Технологическая карта урока математики на тему Окружность и круг (6 класс)

Технологическая карта урока математики по теме «Окружность и круг», 6 класс.
Автор: Романова Любовь Владимировна, учитель математики первой квалификационной категории, МКОУ «Санаторная школа – интернат № 5», г. Нижний Новгород.
Описание материала: предлагаю Вам технологическую карту урока по математике по теме «Окружность и круг» для 6 класса. Это второй урок при изучении данной темы. На данном уроке рассматривается способ построения треугольника по трём сторонам. Эта задача носит пропедевтический характер. Понимание обучающимися того, что знания длин трёх сторон треугольника достаточно для его построения, формируется интуитивно. При этом учащиеся опытным путем приходят к пониманию, что не любые три отрезка могут служить сторонами треугольника. Материал будет полезен для учителей, работающих в 6 классах по учебнику А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С.Якир «Математика 6».
Тема: Окружность и круг
Тип урока: урок закрепления полученных знаний на практике.
Цели:
Предметные: формировать умение распознавать и изображать окружность, круг и их элементы, научить строить треугольник по трем сторонам.
Личностные: формировать интерес к изучению темы и желание применять приобретенные знания и умения, формировать умение работать в коллективе, развивать навык самостоятельности в работе, трудолюбия, аккуратности.
Метапредметные: формировать умение использовать приобретенные знания в практической деятельности, формировать информационную, коммуникативную и учебную компетентности обучающихся.
Планируемые результаты::
- в личностном направлении: обеспечить познавательную мотивацию учащихся при изучении новых понятий и определений, провести рефлексию деятельности после проделанной работы.
- в метапредметном направлении: формировать умения самостоятельно формулировать учебную задачу урока, развивать операции мышления (сравнение, сопоставление, выделение лишнего, обобщение, классификация), формировать отдельные составляющие исследовательской деятельности (умения наблюдать, умения делать выводы и умозаключения, умения выдвигать и формулировать гипотезы).
- в предметном направлении: формировать умение различать окружность и круг, находить радиус и диаметр окружности и круга, чертить окружность при помощи циркуля, знать соотношение между диаметром и радиусом, научить строить треугольник по трем сторонам.
Техническое обеспечение:
у учителя: учебник «Математика, 6 класс» А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С.Якир , компьютер, проектор, интерактивная доска.
у каждого учащегося: учебник «Математика, 6 класс» А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С.Якир, тетрадь, конструктор, листы для практической работы.

Структура и ход урока:


Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
Время

1
Организационный
момент

Приветствует обучающихся, организует внимание, предлагает проверить рабочее место.
Приветствуют учителя, организуют свое рабочее место, демонстрируют готовность к уроку.
Развитие умения организовать рабочую среду. Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости.
2 мин.

2
Актуализация знаний.
Организует устную работу по вопросам на с.143 учебника, по решению № 701,699 и разбору домашней задачи № 708.

Устно отвечают на вопросы, решают № 701,699 проверяют решение домашней задачи № 708, исправляют ошибки.

Личностные УУД:
развитие мотивов учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
целеполагание.
Коммуникативные УУД:
слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания.
5 мин.

3
Постановка учебной задачи
Организует работу по целеполаганию и мотивации.
Организует устное выполнение №722.
Записывает на доске гипотезы, выдвинутые обучающимися.
Записывают в тетрадь тему урока.
Выдвигают гипотезы о возможности построения треугольника по трем сторонам
Личностные УУД:
проявлять интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний
Познавательные УУД:
формулировать информационный запрос, выдвигать гипотезы и осуществлять актуализацию личного жизненного опыта
Регулятивные УУД:
определять цели учебной деятельности.





4 мин.

4
«Открытие» обучающимися новых знаний. Практический этап.
Организует практическую исследовательскую работу с использованием самодельного конструктора. (см. Приложение № 1)
Выполняют на отдельных листах практическую работу с использованием самодельного конструктора. (см. Приложение № 1).
Проверяют на практике записанные на доске гипотезы.
Регулятивные УУД:
планирование.
Коммуникативные УУД:
инициативное сотрудничество.
Познавательные УУД:
формулировать информационный запрос, выдвигать гипотезы и осуществлять актуализацию личного жизненного опыта , Поиск и выделение необходимой информации
10 мин.


5
Первичное закрепление.
Организует решение задач № 720, 711, 715,717.
Организует самопроверку и взаимопроверку.
Решают в тетрадях предложенные задачи.
Проверяют свое решение, исправляют ошибки. Выполняют самопроверку и взаимопроверку.
Регулятивные УУД:
контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению.
Личностные УУД:
самоопределение.
Коммуникативные УУД:
управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.
19 мин.

5
Рефлексивно-оценочный этап






Продолжите высказывания об уроке.
1. Самым интересным на уроке для меня было .
2. Я научился (научилась)

1. Оценивают степень достижения цели, определяют круг новых вопросов.
2. Выборочно высказываются, делятся друг с другом мнением
Регулятивные УУД:
оценка, самооценка.
Коммуникативные УУД: умение адекватно отображать свои чувства, мысли в речевом
высказывании.
4 мин.

6
Информа-
ция о домаш-
нем задании

Комментирует домашнее задание:
§ 24, № 712, 716, 718, 721.


Записывают домашнее задание.

1мин.



Приложение № 1.
Исследовательская работа.
Фамилия_________________________________ Имя___________________________Класс 6 ___________
Верно ли утверждение: «Из трех любых отрезков можно построить треугольник?»
Цель: определить возможность построения треугольника по трем заданным сторонам.
Оборудование:
Комплект для учащегося состоит из 20 пластиковых трубочек длиной около 20 см. Для выполнения работ также необходимы ножницы, линейка, транспортир.
План работы:
Разрежьте отрезок (трубочку) на три части случайным образом. Сконструируйте треугольник.
Замените одну из сторон на отрезок большей длины. Сложите треугольник.
Замените эту же сторону на отрезок ещё большей длины. Сложите треугольник.
Замените эту же сторону на отрезок ещё большей длины. Сложите треугольник.


До каких пор можно менять длину этого отрезка, так чтобы треугольник сложился?




Выводы: Верно ли утверждение: «Из любых трех отрезков можно составить треугольник»?
Ответ __________________________
Закончите предложения – выводы:
1. На языке конструктора

Для конструирования треугольника необходимо, чтобы длина


2. На геометрическом языке

Для построения треугольника необходимо, чтобы длина.


3. На математическом языке

а – сторона треугольника, в – сторона треугольника, с – сторона треугольника,
Для построения треугольника необходимо, чтобы выполнялось правило:
а __ в __ с
в __ а __ с
с __ а __ в


Придумайте название этому правилу.


ђ Заголовок 415