МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА План-конспект урока математики в 6-м классе по теме: «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
И.С. Бородина
,
п
.
г
.
т
.
Джубга
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
План
-
конспект урока математики
в 6
-
м классе по теме:
«Сложение и вычитание
дробей с разными знаменателями»
У
рок
закрепление изученного материала
.
Цель урока
:
учащиеся должны закрепить изученный материал по теме «Сложение
и
вычитание дробей с разными знаменателями».
Задачи:
1)
образовательные:
обобщить
теоретический материал по теме урока;
закрепить
знание нахождения наименьшего общего кратного и наибольшего
общего делителя чисел;
систематизировать
навыки
сравнения дробей, сложения и вычитания дробей
с разными знаменателями.
2)
воспитательные:
воспитать умения и навыки
групповой и
самостоятельной
работы
;
выработать умение слушать учителя и одноклассников
;
показать значимость данной темы для решения
практических задач
.
3)
развивающие:
развивать умения анализировать учебный материал
;
р
азвивать любознательно
сть, внимание, наблюдательность
;
раз
вивать интерес учащихся к математике
,
при анализе жизненных ситуаций
;
формировать умение применять знания на
практике
.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
фронтальная,
самостоятельная работа
, работа в группах
.
Оборудование урока:
компьютер, колонки, интерактивная доска.
Этапы урока:
I.
Организационный момент
(2
мин).
II.
Подготовка к основному этапу занятия
(7
мин).
III.
Закрепление и систематизация раннее изученного материала
(6
мин).
IV.
Музыкальная
пауза (1 мин).
V.
Самостоятельная работа (
10
мин).
VI.
Физкультминутка
(2 мин).
VII.
Работа в группах
(
6
мин).
VIII.
Итоги урока (3
мин).
IX.
Информация о
домашнем задании (1 мин).
X.
Выставление оценок и их комментирование (1 мин).
XI.
Рефлексия (1 мин).
Ход урока:
I.
Организационный момент.
Приветствие, проверка прису
тствующих. Объявление целей и задач урока
.
На уроке закрепляем и систематизируем раннее изученный материал по теме
«Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями».
Учащиеся задают
вопросы
по домашней работе. Обсуждение наиболее проблемных заданий.
И.С. Бородина
,
п
.
г
.
т
.
Джубга
Дежурные собирают тетради с домашней работой
и раздают тетради с оценками.
Заранее на доске записана т
ема урока
и домашнее задание.
II.
Подготовка к основному этапу занятия
.
Девиз урока: Человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек
представляет собой, а знаменатель
–
то, что он
думает о себе! (Л. Толстой).
1.
Разминка.
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один
.
Одна долька для моржа
,
Одна долька для ежа
,
Две
–
для рыженьких котят
,
Две для желтеньких цыплят
.
И последнюю одну,
мы положим
в пасть ко льву
А вопрос
такой
у нас:
«У кого
какая часть?».
2.
Устный счет
.
1.
Сравните дроби.
а)
б)
и
Как сравнить две дроби с одинаковыми числителями?
2.
Какая из нижеперечисленных дробей равна дроби
ଶସ
ଷଶ
?
͵
Ͷ
ͳͳ
ͳ
ʹ
ʹ
͵
3.
Какое из ниже перечисленных чисел является наименьшим общим
знаменателем дробей
ଵଶ
и
ଶ
ଷ
36
12
6
3
.
б) Какая из дробей больше
ଵଶ
или
ଵଵ
?
ଵଶ
ଵଵ
они равны.
4.
Сократите дроби.
ହ
ଵ
;
଼
ଵଶ
;
ଶହ
ହ
;
ଶସ
ଵ
;
ସଽ
ଶ଼
;
ଵ଼
ଵଶ
.
По какому принципу распределены дроби в задан
и
и? (Правильные и
неправильные).
И.С. Бородина
,
п
.
г
.
т
.
Джубга
5.
Соедините дробь
ଷ
с равными ей дробями.
Ученики соединяют стилусом дроби, работая с интерактивной доской.
6.
Вычислите устно с объяснениями:
ହ
ଵ
+
ଵ
ଶ
;
ଷ
ଵଶ
+
ଵ
ସ
;
ହ
ଵ
–
ଵ
ଶ
;
ଷ
ଽ
–
ଵ
ଷ
.
Как можно вычислить удобным способом?
III.
Закрепление и систематизация раннее изученного материала.
1.
Фронтальный опрос. Работа со всем классом.
Как найти наибольший общий делитель?
Как найти наименьшее общее кратное?
Сформулируйте основное свойство дроби.
Как сравнить две дроби с разными
знаменателями?
Как сложить (вычесть) две дроби
с одинаковыми
знаменателями?
Как сложить (вычесть) две дроби
с разными
знаменателями?
Как найти наименьший общий знаменатель?
1.
Решите задачу.
Расстояние от пункта А
до пункта В лошадь пробегает за 9 ч, а лев
–
за 8 ч. Кто
из них пробежит больше, лошадь за 5 ч или лев за 7 ч?
