблемы, рефлексии
- подведение под понятие,
- сравнение, классификация,
- построение высказываний, обобщение,
- формулирование проблемы.
-развивать умения во всех видах речевой деятельности при планировании вербального и невербального поведения;
- поиск, фиксация и обобщение информации;
- развивать умения самонаблюдения, самоконтроля и самооценки.
Этапы урока, время Действия учителя Действия обучающихся, форма работы (Ф,И, П, Г) Доска и оборудование Формируемые УУД
Мотивация
Приветствие, проверка подготовленности учащихся к учебному занятию.
Ровно встали, тихо сели,
Головами повертели.
Очень сладко потянулись
И друг другу улыбнулись.
Прозвенел сейчас звонок,
Начинаем наш урок.
Все сейчас улыбнитесь мне, нашим гостям!
Я уверена, что сегодня вы будете работать очень внимательно, справитесь со всеми задачами урока. Продолжаем изучать тему большую «дроби». Но сегодня будет новая тема данного урока
Эпиграф к уроку:"Человек подобен дроби: в знаменателе – то, что он о себе думает, в числителе – то, что он есть на самом деле". Лев Николаевич Толстой.
Значение дроби так велико в математике, что Л. Толстой сравнивает ее даже с человеком.
ДОМА вы выполняли задание с дробями. У кого есть вопросы по д.р? Проверим № 473 с помощью документ-камеры.
А что мы знаем из истории дробей?
Никита Коваленко подготовил короткое сообщение из истории происхождения «дроби»
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
(Ф)
Слайд 2
Слайд №3
Документ-камера
Слайд №4
Слайд5
Из истории дроби. Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое.
Коммуникативные:
- формирование умения слушать и слышать
Актуализация знаний
Изучение нового материала
Проблемная ситуация Повторим . 1.Прочтите дробь 3/7
Назовите числитель дроби? Знаменатель? Что показывает числитель? Что показывает знаменатель?
2. Какая часть фигуры зарисована?
(рис на доске : 1/4; 3/8; 9/9)
Посмотрите на слайд. Перед вами записан ряд чисел.
23, 58, 16, 44, 815, 10 39, 7 7 .
-Распределите дроби на группы ( по столбикам).-Сколько групп получилось?-По какому принципу выполнено распределение?-Проверим, посмотрим что получилось? И сформулируем тему урока. (Ф)
Фронтальная работа
2 группы
Числитель меньше знаменателя-1гр.
Числитель больше знаменателя или равен знаменателю -2 группа
Итак новый вид дробей. Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Познавательные:
- готовность обрабатывать информацию.
Регулятивные:
-способность организовать свою деятельность
Личностные:
-готовность осваивать новые виды деятельности.
Коммуникативные:
- взаимодействие с другими участниками учебного процесса
.
Постановка целей и задач урока, мотивация учебной деятельности обучающихся.
Какие дроби вошли в 1гр, во 2? Чем они отличаются? Давайте сформулируем тему урока? Переход к новой теме. (Ф)
Слайд 9
Слайд 10 Познавательные:
- постановка проблемы;
- построение речевого высказывания Регулятивные:
- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;
Личностные:
- развитие познавательных интересов учебных мотивов;
- самоопределение;
- целеполагание
Познавательные:
- постановка и формулирование проблемы;
- структурирование знаний;
Коммуникативные:
- выражение своих мыслей с достаточной полной и точностью
Личностные:
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты
Коммуникативные: умение работать в парах, группах, уважительно относиться к мнению других.
Регулятивные:
- самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале;
-познавательная инициатива;
-осуществление самоконтроля по результату и по способу действия
Тема урока «Правильные и неправильные дроби»
Какова цель урока.?Какие дроби называются правильными и какие неправильными?
« Дробь, числитель которой меньше знаменателя, называется правильной.
Дробь, числитель которой больше знаменателя или равен ему, называется неправильной.»
Кто может дать определение правильных и неправильных дробей?
Давайте сравним ваши ответы с правилом в учебнике.
