Использование современных образовательных технологий в процессе обучения предмету


\s
Деятельностно-процессуальный подход к выполнению творческих проектов

В процессе проектной деятельности активизация учителя и учащихся постоянно изменяется. Условно это взаимодействие можно представить в виде столбчатой диаграммы.
4445001778000
Роль учителя в проектной деятельности
4445005969000
Роль учащихся в проектной деятельности
2667008699500
6731009334500 Исследовательский (подготовительный) этап
На этом этапе решаются такие задачи:
поиск проблемной области (потребность в определенных предметах или
услугах, чем я могу помочь в этом, интерес к различным явлениям жизни);
выбор и обоснование проекта (как выбрать тему, какой объект изготовить
и почему из множества вариантов идей выбрана эта);
анализ предстоящей деятельности (что необходимо для успешной работы,
предполагаемые её результаты).
Используемые методы обучения
вербальный метод;
демонстрация;
метод информационной поддержки;
метод мозговой атаки;
диалогический метод.
Алгоритм выполнения творческого проекта
55626007581265006007100711136500
Составляющие творческого проекта
-1053846151892

На основе этой работы школьники выбирают из многих вариантов выполнения проекта наиболее подходящий и составляют опорную схему размышлений, проблем конструкции, материалов и дизайна будущего изделия. На этом этапе использую метод дизайн-анализа.
Опорная схема анализа создания объекта проектирования
Морфологическая матрица
Признаки Альтернативные варианты
Материал Конструкция Способы оформления Цветовое решение Функционально- стоимостный анализ
Расчет себестоимости проектируемого изделия (услуги)

п/п Материалы (основные, вспомогательные), фурнитура, декор Кол-во Цена Стоимость Итого
Экологическое обоснование проекта
Экологические достоинства объекта Экологические ограничения объекта
Анализ структуры технологического процесса
Технологическая карта
№ п/п Название
детали Наименование операции Название шва Схема шва Техни-ческие условия Оборудование, инструменты
На технологических картах объект будущего изделия представлен в знаково-символической форме. На этом этапе использую как метод технологию интенсификации обучения на основе схем и знаковых моделей.
1003300000Технологический этап
59690014224000
Этот этап проектной деятельности решает такие задачи:
выполнение технологических операций (какие приемы и операции оптимальны для изготовления изделия, какие знания и умения необходимо приобрести, как повысить качество и производительность труда, снизить затраты на производство изделия);
соблюдение технологической, трудовой дисциплины и техники безопасности (как организовать рабочее место с учётом требований культуры труда, безопасности жизнедеятельности).
Основные методы обучения на технологическом этапе:
упражнения
-406273190754метод информационной поддержки
метод обучения в деятельности
метод наглядности
977900-13970000Заключительный этап
58420020574000На этом этапе школьники проводят:
корректировку деятельности (соответствует ли выполненное изделие, услуга замыслу, каковы достоинства, недостатки в сравнении с эталоном);
экологическое обоснование проекта (в чём экологические достоинства и ограничения изделия в сравнении с замыслом);
мини-маркетинговое исследование (как осуществить реализацию изделия, привлечь, заинтересовать общественность, потребителей в данного рода продукции);
контроль и испытание изделия;
защиту проекта (смогу ли я убедить окружающих, жюри в достоинствах моего изделия, что для этого необходимо сделать, как построить свою -25387376200презентацию, какие технические средства наглядности целесообразно использовать и пр.).
558800-254000016510033020000Контроль и испытание готового изделия

