Доклад «Применение на уроках математики технологии управления качеством обучения «Биоинформатика и Синергетика»на педагогических чтениях учителей математики, физики и информатики города Астаны
2 ИМЕНИ ГАФУ КАИРБЕКОВА
ТЕМА РАБОТЫ: «Применение на уроках математики технологии управления качеством обучения «Биоинформатика и Синергетика»
Докладчик: Ж_ніс Октябрина АмангельдіKызы
- учитель математики высшего уровня квалификации, высшей категории, 1 (продвинутого) уровня.
«Туа білмейді, ж_ре біледі»
«Знания не даются от рождения,
а приобретаются на протяжении всей жизни».
Казахская мудрость
Аннотация
Время идет, меняются события, факты, одно поколение меняется другим. Стремительно меняется мир, интересы людей, запросы, улучшается экономика. В целом, идет изменение в глобализации, демографические изменения, меняется мир и безопасность, устойчивое развитие, технологии.
Перед учительством всегда стояла одна проблема: Как сделать учебным процесс увлекательным? Как повысить качество обучения? Качество знаний своих учеников? Качество своего нелегкого труда? И конечно, сохранить при этом здоровье и время на свою семью?
Решением данной проблемы явилась технология управления качеством обучения «Биоинформатика и синергетика», автором которой является Вассерман Федор Яковлевич - кандидат педагогических наук, профессор, президент Общественного Фонда «Качество и образование», научный консультант Фонда Образования Нурсултана Назарбаева.
Ученый – практик Вассерман Ф.Я. в результате проведенных исследований, а также экспериментально-практической работы установил нормативный показатель качества обучения – не ниже 63%.
Технология «БиС» гарантирует повышение качества обучения на 63% для любой школы, любого учителя, любого ученика - этим технология и интересна.
Введение
Биоинформационный подход связан с информационными возможностями нашего мозга, как биологической среды. Синергетический подход связан с исследованными П.К. Анохиным явлениями самоорганизации сложных и нелинейных структур, к которым, безусловно, относится и взаимодействие субъектов обучения.
Цель данной технологии: управление качеством обучения.
Задачи:
Повысить интерес к предмету;
Сплочение ученического коллектива;
Повышение учеником своего качества знаний.
Технология БиС позволила решить спектр задач на уроке:
уменьшить непроизводительные затраты живого труда;
использовать дифференцированный подход в обучении;
повысить оперативность и объективность анализа, контроля и оценки результатов обучения;
дала возможность самому ученику выбора собственной траектории изучения учебной программы;
формирует у учащихся операционный стиль мышления, развивает интеллектуальные способности.
Основная часть
Государственные образовательные стандарты нового поколения указывают на необходимость реформирования всех систем образования с тем, чтобы обучающиеся действительно стали центральными фигурами учебного процесса.
Наибольшее воздействие на процесс обучения и результаты учеников имеет не столько деятельность администрации школ и органов управления системой образования, сколько повседневная работа самого учителя в классе (Barber & Moushad,2007).
Имея стаж работы более 20 лет, я использовала на практике различные технологии, методы обучения. И сейчас меня заинтересовала технология БиС, которую считаю актуальной на данный момент времени. И пришла к выводу, что при условии систематического использования технологии в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения можно значительно повысить эффективность обучения.
Суть БиС -технологии состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Так на традиционном уроке мы можем опросить и поставить оценку 5-7 учащимся. При работе же по технологическим картам, в классе работает каждый ученик, на каждом уроке. Наполняемость оценок решается просто. И оценка не может быть случайной, потому что её нужно зарабатывать и подтверждать каждый урок.
Одно из основных условий технологии «БиС» - участие на уроке всех учеников, при этом требуется введение в учебный процесс специальных средств управления – технологических карт, в частности я применяю карты: алгоритм – объяснение нового материала, биоинтернет – отработка материала, тренажер – закрепление пройденного материала, логика – применение полученных знаний в нестандартных ситуациях; а также имеются карты гуманитарного цикла: устный урок - 1, устный урок - 2, устный урок - 3, лидер, СРВ (солнышко, ромашка, ветерок), ИСН (известное, новое, специальное).
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Применяя на практике данную технологию, имею следующие результаты:
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Заключение
Необходимость в постепенном изменении образовательного мировоззрения лежит в основе модернизации образования, что является постепенным процессом проведения обновления образовательной деятельности.
В основу модернизации образования на первое место надо поставить постепенное изменение образовательного мировоззрения. Следует отметить, что процесс модернизации образования это постепенный процесс проведения масштабных изменений в содержании, технологии и организации самой образовательной деятельности, которая также несет на себе печать прошлого и во многом подчинена задачам вчерашнего дня.
