Урок математики по теме Нахождение дроби от числа и числа по его дроби

Цель: Совершенствование навыков решения задач на нахождение дроби от числа и числа по его дроби.
Задачи: создать условия для:
формирования умения вести поиск информации и работать с ней;
формирования умений применять полученные знания для решения практических задач;
развития познавательных способностей;
развития умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других;
развития вычислительных навыков, логического мышления, памяти, внимания, самостоятельности;
развития стремления к расширению математических знаний;
развития познавательного интереса к математике, экологической культуры.

Форма урока «Виртуальная экспедиция в лес»
Оборудование : компьютеры, мультимедийный проектор, экран, магнитофон, схема маршрута, карточки о лесе, карточки о соснах, карточки о лекарствах.
Ход урока

1). На доске написан девиз урока: «Знания имей отличные по теме «Дроби десятичные».
2). «Математика-это язык, на котором говорят все точные науки».
( Н.И. Лобачевский).
3). Недостаточно лишь понять задачу, необходимо желание решить ее. Без сильного желания решить трудную задачу невозможно, но при наличии такового – возможно. Где есть желание, найдется путь!»
(Д.Пойа).

I. Организационный момент.
II. Сообщение темы, цели и задач урока. Мотивация познавательной деятельности.
III. Воспроизведение изученного и его применение в стандартных условиях
1. Актуализация знаний учащихся
Чтобы не попасть в трудное положение, нужно знать правила, которые используем при выполнении действий с дробями .
Работа с правилом (работа в парах – «проверь соседа»)
Кто успел повторить все правила? Итак, правила повторили. Теперь вы не попадете в трудное положение.
Ребята, я вам предлагаю немного помечтать и провести этот урок в лесу, отправившись туда в экспедицию, чтобы познакомиться с прелестями леса. А для этого нам понадобятся все наши знания и умения по теме.
А готовы ли мы к экспедиции?
Отправляясь в экспедицию, что нужно сделать, готовясь к ней? (собрать вещи, наметить маршрут).
2. Фронтальный опрос
Сбор вещей: Только правильный ответ задания дает возможность взять вещь.
Задание: Давайте вспомним, как выразить десятичную дробь в процентах ? А как проценты перевести в десятичную дробь? Установите соответствие между процентами и дробями:
Продукты 37% - а) 0,037 ; б) 0,37; в) 3,7 .
Рюкзак 0,63 - а) 6,3% ; б) 630%; в) 63%.
Лопата 5% - а) 0,05 ; б) 0,5; в) 0,005.
Посуда 0,4 - а) 0,4% ; б) 40% ; в) 4% .
Палатка 112% - а) 11,2 ; б) 1,12; в) 0,112.
Пакеты для мусора 13 EMBED Equation.3 1415 - а) 10% ; б) 1%; в) 0,1%.
Зачем берем мусорный мешок?
Маршрут. Вещи собраны, осталось наметить маршрут следования. Выполнив правильно действия, мы узнаем, в какое из трех, предполагаемых на схеме мест, мы отправляемся.
Схема:















Задание: Узнайте, какой путь (в километрах) нам предстоит преодолеть, если мы будем добираться до места на автобусе, электричке и пешком, причем на автобусе 9 км, что составляет 25% от пути электрички, а пешком 13 EMBED Equation.3 1415 от пути автобуса?

Мы можем ответить на этот вопрос?

Краткая запись:
Автобус – 9 км – 25% от
Электричка - ? км
Пешком - ? км – 13 EMBED Equation.3 1415 от
Решение:
9*4=36 (км) – путь электрички;
9:9*5=5 (км) – путь пешком;
9+36+5=50 (км) –весь путь.
Ответ: 50 км – Станция Холки.

IV. Перенос приобретенных знаний и их применение в новых или измененных условиях. Самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем учителя

Итак, получили 50 км. Куда мы отправляемся ( выходим на станции Холки, и идем в лес).
Какие действия мы выполняли, чтобы это узнать?
Для путешествия нам понадобятся все наши знания и умения по теме.
Как мы можем сформулировать тему урока? - «Нахождение дроби от числа и числа по его дроби»

Посмотрите как красиво вокруг!( запуск презентации с видом леса, звуки леса, пение птиц) Что можно увидеть в лесу? Что исследовать?
Но сначала разминка, а то засиделись в электричке.
(Физкультминутка)
Из всего многообразия вами перечисленного, сегодня остановимся только на растительном мире леса. (А что относится к растительному миру леса?)
Растительный мир леса очень многообразен, и для того чтобы узнать о нем как можно больше, мы разделимся.
Первая группа начинает прокладывать тропинку в лесу, для этого включайте компьютеры и выполняйте тестовую работу, ее ярлык на рабочем столе, как закончите, выполняйте задачи по карточкам на ваших столах: Сколько граммов травы каждого сорта надо взять, чтобы составить сборы от кашля и для повышения аппетита по данным рецептам? (приложение 1)
А остальные пойдут группами по проложенным тропинкам , будут выполнять самостоятельно свое исследование и представят его нам.

Ребята1-2 группы ( перечислить: ) вставят в рассказ о лесе числа, полученные в результате решения задач и прочитают нам его.
3-4 группы ( ) Составят рассказ о соснах, используя условия задач и их решения.
Все действия – в тетрадь.