Контроль и испытание готового изделия учащиеся проводят сначала самостоятельно, а затем с одноклассниками и учителем. Когда проекты выполнены, учащиеся оформляют пояснительную записку.
На этом этапе используются методы:
информационной поддержки;
демонстрация лучших проектов;
консультации по созданию презентации.
6477001917700022860019177000
Защита проектов
Подготовленные и оформленные проекты допускаются к защите. В ходе её учащиеся делают краткие выступления, отвечают на вопросы членов жюри и товарищей, дают оценку проектов. Члены жюри с учётом качества выполнения проекта и его защиты оценивают работу каждого ученика.
Оценочный лист проекта
Учащийся
Тема проекта
Этапы выполнения проекта Оценки
1. Исследовательский 2. Технологический 3. Заключительный Общая оценка Итоговую оценку за проект выставляю с учётом текущих оценок на этапах осмысления проблемы, выдвижения идей, проектирования, конструирования, качества изделия и его защиты.
В отличие от традиционной практики единоличного оценивания успехов только учителем выполненный проект, его достоинства и недостатки вначале оценивает сам автор, а затем избранное для этого жюри в составе учителя и школьников (желательно из других классов).
Оценивание проекта включает такие аспекты:
аргументированность выбора темы;
обоснование потребности;
практическую направленность проекта и значимость выполненной работы;
объём и полноту разработок;
выполнение этапов проектирования;
самостоятельность;
законченность;
подготовленность к восприятию проекта другими людьми;
материальное воплощение проекта;
аргументированность предлагаемых решений, подходов;
оригинальность темы;
оригинальность материального воплощения и представление проекта;
качество пояснительной записки (оформление текста, качество эскизов, схем, рисунков);
качество изделия, соответствие стандартам, оригинальность.
Жюри оценивает также качество доклада; готовность докладчика аргументировано ответить на возникшие у жюри вопросы; умение вести корректную дискуссию, отстаивая свою точку зрения; деловые и волевые качества докладчика: ответственное отношение, стремление к достижению высоких результатов, трудолюбие, доброжелательность, контактность.
По итогам защиты жюри отбирает лучшие проекты по классам для участия в школьном конкурсе творческих проектов. Члены жюри отбирают проекты для участия в районных и городских конкурсах, олимпиадах.
Соотношение этапов проектной деятельности и методов обучения

Этапы проектной деятельности Ведущие методы обучения
Поисково-исследовательский (организационно-подготовительный) Вербальные (рассказ, беседа, дискуссия)
Демонстрация
Информационная поддержка
Мозговой штурм
Исторический анализ изделия
Дизайн-анализ
Морфологический анализ
Алгоритмический анализ
Функционально-стоимостный анализ
Метод временных ограничений
Метод внезапных запрещений (ресурсов нет, надо искать другой объект)
Метод информационной недостаточности
Метод информационной насыщенности
Технологический Упражнение
Метод графической коммуникации
Информационная поддержка
Вербальные методы
Заключительный Сравнительный анализ
Информационная поддержка экономичес- кого обоснования и мини-маркетинговых исследований учащихся
Защита и оценка проектов
СамопрезентацияПрактический показ
Конкурсы творческих проектов
Разноуровневое обучение
Разноуровневое обучение как личностно-ориентированное предполагает внутреннюю и внешнюю дифференциацию. Под внутренней дифференциацией понимается такая организация учебного процесса, при которой индивидуальные особенности учащихся учитываются в условиях организации учебной деятельности на каждом уроке в универсальном классе. В моей программе предусмотрены варианты разноуровневой учебной деятельности обучаемых с 5 по 11 класс. Особенно ярко это выражается тогда, когда учащиеся выбирают объекты для проектирования.
Портфель ученика
Данная технология как нельзя лучше вписывается в представленную выше дидактическую систему и как бы придаёт ей определённую завершённость, целостность. «Портфель ученика» - инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности. Портфель достижений по предмету целесообразно составлять наиболее успешным ученикам для дальнейшего представления его заинтересованным комиссиям при выборе своего дальнейшего профессионального пути. Такой портфель Фетисовой Анастасии ученицы 11 класса победителя заключительного этапа IX Всероссийской олимпиады школьников по технологии представлен в электронном приложении.
Метод кейсов
Метод case-study (кейс-метод) или метод конкретных ситуаций основан на обучении путём решения конкретных задач-ситуаций (кейсов) и ориентирован на формирование готовности обучающихся решать практические задачи и находить решение в реальных, жизненных, а также проблемных ситуациях. Актуальность кейс-метода в настоящее время обусловлена общей направленностью образования не столько на получение предметных знаний, сколько на формирование компетентностей, развитие способностей к самообразованию, саморазвитию, самореализации; к оптимальному поведению и деятельности в различных жизненных ситуациях.
В школьном обучении кейс-метод позволяет повысить познавательный интерес, улучшить понимание учебного материала, способствует развитию исследовательских, коммуникативных и творческих навыков в разрешении различных ситуаций, задач.
Учебный кейс «Изготовление наглядного пособия по теме: «Обработка верхнего среза юбки притачным поясом» А. Полехиной – ученицы 9 класса МБОУ-СОШ № 4 города Мценска см. в электронном приложении.