«Стрежневой фигурой в совершенствовании деятельности школ и обеспечения успешности обучения учеников является учитель» (Strong, Ward & Grant, 2011).
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что профессиональная компетентность педагога должна соответствовать развитию общества, отвечать на его вызовы, а самое главное способствовать формированию личности, готовой к «инновационному поведению», то есть вооруженную современными знаниями, способную их наращивать и уметь превращать в практические дела.
Список использованной литературы:
Концепция развития образования Республики Казахстан до 2015 года. Астана, 2003
Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан
Компетентностный подход в структуре методологического знания в педагогике, Ш.Т. Таубаева
Управление качеством обучения в общеобразовательных школах на основе ИКТ и информатики. Методическое пособие для учителя Алматы 2008, автор к.п.н. Вассерман Ф.Я.
Руководство для учителя. Первый (продвинутый) уровень. Второе издание. Центр педагогического мастерства. 2014.
Приложение 1
Самоанализ урока Жунис О.А.
Тема: «Тождественные преобразования многочленов»
Класс: 7в
Дата: 26 ноября 2015 года
№ п\п
Анализируемый аспект
Самоанализ урока
1.
Каково место урока в теме?
Как он связан с предыдущими, как он работает на последующие уроки?
Тип урока: закрепление знаний умений и навыков..
Базовые знания об умножении одночлена на многочлен, многочлена на многочлен, разложении многочлена на множители лежат в основе преобразований алгебраических выражений.
2.
Краткая психолого-педагогическая характеристика класса.
Какие особенности были учтены при планировании урока.
Дети с увлечением работают при проведении технологической карты биоинтернет, могут продуктивно работать как самостоятельно, так и в парах, большая часть детей могут делать обоснованные выводы.
3.
Какова триединая дидактическая цель урока
(ее обучающий, развивающий и воспитательный аспект),
дать оценку успешности в достижении результатов урока, обосновать показатели реальности урока.
Цель урока: прочное закрепление знаний и умений по теме преобразование алгебраических выражений у 63% учащихся через речь. Интеграция детей в единое информационное пространство- коллективный разум.
Задачи урока: выполнение регламента технологической карты.
Планируемый результат: достижение поставленной цели.
4.
Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на результатах обучения на уроке.
Применение технологии БиС. КАРТА «ТРИАДА-БИОИНТЕРНЕТ», которое рекомендовано Министерством образования и Науки РК №02-3/315 –ВН от 04.03.2014 г. автор КПН,профессор Ф.Я.Вассерман.
Организация работы учащихся на роке, реализуя принцип «уча-учусь». Выработать интерес и мотивацию к качественному усвоению предмета, как критерий успешного человека.
5.
Рационально ли было распределено время, отведенное на разные этапы?
Показать, как другие этапы «работали» на главный этап.
Организационный момент МОТИВАЦИЯ. (Объясняется порядок работы по карте и ПО МАТРИЦЕ ПОСАДОЧНЫХ МЕСТ. Мотивация на успешность. Дается слово лидеру класса) – 5 минут.
1 цикл. Конструирование образца применения знаний в стандартной и измененной ситуациях –время 5+30
Самостоятельное применение знаний. Ротация по группам «Альфа», «Бета», «Гамма»-13 МИНУТ
Контроль и самоконтроль. Окончание работы по количеству заполненных ячеек в МПМ. Кол-во сдавших зачет с учётом экспертов по формуле: 63% учащихся минус эксперты.-10 минут
Коррекция-10 минут
Рефлексия. НПС – ППС – ВПС по двум вариантам.Тренажер-8 - время 5+30
2 цикл. Оценивание.-5 минут
Домашнее задание-2 минуты
6.
Отбор дидактических материалов, ТСО,
наглядных пособий в соответствии с целями.
1)ОСУД А/7/2.5/14 «Одночлены и многочлены», рабочая тетрадь учащегося, методическое пособие для учителя.
2)МПМ (матрица посадочных мест)
3) Схема 3. «Правила работа эксперта» в карте Биоинтернет.
4) Интерактивная доска.
7.
Как организован контроль усвоения знаний и умений обучающихся?
На каких этапах урока?
В каких формах и какими методами осуществляется?
Как организовано регулирование и коррекция знаний учащихся?
Контроль усвоения знаний проведен в виде разноуровневых заданий НПС,ППС,ВПС. Выполнение 63% КЗ. В паре ученики из группы «Альфа» работают с учениками из группы «Бета» строго по ОСУДУ проговаривается весь ход решения в терминах, понятиях, правилах и формулах, отмечая плюсы в МПМ.