Задания 1 группе
Всего на планете встречается 100 видов сосен, а в нашей стране всего
12 % от этого количества. Сколько видов сосен можно встретить в наших лесах?
2. В наших лесах наиболее известна сосна обыкновенная, которая, прожив 13 EMBED Equation.3 1415своей жизни, то есть 20 лет, начинает плодоносить. Сколько всего лет живет сосна обыкновенная?
3. Из 1 кг шишек выход семян составляет 2 %. Сколько граммов семян получается из 1 кг шишек?

Задания 2 группе
1. Сколько месяцев потребуется для созревания семян сосны обыкновенной, если это число составляет 150 % от 1 года (12 месяцев)?
2. В возрасте десяти лет высота обыкновенной сосны достигает 2,5 м, что составляет 13 EMBED Equation.3 1415от средней высоты сосен в лесу. Какова средняя высота сосен в лесу?
Шишки у сосны висят гроздьями по 10 штук, среднюю длину шишки (в см) можно определить, найдя 60 % от этого числа.

3 группа.

Задача 1.
Найдите число, выражающее время появления леса на земле, если оно составляет 50% от числа 600.
Задача 2.
Найдите количество различных видов деревьев, кустарников и трав в лесах нашей планеты, если оно составляет 20% от 150 тысяч.
Задача 3.
1. В нашей местности сосновые леса составляют 7% всех лесов, а остальное смешанные. Сколько процентов приходится на смешанные леса?

4 группа
Задача 1.
В наших лесах можно встретить до 18 тысяч видов трав семейства злаковых, что составляет 60% видов растительности в целом. Сколько всего видов растительности можно встретить в лесах?
Задача 2.
Средняя высота сосны 25 м, а высота кустарника составляет 8% от высоты сосны. Какова высота кустарника?
Задача 3.
Гектар лиственного леса вырабатывает 2 кг летучих защитных веществ, а гектар соснового леса – 250% от этой величины. Сколько килограммов летучих защитных веществ вырабатывает гектар соснового леса?
Задача 4* (по карточке тому, кто быстрее справился )
В городе Старый Оскол 225 000 человек. Один гектар леса в течение года способен поглощать столько кислорода, сколько его выдыхают около 0,1% от общего количества жителей города Старый Оскол. Сколько гектаров леса должно находиться в пределах города, чтобы в чистоте содержать воздух в городе?
РАССКАЗ О СОСНЕ
1 группа
Всего на планете встречается 100 видов сосен, а в нашей стране всего 12 .
В наших лесах наиболее известна сосна обыкновенная, которая, живет 500 лет. Прожив 20 лет, она начинает плодоносить .
Из 1 кг шишек получается 20 граммов семян.
2 группа
Для созревания семян сосны обыкновенной, потребуется 18 месяцев.
В возрасте десяти лет высота обыкновенной сосны достигает 2,5 м, а средняя высота сосен в лесу 25м.
Шишки у сосны висят гроздьями по 10 штук, средняя длина шишки 6 см.

Рассказ о лесе
Леса появились на земле 300 млн. лет назад. Основу лесов нашей планеты образуют более 30 тысяч различных видов деревьев, кустарников и трав, причем трав из них встречается до 18 тысяч видов.
Леса бывают хвойные, лиственные и смешанные. В нашей местности преобладают смешанные леса, которые составляют 93% всех лесов, остальные 7% приходятся на хвойные(на сосновые).
Средняя высота сонны 25 м. Средняя высота кустарников – 2 м.
Леса – легкие нашей планеты. Так 1 гектар лиственного леса вырабатывает 2 кг летучих защитных веществ, а гектар хвойного леса до 5 кг.

Рассмотреть задачу по карточке у доски:
Один гектар леса в течение года способен поглощать столько углекислого газа, сколько его выдыхают 225 человек.
В пределах нашего города должно находиться 1000 га леса, чтобы в чистоте содержать воздух в городе.

Мы с вами узнали некоторые общие данные о наших лесах, а ребята в группах занимались более узкими исследованиями, результаты которых они нам сейчас с удовольствием представят (проверка работы групп, оценивание всем классом).
Вам понравился рассказ?
Спросить по одному ученику из каждой группы, кто лучше работал в его группе.

V. Самостоятельное выполнение учащимися компьютерного тестирования (проверить оценки, выставленные компьютером ). Собрать тетради.
Наша экспедиция по лесу подходит к концу, мы многое узнали, исследовали, можно возвращаться домой. Пора к электричке.
VI. Релаксация
Пока едем, закрыли глаза, и продолжаем слушать музыку леса (магнитофон)

За таким интересным занятием мы и не заметили, как вновь оказались в классной комнате. Наша экспедиция завершена. Пришло время проверить, чему же она научила каждого из нас, ведь основная наша цель урока не в экспедицию сходить, а продолжить формирование умений решать задачи.
Домашняя работа:
придумать и решить свою задачу по теме урока.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Карточка 1. Сбор от кашля
Для приготовления 100 г. лекарства требуется:
Листья мать-и-мачеха – 10%
Листья подорожника – 20%
Трава хвоща полевого – 20%
Цветки клевера лугового – 20%
Цветки первоцвета – 30%
Сколько граммов каждой травы нужно для лекарства?

Карточка 2. Сбор для повышения аппетита
Для приготовления 80 г. лекарства требуется:
Корневище змеевика – 12,5%
Исландский «мох» - 32%
Плоды можжевельника – 12,5%
Трава медуницы – 25%
Трава хвоща полевого – 18%
Сколько граммов каждой травы нужно для лекарства?













































Г. Ростов-на-Дону

670 км

г. Орел

270 км

Станция Холки

50 км

Школа
№20

? км



Root Entry