Публицистика в защиту природы. Горжусь, что я гуран!


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 10 г.Хилок
Краевой (заочный) конкурс
«Моя малая Родина: природа, культура, этнос»
Номинация: «Публицистика в защиту природы и культуры»
Статья: Горжусь, что я гуран!
Автор:
Боровской Александр
11-б класс
Руководитель:
Спиридонова Елена
Сергеевна
ЗДВР МБОУ СОШ № 10
г.Хилок
г.Хилок, 2015г.
Горжусь, что я гуран!
Жизнь каждого человека неразрывно связана с прошлым, с обычаями и традициями предков. Многие поступки и события современности происходят неслучайно и имеют незримый отпечаток заветов прародителей семьи. Мне посчастливилось познакомиться с семьёй Лазебных, в которой с благоговением относились к забайкальской тайге, её обитателям. Все мужчины этой семьи – замечательные охотники и рыболовы. И опыт, особенности жизненного уклада сохраняются и передаются из поколения в поколение.
Любила вся окрестная детвора собираться в ограде семьи Лазебных. Дед Сергей с виду суровый, с косматыми седыми бровями, жилистыми, натруженными руками, как только начинал разговор, превращался в доброго и хитроумного вещателя. Обычно в руках у него был какой - нибудь предмет и дед приговаривал : « В старину играли деды…». И мы наперебой кричали, в какой игре использовался предмет, и начинались настоящие игрища с победителями и вкусными подарками. Никак не могли выявить победителя в отбивании ногой ЗОСКИ – меховой бляшки на металлическом основании. Сергей Семёнович демонстрировал каждый раз новый «переподвыверт» ног и появлялся новый лидер, сумевший повторить. Игра в «Чижа» собирала не только детей, но и взрослых. Деревянные палочки – цилиндрики складывались в поленницу, водящий подбивал ногой цилиндр – основание и выкрикивал имя игрока, который должен был снова собрать поленницу, осалив игроков, которые мешали сбору. Вечерняя лапта собирала до вечерних звёзд играть целые улицы. И завершающий раунд лапты дня играли семейным раритетным ТРЯПИЧНЫМ МЯЧОМ. Для игры «в банки» - аналог игры в городки, мы с особым трепетом делали палки – биты, дед Сергей проверял их «на качество».
Бабушка Евдокия собирала детвору к столу звонким кличем: «Гуранята, обедать!». И мы мчались в тепляк, усаживались за длинный овальный из «живого» кедра стол, который натирался зольной вытяжкой, голяком, не покрывался клеёнкой, скатертью, по словам бабушки, чтобы Хозяина Тайги не обидеть, посчитав его подношения недостойными. И никакие современные сладости не сравнятся с замороженными брусникой, голубикой, костяникой, припудренными сахаром. Круглый каравай, лепёшки и шаньги, пироги с грибными и замысловатыми мясными начинками, завёрнутые особым способом, кренделя, как из сказки, посыпанные маком, молотой сухой черёмухой занимали центральное место на столе по неписанному закону – Хлеб всему голова. Хлеб не отрезали ножом, а ломали руками кому горбушку, кому «лустицу». Бабушка торжественно вносила глиняные крынки и горшки, прикрытые льняной тряпицей, с молоком, простоквашей, варенцом (ночью молоко томилось в русской печи, пенка многократно опускалась на дно, к утру образовывался слоёный кружок – варенец), кедровым маслом. Младшие невестки добавляли чугунок с картошкой и соленья грибов, огурцов, квашеной капусты из кадушки. Летом зелень из огорода: лук, перья чеснока, мангыр (дикий лук), зимой строганина мяса диких зверей, щучья уха, вяленные мясо и рыба – меню на зависть гурманов. И младший праправнучек Роман становился за нашим детским столом «СТАРШИМ», гордо объявляя: «Отобедаем, гураны!». А вечерами, когда бабушка стучала коклюшками старенькой самодельной прялки, женщины вышивали скатерти, подзоры, рушники, мужчины чистили ружья, набивали патроны, перебирали рыболовные снасти, звучали на всю округу старинные песни русские, семейские с украинскими и польскими словечками. И в каждой песне история жизненная, поучающая. Особенно мне запомнились « на вгороде верба рясна, там стояла девка красна…», «вьюн над водой расстилается, жених у ворот увивается…», «Василько сено косит…»
Расскажу историю, которую бабушка Евдокия неспешно, обстоятельно в течение нескольких дней поведала нам, сохранив некоторые диалектные слова её речи. «Откуда есть пошли забайкальские гураны семьи Лазебных. Хранила я в своём кованом сундуке шапку из шкуры самца косули гурана, оболокались в неё и ваш прадед, и дед, и отец на первые охоты на солонцы. Смешна така шапка с рожками, да моль её сточила, не досталась правнучатам. Пошто гуранами нас кличут? Кровей у нас понамешано разных народов. Прапрапрадед Амос твой Рома старожилом каторжанином был, сосланным из Польши в 1867 году. Встретил в селе Аблатукан любовь свою. Отец – русский из чикойских, мать – наполовину бурятка по отцовской линии - родители прапрабабки. Славных, работящих 6 дочерей и отхона сына Семёна оставил Амос, да мало пожил. Задрал его медведь по зиме, заломом берлогу перекрыли, а дерево трухляво внутри оказалось, не успел Амос увернуться от лап хозяина тайги. Семён Амосович женился на дивчине украинских кровей. Справно усадьбу они вели, почитай скотины было голов тридцать и коней, и коров, и овец, и коз держали. Сами не бедствовали и соседям помогали. Четырёх сыновей и пятерых дочек народили. Порадовались мало, раскулачили их, всю скотину свели в колхоз. Охотой и рыбалкой стали боле промышлять, чтобы семью прокормить. Дед твой Сергей Семёнович ровесник революции в 1917 году появился. Бабушку Пелагею из семейских, красночикойских дед с вечёрки украл, завернул в тулуп, и в зимней кошёвке увёз в Хилок. А у неё по материнской линии отец из Монголии сбежал и в Чикое осел. Вот и посчитайте на досуге, скольких кровей – народностей каждый из забайкальцев, гуранами нас и назвали. Наказ вам детушки – ни на кровной принадлежности мир стоит, а на труде и почитании заветов поколений».