8.
Психологическая атмосфера на уроке, общение учащихся и учителя?
В начале урока лидер класса выступил перед своими одноклассниками, мотивируя на успех, на слаженную работу. Ученики были активны, дисциплинированы. На уроке присутствовала атмосфера поиска, успешности, радости от полученного результата, взаимопомощи. Ученики понимают и принимают задания и рекомендации одноклассников, сопереживают друг другу.
Формула урока: решил + сумел объяснить = усвоил.
А девиз- у тебя есть шанс, помогая другим, помочь себе.
9.
Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?
Урок цели достиг. Поставленные задачи были успешно решены. Этому способствовало развитие познавательного интереса, мыслительных процессов и активная деятельность детей на уроке.
10.
Наметить перспективы своей деятельности.
Я считаю, что уроки, на которых учащиеся
самостоятельно добывают знания – самые
продуктивные, запоминающиеся и необходимые. Они
развивают конвергентное мышление, творческую и
познавательную активность, повышают интерес к
предмету, дают возможность понять, что овладение
основами физики интересно, занимательно и
необходимо для современного человека, что знания,
полученные на уроке, необходимы в повседневной жизни..
____________ Жунис О.А./учитель математики
высшего уровня квалификации, высшей категории
Приложение 2
Рекомендовано Министерством образования и Науки РК №02-3/315 –ВН от 04.03.2014 г
ТЕХНОЛОГИЯ БИС. КАРТА «ТРИАДА-БИОИНТЕРНЕТ»
Поурочное планирование
Наименование учебного заведения: школа-гимназия №2имени Гафу Каирбекова
адрес: Республика Казахстан, г.Астана, ул.Сейфуллина, 43.
Кабинет: 41
Дата: 26 ноября 2015г
Класс: 7в
Предмет: алгебра
Тема урока: Тождественные преобразования многочленов
Учитель: Жунис Октябрина Амангельдиновна -учитель математики высшего уровня квалификации, высшей категории
Форма проведения: карта «Биоинтернет». Технология БиС. Методическое руковдство для учителя «Стандарт содержания» 7 класс
Фактический результат урока в оценках:
Оценка
5
4
3
Количество учащихся
% от общего количества
Цель урока: прочное закрепление знаний и умений по теме преобразование алгебраических выражений у 63% учащихся через речь. Интеграция детей в единое информационное пространство- коллективный разум. Организация работы учащихся на роке, реализуя принцип «уча-учусь». Выработать интерес и мотивацию к качественному усвоению предмета, как критерий успешного человека.
Задачи урока: выполнение регламента технологической карты.
Планируемый результат: достижение поставленной цели.
2 тип учебного занятия: по закреплению знаний и способов деятельности
Мотивация-актуализация ведущих знаний и способов действий- конструирование образца применения знаний в стандартной и измененной ситуациях - самостоятельное применение знаний - контроль и самоконтроль-коррекция-рефлексия.
1
Организационный момент
МОТИВАЦИЯ
Выступление учителя: нам осталось 2 урока на закрепление данной темы, после Биоинтернета мы проведем Тренажер, а потом карту СРВ.
Формула урока: решил + сумел объяснить = усвоил
А девиз- у тебя есть шанс, помогая другим, помочь себе.
3.Выступление лидера класса.
в правом верхнем углу доски ставится число нормы 63%. Объясняется порядок работы по карте и МПМ. Мотивация на успешность. Дается слово лидеру класса.
2
Актуализация ведущих знаний и способов действий.
Объяснение экспертов работы по ОСУДу.
Повторить формулу (а-в)=-(в-а)
3
1 цикл. Конструирование образца применения знаний в стандартной и измененной ситуациях
Класс получает три задания НПС-ППС-ВПС . Тренажер 8
вариант
НПС
ППС
ВПС
1 №27
n(m+1)
(х-1)(а2+в)
или (1-х)(-а2-в)
125с2-20в2
2 №28
х2(x+1) или х(х2+х)
(а-в)(2х+3у) или
(в-а)(-2х-3у)
-4а2-16а+16
По окончании работы, учащиеся не обмениваются тетрадями, звучит команда: «Ручка в руках – это ошибка» 1.Учитель выносит все ответы на доску.
Ротация по группам «Альфа», «Бета», «Гамма»
К ДОСКЕ ВЫХОДЯТ УЧЕНИКИ, КОТОРЫЕ СДЕЛАЛИ ВСЕ ЗАДАНИЯ ПРАВИЛЬНО И Я ПРОВЕРЯЮ КАЖДОГО. ЭТО ГРУППА Альфа.
