Конспект урока по теме Понятие обыкновенной дроби в 5 классе
План – конспект урока математики в 5 классе по теме «Понятие обыкновенной дроби» Тема. Понятие обыкновенной дроби (урок № 1)Цели: - познакомить с понятием дроби, научить правильно записывать дроби, вырабатывать навык решения задач; - развивать логическое мышление, внимание, память, умение анализировать и обобщать; - воспитывать активность и самостоятельность, любовь к математике.План урокаОргмомент (определение темы и целей урока), слайд № 2.Мотивация (из истории математики, связь с жизнью), слайды № 3, 4.Изучение нового (развивая тактильную память), слайды № 5, 6, 7.Физкультминутка, слайд № 8.Решение задач, слайд № 9.Самостоятельная работа, слайды № 10, 11, 12 (дополнительно задания из дидактических материалов)Подведение итогов.Домашнее задание, слайд № 13. Тема: «Что такое ,, ,, 2 Ь ?» Цели:Учиться читать и записывать дроби;Познакомиться с понятием дроби;Учиться решать задачи;Расширять знания о дробях. Давным давно… Хорошо, когда на столе есть целое яблоко, и можно его съесть одному. Но иногда приходится делить яблоко на части, т.е. дробить, чтобы поделиться с кем-нибудь. Так получаются ДРОБИ. Помните, как было в детском мультфильме: «Мы делили апельсин, Много нас, а он один…» Приведите свой жизненный пример деления одного целого предмета на части. Интересно, а в древности знали про дроби ? В древности к целым и дробным числам относились по-разному: предпочтения были на стороне целых чисел.«Если ты захочешь делить единицу, математики высмеют тебя и не позволят это делать», - писал основатель афинской Академии Платон. Но не все древнегреческие математики соглашались с Платоном. С дробями свободно обращались Архимед и Герон Александрийский. Даже Пифагор, который трепетно относился к натуральным числам, создавая теорию музыкальной шкалы, связал основные музыкальные интервалы с дробями. В сокровищнице занимательного математического фольклора есть такая задача: «Бутылка с пробкой стоит 11 монет, причём бутылка на 10 монет дороже пробки. Сколько стоит пробка?» Прелесть этой задачи в том, что, не долго думая, все дают ответ: «Пробка стоит 1 монету». И, конечно же ошибаются! Некоторые заявляют, что задача вовсе не имеет решения. Действительно, эта задача не решается в целых числах, но зато существуют дробные числа, подходящие, подходящие для её решения: десять с половиной монет стоит бутылка, и полмонеты – пробка. – Устали? Тогда слушайте старинный анекдот: «Как–то отправился Дахо на базар продавать лошадь. – Сколько просишь? – поинтересовался покупатель. – Сто туманов (туман – крупная денежная единица, имевшая хождение в некоторых странах Востока) – ответил Дахо. – Даю пятьдесят. – А другую половину лошади я кому продам?» Хочу всё знать и уметь – А как половину записать цифрами? Возьмите полоску бумаги. Разделите её на 2 равные части, свернув полоску пополам. По линии сгиба проведите черту. – На сколько равных частей разделили полоску? Запишем число 2 под чертой вот так: . Черту называют дробной, а число, записанное под чертой – знаменателем. Закрасьте одну часть красным цветом . – Сколько частей закрасили красным цветом? Запишем число 1 над дробной чертой вот так: . Число, записанное над чертой, называют числителем. ВЫВОД: красным цветом закрашена (одна вторая) часть полоски ( на практике обозначает половину некоторой величины) ( На 2 части ) ( 1 часть ) Продолжим работу с полоской.Разделите теперь полоску на 4 равные части. – На сколько равных частей разделили полоску? Запишем число 4 под дробной чертой: . Число 4 – это знаменатель. – Сколько теперь частей закрашено ? Запишем число 2 над дробной чертой: . Число 2 – это числитель. ВЫВОД: закрашено красным цветом (две четвёртых) полоски. (Вопрос для самых внимательных : «Что можно сказать про дроби и ? ») Закрасьте, пожалуйста, одну незакрашенную часть полоски зелёным цветом. Самостоятельно запишите дробью, какая часть полоски закрашена зелёным цветом ? 1) Какая часть полоски закрашена красным и зелёным цветами ? 2) Заполни пропуск: «Каждая часть составляет … полоски». ( На 4 части) ( 2 части) Шустрый мышонок успел взять кусок сыра и вернулся ещё за сыром, но не тут-то было… Какую часть сыра взял мышонок и какая часть сыра досталась лисе? Какую часть сыра составляет каждый кусок ? Сверим ответы: ЗАПОМНИТЕ ! …называют обыкновенными дробями или короче – дробями. числительдробная черта («деление») Знаменатель не равен нулю! знаменатель (на сколько разделили) Физкультминутка Закрашенная часть каждой фигуры обозначена дробью. Я буду показывать на каждую фигуру (может, и не один раз), а вы внимательно смотрите, думайте и выполняйте упражнения: если дробь записана верно, то все прыгайте на месте; если дробь записана неверно, то все приседайте. Задача 1. Сколько в сутках часов? 2. Какая часть суток пройдёт, если будильник скоро будет показывать: а) 1 час, б) 3 часа, в) 5 часов, г) 11часов ? 2. а) 1 ч – суток; б) 3 ч – суток ; в) 5 ч – суток; г) 11 ч – суток.- Решите в учебнике два номера по выбору Ответ: 1.24 часа «Сами с дробями» Однажды, в одной Египетской школе, учитель математики рассказал детям о чудесной стране, в которой все люди ходят по воде. Вы хотите узнать, как называется эта страна? Запишите закрашенную часть фигуры дробью. На пирамиде каждой дроби соответствует буква (есть лишние). Из полученных букв узнаете страну. Желаю удачи! Р О С С И Я Я К Й О С П Р И А С Н Тест № 1 Дробь - это дробь : А) Простая В) Сложная С) Обыкновенная D) Барабанная Подсказки: 1) класс 2) компьютер Тест № 2 Как называются числа в дроби ? А)Число и знамя В)Знаменатель и числитель С) Числитель и знаменатель D)Делимое и делитель Подсказки: 1) класс 2) компьютер Домашнее задание1) подумайте, что означают эти высказывания: Л.Н.Толстой: «Человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель – то, что он думает о себе »Л.М.Иванова: «Всё, что ты сделал – это в числителе. А то, что собираешься сделать – это в знаменателе. И счастлив ты тогда, когда у тебя дробь равна 1!2) «Вкусное» задание: купи мандарин или апельсин. Раздели его на дольки, посчитайте, сколько всего долек? Угости своих родных и не забудь записать, какую часть фрукта получил каждый, и какая часть досталась тебе.3) Выполни в рабочей тетради 2 задания по выбору Подведение итогов.