Презентация к докладу на ШМО сурдопедагогов по теме Формирование единого образовательного пространства, необходимого для компенсации слухоречевых отклонений и речевого развития как средства коммуникации и социальной компетентности обучающихся
Формирование единого образовательного пространства, необходимого для компенсации слухоречевых отклонений и речевого развития как средства коммуникации и социальной компетентности обучающихсяДоклад сурдопедагога Л.Л. Комар на МО педагогов-дефектологов ГБОУ «Центр специального образования №2» 14.12.2016
Единое образовательное пространствоЕдиное образовательное пространство - это “пространство”… включает медико-психологическую службу для диагностики детей; службу социально-педагогической реабилитации “проблемных” детей; службу работы с одаренными детьми; службу культурно-информационных связей и общения; дополнительное образование и т.д.» Евгений Александрович Ямбург, советский и российский педагог и общественный деятель. 2
Основная цель современного образования состоит в формировании новой образовательной системы, призванной стать основным инструментом социокультурной модернизации российского общества. 3
Компетентность является сложным образованием, интегрированным результатом обученияТри группы компетентностей:1. Социальные компетентности связаны с окружением, жизнью общества, социальной деятельностью личности 2. Мотивационные компетентности связаны с внутренней мотивацией, интересами, индивидуальным выбором личности3. Функциональные компетентности связаны с умением оперировать научными знаниями и фактическим материалом4
Социальные компетентности способность к сотрудничеству, умение решать проблемы в различных жизненных ситуациях, навыки взаимопонимания, социальные и общественные ценности и умения, коммуникационные навыки, мобильность в разных социальных условиях.5
Коммуникативная компетенция - это сочетание навыков успешного общения и взаимодействия одного человека с другими. – это владение определенными знаниями и умениями. Читайте подробнее на SYL.ru: http://www.syl.ru/article/171385/new_kommunikativnaya-kompetentsiya-i-ee-formirovanie6
Общая оценка сформированности коммуникативной компетенции учащихся с нарушениями слуха младшего школьного возраста.7
«Коммуникативно-деятельностная система» С. А. Зыков о системе обучения детей с нарушениями слухаПринципы: использование потребности в общении, организация речевой среды, организация общения.8
«Коммуникативная компетенция" предполагает умение использовать фонетические, лексические, грамматические средства, позволяющие порождать речевое высказывание, а также умение организовывать общение с учетом социальных норм поведения. 9
Методы: наблюдение, опрос, анализ анамнестических сведений, анализ организации коррекционно-образовательного процесса10
Оценка сформированности коммуникативной деятельности детей младшего школьного возраста с нарушениями слухаВысокий: полная сформированность речевых навыков и умений, обеспечивающих оптимальное общение.Средний: достаточная сформированность речевых умений и навыков, обеспечивающих общение. Низкий – речевая коммуникация возможна, но осуществляется с большим трудом. Нулевой – коммуникация осуществляется на невербальном уровне, речевые навыки и умения не сформированы. 11
Критерии оценивания сформированности коммуникативной деятельности сформированность словарного запаса учащихся; понимание обращенной речи; использование фразы при общении; сформированность связной речи; внятность речи; уровень обученности слуховому восприятию.12
Организация единого коммуникативного пространства для младших школьников с разными слухоречевыми возможностями 13
3 уровня взаимодействия детей с нарушениями слуха со слышащимиУспешное взаимодействие со слышащими сверстниками, успешное включение в среду людей с сохранным слухом; Достаточное (частичное) взаимодействие со слышащими сверстниками, пребывание в среде как слышащих, так и неслышащих людей; Отсутствие взаимодействия со слышащими, пребывание в среде неслышащих или в среде, 14
Качество работы по выполнению ЕССР1. Мотивированное речевое общение учащихся.Учащиеся слушают, смотрят на говорящего.Учащиеся вступают в диалог, спрашивают, переспрашивают.Учащиеся отвечают на вопросы речью.Учащиеся понимают обращенную речь с 1 раза.Речь педагога - организатор действий учащихся.Учащиеся используют речевое общение в процессе учебного сотрудничества и группового взаимодействия.15
Качество работы по выполнению ЕССРII. Формирование потребности в речи, побуждение учащихся к речевому общению. Педагог организует учебное сотрудничество с учащимися, обращается к учащимися с вопросами и просьбами.Педагог требует от учащихся полного ответа на вопросы, учит использовать вариативные высказывания.Педагог использует естественно возникающие речевые ситуации, способствующие активизации речевого общения.Педагог создает преднамеренно речевые ситуации для овладения языком как средством общения.Педагог побуждает учащихся к построению диалога, организует продуктивное взаимодействие между учащимися.Педагог побуждает учащихся к построению монолога.Учащиеся управляют поведением сверстника в процессе общения - осуществляют контроль, коррекцию и оценку его действий.16
Формирование и развитие коммуникативных умений и навыков учащихся с НС, овладение ими речевыми средствами общения возможно лишь при создании и реализации системы работы в этом направлении всеми участниками образовательного процесса.17
Спасибо за внимание 18