Возьмите карандаши и подчеркните правило. Цель: Познакомиться с понятиями «правильная» и «неправильная» дробь; упражняться в составлении и записи правильных и неправильных дробей, в изображении их на координатном луче, в сравнении их с единицей;
упражняться в решении основных видов задач « на дроби».
(Ф)
Лист темы из учебника (Элек. приложение)
Результат: в результате исследования учащиеся самостоятельно формулируют тему урока, цель и понятия правильных и неправильных дробей. Слайд 10
Слайд 11
Слайд12
Слайд 13
Первичное закрепление нового материала Работа устно. 1.Назвать правильные дроби и неправильные дроби на слайде.(2/3; 1/8; 9/7;4/4; …)
Молодцы!
Работа в парах.
2.При каких значениях х дробь х/9
правильная, а дробь 6/х неправильная?
Дети поднимают руки, кто выполнил (П)
Дети отвечают
Проверка по эталону:
1. х=1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8
2. х=1; 2; 3; 4; 5; 6. Слайд14
Слайд 15, 16
3Сравним дроби с единицей(устно). Один целый пирог разрезали на 8 равных частей.
3/8 пирога - это часть целого; а т.к. часть всегда меньше целого, то меньше 1.
8/8 пирога -это весь целый пирог; значит, дробь равна 1.
11/8 пирога – это больше, чем весь целый пирог; значит, больше 1. Запись дробей в сравнении с 1. в тетрадь.
Ф Или:33=1 23<1 53>1Слайд 17-18
Физкультминутка Физкультминутка
«Ветер дует нам в лицоЗакачалось деревцо Ветер тише, тише, тише Деревцо все выше, выше, выше» Выполняют упражнения.
Слайд 19
Работа в группах. Давайте разобьемся на группы.
Каждая группа получает конверт, в котором находятся задание для каждой группы. Вы должны с помощью фламастеров зарисовать часть фигуры, выраженные дробями и ответить на вопросы . После выполнения задания один представитель из команды должен рассказать на математическом языке, что у вас получилось? На выполнение задания 4 минуты. Выполняют задание.
(Г)
Ребята вы ходят к доске и объясняют решение задачи.
I группа:
на доске) и т.д.
Слайд 20(задание)
.
Коммуникативные:
- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции;
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- учет разных мнений.
Регулятивные:
- самостоятельно ставят новые учебные задачи;
- планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления.
Прослушивание сообщение автора приложения к учебнику.
Доп материал по теме.
Изображение дробей на координатной прямой.
Как отметить на координатной прямой данные дроби и сравнить их с единицей, сделать вывод.
Слайд21
Самостоятельная работа. Ребята по карточкам выполняют с.р с проверкой по эталону. Вам предлагаются 2 варианта, сделайте самостоятельно задания на закрепление:
Самопроверка.
Проверьте, верно ли вы выполнили самостоятельную работу. Ответы на слайде.
Поставьте себе отметку, учитывая следующие критерии на слайде.
Ребята выполняют с.р и проверяют по эталону оценивая себя. Оценки ставят в оценочный лист Слайд 22-23
Слайд 24.(критерии оценивания)
Регулятивные: осуществляют самоконтроль в зависимости от поставленной задачи.
Домашнее задание и инструктаж по его выполнению
П.29. У.№474,№ 478Т.з. №247
Вопросы по д.з.? В дневники записать задание и прочитать его по учебнику.
Слайд 25 Регулятивные:
-познавательная инициатива;
-волевая саморегуляцияРелаксация. Закончить наш урок, мне хотелось бы притчей.
Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: “Что ты делал целый день?” И тот с ухмылкой отвечает, что целый день возил проклятые камни. У второго спросил: “ А что ты делал целый день?” А тот ответил: “А я добросовестно выполнял свою работу”. А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: “ А я принимал участие в строительстве храма!”На все окружающее нас, можно смотреть разными глазами, выражать разными словами, но из любой ситуации должны сделать вывод, двигающий нас вперед! Вот и вы сделайте верный вывод. Как вы сегодня работали на уроке? И все ли вам понятно?
. Слайд 27
Спасибо за урок. Слайд 28