МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА План-конспект урока математики в 6-м классе по теме: «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
И.С. Бородина , п . г . т . Джубга МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА План - конспект урока математики в 6 - м классе по теме: «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями» У рок закрепление изученного материала . Цель урока : учащиеся должны закрепить изученный материал по теме «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями». Задачи: 1) образовательные:  обобщить теоретический материал по теме урока;  закрепить знание нахождения наименьшего общего кратного и наибольшего общего делителя чисел;  систематизировать навыки сравнения дробей, сложения и вычитания дробей с разными знаменателями. 2) воспитательные:  воспитать умения и навыки групповой и самостоятельной работы ;  выработать умение слушать учителя и одноклассников ;  показать значимость данной темы для решения практических задач . 3) развивающие:  развивать умения анализировать учебный материал ;  р азвивать любознательно сть, внимание, наблюдательность ;  раз вивать интерес учащихся к математике , при анализе жизненных ситуаций ; формировать умение применять знания на практике . Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, самостоятельная работа , работа в группах . Оборудование урока: компьютер, колонки, интерактивная доска. Этапы урока: I. Организационный момент (2 мин). II. Подготовка к основному этапу занятия (7 мин). III. Закрепление и систематизация раннее изученного материала (6 мин). IV. Музыкальная пауза (1 мин). V. Самостоятельная работа ( 10 мин). VI. Физкультминутка (2 мин). VII. Работа в группах ( 6 мин). VIII. Итоги урока (3 мин). IX. Информация о домашнем задании (1 мин). X. Выставление оценок и их комментирование (1 мин). XI. Рефлексия (1 мин). Ход урока: I. Организационный момент. Приветствие, проверка прису тствующих. Объявление целей и задач урока . На уроке закрепляем и систематизируем раннее изученный материал по теме «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями». Учащиеся задают вопросы по домашней работе. Обсуждение наиболее проблемных заданий. И.С. Бородина , п . г . т . Джубга Дежурные собирают тетради с домашней работой и раздают тетради с оценками. Заранее на доске записана т ема урока и домашнее задание. II. Подготовка к основному этапу занятия . Девиз урока: Человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель – то, что он думает о себе! (Л. Толстой). 1. Разминка. Мы делили апельсин, Много нас, а он один . Одна долька для моржа , Одна долька для ежа , Две – для рыженьких котят , Две для желтеньких цыплят . И последнюю одну, мы положим в пасть ко льву А вопрос такой у нас: «У кого какая часть?». 2. Устный счет . 1. Сравните дроби. а) б) и Как сравнить две дроби с одинаковыми числителями? 2. Какая из нижеперечисленных дробей равна дроби ଶସ ଷଶ ? ͵ Ͷ ͳͳ ͳ ʹ ʹ ͵ 3. Какое из ниже перечисленных чисел является наименьшим общим знаменателем дробей ଻ ଵଶ и ଶ ଷ 36 12 6 3 . б) Какая из дробей больше ଺ ଵଶ или ଺ ଵଵ ? ଺ ଵଶ ଺ ଵଵ они равны. 4. Сократите дроби. ହ ଵ଴ ; ଼ ଵଶ ; ଶହ ଻ହ ; ଶସ ଵ଴ ; ସଽ ଶ଼ ; ଵ଼ ଵଶ . По какому принципу распределены дроби в задан и и? (Правильные и неправильные). И.С. Бородина , п . г . т . Джубга 5. Соедините дробь ଷ ଻ с равными ей дробями. Ученики соединяют стилусом дроби, работая с интерактивной доской. 6. Вычислите устно с объяснениями: ହ ଵ଴ + ଵ ଶ ; ଷ ଵଶ + ଵ ସ ; ହ ଵ଴ – ଵ ଶ ; ଷ ଽ – ଵ ଷ . Как можно вычислить удобным способом? III. Закрепление и систематизация раннее изученного материала. 