Затем к доске вызываются те, у которых два задания правильные. Их проверяют Альфа. Это группа Бета.
1ряд- садятся Альфа, 2 ряд- Бета, 3 ряд- Гамма
Окончание работы 5+30
Адьфа:
НПС-ППС-ВПС
Бета: (любые два)
НПС-ППС,
или ППС-ВПС,
или НПС-ВПС.
Гамма:
НПС, или все задания не выполнены
4
Самостоятельное применение знаний
Я отмечаю в МПМ количество учащихся в группе Альфа и поступаю следующим образом. Если в группе Альфа:
Если» в группе «Альфа»: 1 ученик, то для усиления команды экспертов, из группы «Бета» вызываются по очереди к доске для работы над ошибками 5 учащихся;
2 ученика, то вызываются 4 учащихся;
3 ученика, то вызываются 3 учащихся;
4 ученика, то вызываются 2 учащихся;
5 учеников и выше, то вызывается 1 ученик.
Строго по ОСУДУ проговаривается весь ход решения в терминах, понятиях, правилах и формулах. Учитель на своем примере показывает всему классу образец работы эксперта и ученика. Учитель на основании схемы 3, показывает всем экспертам и тренерам правила их работы с учениками.
Учитель на основании схемы 3, показывает всем экспертам и тренерам правила их работы с учениками. Учитель строит свою стратегию подготовки экспертов. У доски работают только учащиеся из группы «Бета». Каждый из них после работы у доски получает плюс в свою ячейку на МПМ и право быть тренером. В группу «Альфа» он не входит.
5
Контроль и самоконтроль
Учитель, сам стрелками на МПМ показывает маршруты движения учеников-экспертов из группы «Альфа» и тренеров получивших допуск из группы «Бета». Никто не сидит без дела, даже если не подошли эксперты, каждый учится проговаривать по схеме ОСУД. По свистку учителя дети начинают работу друг с другом. Учитель контролирует работу своих экспертов и не отвлекается на группу «Гамма». Все работают по схеме «Работы эксперта» показанной на рисунке 2, приведенном ниже таблицы по карте «Биоинтернет».
Окончание работы по количеству заполненных ячеек в МПМ. Кол-во сдавших зачет с учётом экспертов должно быть по формуле: 63% учащихся минус эксперты.
6
Коррекция
По окончании работы учитель проводит тщательный опрос-анализ работы каждого эксперта и тренера, которые должны грамотно и четко объяснить какие ошибки сделали их ученики. Важно также опрашивать и учеников для того, чтобы были видны ошибки и успехи в работе экспертов. Также учитель показывает свое видение работы экспертов.
Учитель должен помнить. Что его главная задача в карте «Биоинтернет» - это подготовка своих помощников – экспертов. Без них высокого качества в классе добиться нельзя.
7
Рефлексия
Класс получает три задания НПС – ППС – ВПС по двум вариантам.Тренажер8
вариант
НПС
ППС
ВПС
1 №29
m(x-1)
(x-4)(x+3)
-6x+10
2 №30
c3(c2+1)
(p-1)(p+4)
8a2-ab+b
По окончании работы, учащиеся не обмениваются тетрадями, звучит команда: «Ручка в руках – это ошибка».
Время 5+30 только для групп «Бета» и «Гамма».
8
2 цикл
По окончании среза этап полностью повторяется. Количество этапов не ограничено. Если получен результат 63%, то разрешается переход к карте «Тренажер».
Главное, чтобы дети освоили грамотную предметную речь.
9
Оценивание
Оценки ставятся по уровням: Альфа – 5 баллов, Бета -4 балла, Гамма–3 балла. Если, ученик переходил из «Альфы в «Бету» и обратно, то он получает оценку 4. Если из «Бету в «Гамму» и обратно, то оценку 3. Двойки ставить запрещается. Все дети работают много и плохих оценок не заслуживают.
Преподаватель отмечает качество работы класса- команды и усилия лидера
10
Домашнее задание
Итоги урока
1.Группа «Альфа» Т8-ВПС№42-52
2.Группа «Бета» Т8.ППС №31-40и ВПС №31-35
3. Группа «Гамма» НПС №4-14и ППС №4-9
4.Шесть экспертов получают задание ВПС на дом, для того, чтобы стать помощниками учителя в карте «Тренажер».
Рефлексия урока «Моё местонахождение на лестнице»
Учитель поручает остальным ученикам из группы «Альфа» контролировать выполнение домашнего задания учениками из групп «Бета» и «Гамма»
Приложение 3
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141415
16