А
В
И.С. Бородина
,
п
.
г
.
т
.
Джубга
2.
Решите задачу.
Попрыгунья С
трекоза
половину красного лета спала, третью
часть времени
–
танцевала, шестую часть
–
пела. Остальное
время она решила посвятить подготовке к зиме. Какую часть
лета Стрекоза готовилась к зиме?
IV.
Музыкальная
пауза.
Учитель предлагает учащимся закрыть глаза, немного
расслабиться и прослушать композицию.
Звучит
музыкальный
отрывок композитора
П.И. Чайковского
«Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».
После чего учитель задает вопрос: «Вспомните, пожалуйста, автора и название
композиции?»
.
V.
Самостоятельная работа
.
1.
Самостоятельная работа по уровням
.
A
B
C
1
ଵ
+
ଵ
ଷ
1
ଵ
ଷ
–
ଵ
1
ଵଵ
ଶ
–
ହ
ଵଶ
2
ଵ
ଶ
+
ଵ
ଷ
2
ଷ
ଶ
+
ଷ
ସ
2
଼
ଽ
+
ହସ
3
ଷ
ହ
–
ଵ
ଵ
3
ଽ
–
ଶ
ଷ
3
ହ
–
ଵ
ଶଵ
4
ଵ
ଵଶ
+
ହ
4
ଵ
ସ
+
ଵ
ହ
4
ଷ
ଵ
+
ଵ
ଶସ
5
ଵ
ଷ
+
ଵ
ସ
5
ଶ
ହ
+
ସ
ଵହ
5
ହ
+
ଶଶ
ଶ
6
ଵ
ଶ
+
ଶ
6
–
1
6
ଵ
–
0
,1
7
ଵ
ଶ
–
ଵ
ଷ
7
ଵ
-
ଵ
7
0,15
+
ଷ
ଶ
8
ଷ
ସ
+
ଵ
଼
8
ଷ
଼
+
ଶ
8
ଽ
ଶ
–
0,45
9
ହ
–
ଵଶ
9
ଶ
ହ
–
ଵଵ
ଷ
9
0,3
+
ଶ
ହ
10
ଶ
ହ
+
ଷ
ଵ
10
ଶହ
–
ସ
ଵହ
10
0,25
–
ଵ
ଶ
И.С. Бородина
,
п
.
г
.
т
.
Джубга
Карточки для ответов
Ф.И. учащихся
_______________
Класс
_____
Уровень
________
№
задания
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Ответ
Д
ля сильных учащихся
D
E
1.
Сложите дроби
ଵ
଼
и
ଷ
1)
ସ
ଵହ
2)
ସ
଼
3)
ସ
4)
ଷଵ
ହ
2.
Какое из чисел 0,1;
ଵ
ହ
;
ଶ
ଷ
; и
ଷ
ଽ
меньше, чем
ଵ
଼
?
1) 0,1
2)
ଵ
ହ
3)
ଶ
ଷ
4)
ଷ
ଽ
3.
Сравните дроби
ଶ
ଷ
и
ହ
଼
.
1)
ଶ
ଷ
ହ
଼
2)
ଶ
ଷ
ହ
଼
3)
ଶ
ଷ
=
ହ
଼
4.
Вычислите разность
ହ
ଵସ
и
ଵ
ସ
1)
ଵ
2)
ଷ
ଶ଼
3)
ଵ
ଵସ
4)
ଶ
5.
Расположите дроби
ଵଷ
ଷ
,
ଵହ
,
ଷ
ଵ
,
ଶ
ହ
в
порядке возрастания
Ответ:______________________
6.
Найдите корень уравнения
ଵ
ଶ
+ х
ଷ
ସ
Ответ:______________________
7.
Сколько различных трехзнач
-
ных чисел, кратных пяти,
можно составить из нечетных
цифр, если цифры в числе не
могут повторяться?
1.
Сложите дроби
ଵ
ଽ
и
ଶ
1)
ଷ
ଵ
2)
ଷ
ଽ
3)
ଶହ
ଷ
4)
ଶ
ଵ
2.
Какое из чисел 0,7;
ଷ
ଵ
;
ଶ
ଵଶ
; и
ଵ
ସ
меньше, чем
ଵ
ହ
?
1) 0,7
2)
ଷ
ଵ
3)
ଶ
ଵଶ
4)
ଵ
ସ
3.
Сравните дроби
ସ
ହ
и
ହ
.
1)
ସ
ହ
ହ
2)
ସ
ହ
ହ
3)
ସ
ହ
=
ହ
4.
Вычислите разность
ଵ଼
и
ଵ
ସ
1)
ଵ
2)
ହ
ଵ଼
3)
ହ
ଷ
4)
ଷ
5.
Расположите дроби
ଵଷ
ଶସ
,
ଵଵ
ଵଶ
,
ହ
,
ଵ
ସ
в
порядке возрастания
Ответ:______________________
6.