1. Фронтальный опрос. Работа со всем классом.  Как найти наибольший общий делитель?  Как найти наименьшее общее кратное?  Сформулируйте основное свойство дроби.  Как сравнить две дроби с разными знаменателями?  Как сложить (вычесть) две дроби с одинаковыми знаменателями?  Как сложить (вычесть) две дроби с разными знаменателями?  Как найти наименьший общий знаменатель? 1. Решите задачу. Расстояние от пункта А до пункта В лошадь пробегает за 9 ч, а лев – за 8 ч. Кто из них пробежит больше, лошадь за 5 ч или лев за 7 ч? А В И.С. Бородина , п . г . т . Джубга 2. Решите задачу. Попрыгунья С трекоза половину красного лета спала, третью часть времени – танцевала, шестую часть – пела. Остальное время она решила посвятить подготовке к зиме. Какую часть лета Стрекоза готовилась к зиме? IV. Музыкальная пауза. Учитель предлагает учащимся закрыть глаза, немного расслабиться и прослушать композицию. Звучит музыкальный отрывок композитора П.И. Чайковского «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик». После чего учитель задает вопрос: «Вспомните, пожалуйста, автора и название композиции?» . V. Самостоятельная работа . 1. Самостоятельная работа по уровням . A B C 1 ଵ ଺ + ଵ ଷ 1 ଵ ଷ – ଵ ଺ 1 ଵଵ ଶ଴ – ହ ଵଶ 2 ଵ ଶ + ଵ ଷ 2 ଷ ଶ଴ + ଷ ସ 2 ଼ ଽ + ଻ ହସ 3 ଷ ହ – ଵ ଵ଴ 3 ଻ ଽ – ଶ ଷ 3 ହ ଺ – ଵ଻ ଶଵ 4 ଵ ଵଶ + ହ ଺ 4 ଵ ସ + ଵ ହ 4 ଷ ଵ଺ + ଵ ଶସ 5 ଵ ଷ + ଵ ସ 5 ଶ ହ + ସ ଵହ 5 ହ ଺ + ଶଶ ଶ଻ 6 ଵ ଶ + ଶ ଻ 6 ଻ ଺ – 1 6 ଵ ଺ – 0 ,1 7 ଵ ଶ – ଵ ଷ 7 ଵ ଺ - ଵ ଻ 7 0,15 + ଷ ଶ଴ 8 ଷ ସ + ଵ ଼ 8 ଷ ଼ + ଻ ଶ଴ 8 ଽ ଶ଴ – 0,45 9 ହ ଺ – ଻ ଵଶ 9 ଶ ହ – ଵଵ ଷ଴ 9 0,3 + ଶ ହ 10 ଶ ହ + ଷ ଵ଴ 10 ଻ ଶହ – ସ ଵହ 10 0,25 – ଵ ଶ଴ И.С. Бородина , п . г . т . Джубга Карточки для ответов Ф.И. учащихся _______________ Класс _____ Уровень ________ № задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Ответ Д ля сильных учащихся D E 1. Сложите дроби ଵ ଼ и ଷ ଻ 1) ସ ଵହ 2) ସ ଼ 3) ସ ଻ 4) ଷଵ ହ଺ 2. Какое из чисел 0,1; ଵ ହ ; ଶ ଷ ; и ଷ ଽ меньше, чем ଵ ଼ ? 1) 0,1 2) ଵ ହ 3) ଶ ଷ 4) ଷ ଽ 3. Сравните дроби ଶ ଷ и ହ ଼ . 1) ଶ ଷ ହ ଼ 2) ଶ ଷ ହ ଼ 3) ଶ ଷ = ହ ଼ 4. Вычислите разность ହ ଵସ и ଵ ସ 1) ଵ ଻ 2) ଷ ଶ଼ 3) ଵ ଵସ 4) ଶ ଻ 5. Расположите дроби ଵଷ ଷ଴ , ଻ ଵହ , ଷ ଵ଴ , ଶ ହ в порядке возрастания Ответ:______________________ 6. Найдите корень уравнения ଵ ଶ + х ଷ ସ Ответ:______________________ 7. Сколько различных трехзнач - ных чисел, кратных пяти, можно составить из нечетных цифр, если цифры в числе не могут повторяться? 1. Сложите дроби ଵ ଽ и ଶ ଻ 1) ଷ ଵ଺ 2) ଷ ଽ 3) ଶହ ଺ଷ 4) ଶ ଵ଺ 2. Какое из чисел 0,7; ଷ ଵ଴ ; ଶ ଵଶ ; и ଵ ସ меньше, чем ଵ ହ ? 1) 0,7 2) ଷ ଵ଴ 3) ଶ ଵଶ 4) ଵ ସ 3. Сравните дроби ସ ହ и ହ ଺ . 1) ସ ହ ହ ଺ 2) ସ ହ ହ ଺ 3) ସ ହ = ହ ଺ 4. Вычислите разность ଻ ଵ଼ и ଵ ସ 1) ଵ ଺ 2) ହ ଵ଼ 3) ହ ଷ଺ 4) ଷ ଻ 5. Расположите дроби ଵଷ ଶସ , ଵଵ ଵଶ , ହ ଺ , ଵ ସ в порядке возрастания Ответ:______________________ 6. Найдите корень уравнения х + ଵ ଼ = ଵ ଶ Ответ:____________________ 7. Сколько различных четы рех - значных чисел, кратных пяти, можно составить из нечетных цифр, если цифры в числе не могут повторяться? И.С. Бородина , п . г . т . Джубга Ответы к уровням D и E D 4 1 2 2 ଷ ଵ଴ , ଶ ହ , ଵଷ ଷ଴ , ଻ ଵହ ଵ ସ . 12 E 3 3 1 3 ଵ ସ , ଵଷ ଶସ , ହ ଺ , ଵଵ ଵଶ ଷ ଼ . 24 Во время самостоятельной работы можно вызвать к доске слабоуспевающего ученика и вместе с ним и реши ть уровень А или В с объяснениями, проговаривая правило сложения (вычитания) дробей с разными знаменателями. Для учащихся, которые быстрее выполнили самостоятельную работу (независимо от уровня) можно предложить решить из учебника № 336 (ответ: ଷ଻ ଺଴ ) и № 337 (ответ: 0,5). Их работы можно проверить сразу и выставить оценки. Карточки с заданиями и ответами собираются. Внимание учащихся обращается к интерактивной доске. VI. Физкультминутка. Подойдет комплекс упражнений для гимнастики глаз:  горизонтальные движения глаз: направо – налево;  движение глазными яблоками вертикально вверх – вниз; Гимнастика для глаз Рисуй глазами треугольник. Теперь его переверни Вершиной вниз. И вновь глазами ты по периметру веди. Рисуй восьмерку вертикально. И.С. Бородина , п . г . т . Джубга Ты головою не крути, А лишь глазами осторожно ты вдоль по линиям води. И на бочок ее клади. Теперь следи горизонтально, И в центре ты остановись. Зажмурься крепко, не ленись. Глаза открываем мы наконец. Зарядка окончилась. Ты молодец! Динамическая пауза А теперь ребята встали! Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперед, назад, Повернулись вправо, влево, Тихо сели – вновь за дело. VII. Работа в группах. Возвращаясь к ходу урока, учитель делит класс на три группы: 1) учащиеся с высокой мотивацией к учебе; 2) учащиеся со средним уровнем знаний; 3) учащиеся с низким уровнем знаний. Втор ая и третья группы получают задания (задача №1, задача №2). Задания дифференцированные, соответствуют уровню знаний учащихся, каждой группы. Первая группа учащихся является экспертами, они выполнили решение задач заранее, как домашнее задание к этому уроку . Они ассистируют и консультируют. В конце выполнения заданий они оценивают работу учащихся из каждой группы. Задача №1. Дан прямоугольник. Его длина равна ଶ ହ см, ширина на ଷ ଵ଴ см больше. Вычислите периметр прямоугольника. Задача №2. Дан равносторонний треугольник. Длина его стороны равна ଵ ଷ м. Вычислите периметр треугольника. P = ? Р = ? И.С. Бородина , п . г . т . Джубга VIII. Итоги урока. 1. Учащиеся из первой группы опрашивают учеников из втор ой и третьей групп по теме урока «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями», подводя итоги урока.  Сформулируйте основное свойство дроби.  Как сложить (вычесть) две дроби с одинаковыми знаменателями?  Как сложить (вычесть) две дроби с разными знаменателями? 2. Итог урока – игра. Учащиеся, работая по очереди на интерактивной доске , распределяют буквы в порядке возрастания дробей . Итог игры – фамилия выдающейся женщины - математика. . Ковалевская С.В. IX. Информация о домашнем задании. Задание на доске. 1. Сократите дроби. Физкультминутка 2. Решить № 356, 366. Учебник по математике. 6 класс. Авторы учебника Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. 3. Подготовить сообщение о выдающейся женщине - математике С.В. Ковалевской (по желанию). И.С. Бородина , п . г . т . Джубга X. Выставление оценок и их комментирование. Первая г руппа оценивает работу учащихся втор ой и третье й группы, аргументируя свои решения. Затем учитель дает свои комментарии по поводу оценок, в том числе оценивая работу сильных учащихся. XI. Рефлексия. Учитель предлагает учащимся выбрать смайлик из предложенных трех вариантов которые лежат на парте . Рис. №1 – тема несложная. Я легко справлюсь с домашним заданием. Рис. №2 – тема сложная, но мне достаточно ещѐ раз самому сесть и прочитать параграф учебника. Почитать конспекты. Выполнить вдумчиво домашнее задание. Рис. №3 – тема очень сложная, и мне нужна дополнительная работа с учителем по этой теме. Поднимите тот, который ближе всего отражает ваше настроение в конце урока. Рис. №1. Рис. №2. Рис. №3. Урок окончен. Спасибо за хорошую работу!