Найдите корень уравнения
х +
ଵ
଼
=
ଵ
ଶ
Ответ:____________________
7.
Сколько различных
четы
рех
-
значных чисел, кратных пяти, можно
составить из нечетных цифр, если
цифры в числе не могут повторяться?
И.С. Бородина
,
п
.
г
.
т
.
Джубга
Ответы к уровням
D
и
E
D
4
1
2
2
ଷ
ଵ
,
ଶ
ହ
,
ଵଷ
ଷ
,
ଵହ
ଵ
ସ
.
12
E
3
3
1
3
ଵ
ସ
,
ଵଷ
ଶସ
,
ହ
,
ଵଵ
ଵଶ
ଷ
଼
.
24
Во время самостоятельной работы можно вызвать к доске слабоуспевающего
ученика и вместе с ним
и реши
ть
уровень
А
или В с объяснениями, проговаривая
правило сложения (вычитания)
дробей с разными знаменателями.
Для учащихся, которые быстрее выполнили самостоятельную работу
(независимо от уровня)
можно предложить решить из учебника № 336 (ответ:
ଷ
) и
№ 337 (ответ: 0,5). Их работы можно проверить сразу и выставить оценки.
Карточки
с заданиями и ответами собираются. Внимание
учащихся обращается
к интерактивной доске.
VI.
Физкультминутка.
Подойдет комплекс упражнений для гимнастики глаз:
горизонтальные движения глаз: направо
–
налево;
движение глазными яблоками вертикально
вверх
–
вниз;
Гимнастика для глаз
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни
Вершиной вниз.
И вновь глазами ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
И.С. Бородина
,
п
.
г
.
т
.
Джубга
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно ты вдоль по линиям води.
И на бочок
ее клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы наконец.
Зарядка окончилась.
Ты молодец!
Динамическая пауза
А теперь ребята встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели
–
вновь за дело.
VII.
Работа в группах.
Возвращаясь к ходу урока, учитель делит класс на три группы: 1) учащиеся с
высокой мотивацией к учебе; 2) учащиеся со средним уровнем знаний; 3) учащиеся
с низким уровнем знаний.
Втор
ая и
третья
группы получают задания (задача №1,
задача №2). Задания дифференцированные, соответствуют уровню знаний
учащихся, каждой группы. Первая группа учащихся является экспертами, они
выполнили решение задач заранее, как домашнее задание к этому уроку
. Они
ассистируют и консультируют. В конце выполнения заданий они оценивают работу
учащихся из каждой группы.
Задача №1.
Дан прямоугольник. Его длина равна
ଶ
ହ
см, ширина на
ଷ
ଵ
см больше.
Вычислите периметр прямоугольника.
Задача №2.
Дан равносторонний треугольник. Длина его стороны равна
ଵ
ଷ
м.
Вычислите периметр треугольника.
P =
?
Р = ?
И.С. Бородина
,
п
.
г
.
т
.
Джубга
VIII.
Итоги урока.
1.
Учащиеся из первой группы опрашивают учеников из
втор
ой и
третьей
групп
по теме урока «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»,
подводя итоги урока.
Сформулируйте основное свойство дроби.
Как сложить (вычесть) две дроби с одинаковыми
знаменателями?
Как сложить (вычесть) две дроби с разными
знаменателями?
2.
Итог урока
–
игра. Учащиеся, работая по очереди на интерактивной доске
,
распределяют буквы
в порядке возрастания дробей
.
Итог игры
–
фамилия выдающейся женщины
-
математика.
.
Ковалевская С.В.
IX.
Информация о домашнем задании.
Задание на доске.
1.
Сократите дроби.
Физкультминутка
2.
Решить № 356,
366. Учебник по математике.
6 класс. Авторы учебника Виленкин
Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И.
3.
Подготовить сообщение о
выдающейся женщине
-
математике С.В.
Ковалевской
(по желанию).
И.С. Бородина
,
п
.
г
.
т
.
Джубга
X.
Выставление оценок и их комментирование.
Первая г
руппа
оценивает работу учащихся
втор
ой и
третье
й группы, аргументируя
свои решения. Затем учитель дает свои комментарии по поводу оценок, в том числе
оценивая работу сильных учащихся.
XI.
Рефлексия.
Учитель предлагает учащимся выбрать
смайлик из предложенных
трех вариантов которые
лежат
на парте
.
Рис. №1
–
тема несложная. Я легко справлюсь с домашним заданием.
Рис. №2
–
тема сложная, но мне достаточно ещѐ раз самому сесть и прочитать
параграф учебника. Почитать конспекты. Выполнить вдумчиво домашнее
задание.
Рис. №3
–
тема очень сложная, и мне нужна дополнительная работа с учителем
по этой теме.
Поднимите тот, который
ближе всего отражает ваше настроение в конце урока.
Рис. №1.
Рис. №2.
Рис. №3.
Урок окончен. Спасибо за хорошую работу!