Обмен опытом с учителями технологии после посещения Всероссийского педагогического марафона учебных предметов (технологии) 24 марта 2014 г. в ГОУ ЦО №293, г. Москва. Выступление по теме: Формирование единого образовательного пространства школы по достижен


190504445 Обмен опытом с учителями технологии после посещения Всероссийского педагогического марафона учебных предметов (технологии) 24 марта 2014 г. в ГОУ ЦО №293, г. Москва.
Выступление по теме: Формирование единого образовательного пространства школы по достижению метапредметных результатов обучающихся.
Лежнева Татьяна Геннадьевна
Учитель технологии МБОУ СОШ №10
Г.Дубны Московской области
e-mail: tanya9288@rambler.ruНа педагогическом марафоне я приняла участие в шести мастер-классах - это
464756566675мастер-классы по направлению «Технология. Культура дома»:
19050762001)Декоративное украшение
2)Вышивка лентами. Творчество без границ
3)Изготовление салфеток
4)Изготовление керамического панно (коллективная работа)
3829050895355)Дымковская игрушка
И мастер-классы по направлению «Технология.
Техническое творчество»:
Художественная обработка древесины
Выступление по теме: Формирование единого образовательного пространства школы по достижению метапредметных результатов обучающихся.
Метапредметность как способ формирования мышления обеспечивает формирование целостной картины мира в сознании ребенка.
Метапредметность – принцип интеграции содержания образования.
Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы действий – познавательные, коммуникативные – и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию. Универсальные способы действий осваиваются обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применяются учащимися как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
В новых стандартах метапредметным результатам уделено особое внимание, поскольку именно они обеспечивают более качественную подготовку учащихся к самостоятельному решению проблем, с которыми встречается каждый день человек на разных этапах своего жизненного пути в условиях быстро меняющегося общества.
Для этого возможно использование следующих средств и форм обучения:
Метапредметы,
Метапредметные программы,
Метакурсы (элективные, по выбору и т.д.),
Метапредметный урок,
Предметный урок + метапредметная тема,
Метапредметные задания,
Межпредметные проблемные ситуации,
Межпредметные, надпредметные проекты.
Метапредметы – это предметы, отличные от предметов традиционного цикла, которые соединяют в себе идею предметности и одновременно надпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности.
В форме метапредмета обычный учебный материал переорганизуется в соответствии с логикой развития базовой организованности деятельности и мыследеятельности, которая надпредметна и носит универсальный характер. Предлагаются следующие названия метапредметов – метапредмет «Знание», метапредмет «Знак», метапредмет «Проблема», метапредмет «Задача».
Разработка и апробация метапредметных программ достижения конкретных метапредметных результатов является одним из перспективных направлений инновационной деятельности образовательных учреждений.
В практике работы можно использовать следующие программы:
«Я и проекты», «Учимся проектировать», «Свободная самостоятельная работа», «Как стать успешным», «Сам себе учитель», «Культура познания», «Культура мышления», «Основы исследовательской деятельности» и др.
По надпредметным программам можно работать на уроках по школьным предметам за счет отбора тем, ситуаций, способов деятельности, совокупность которых позволяет получить желаемый метапредметный результат. А также на занятиях факультативов, курсов по выбору, элективных курсов.
В ситуации, когда нет возможности выделить в учебном плане время на метакурсы, можно рекомендовать использование метапредметных тем на уроках по различным предметам, как самостоятельно, так и в контексте предметной темы урока.
Такими метапредметными темами могут быть:
Определение и понятие,
Постановка проблемы,
Рисунок и схема,
Знание и информация,
Цель и задачи,
Роль и позиция,
Модель и способ,
Содержание и форма,
Повторение и развитие,
Структура и процесс.
Одной из разновидностей учебной задачи, особенность которой является синтез знаний и умений из разновидных наук, разных учебных дисциплин, является метапредметное задание.
Метапредметное задание включает в себя объединение ради решения одной проблемы, ради познания одного объекта или предмета, когда метапредметная связь обнаруживается на уровне метапонятий («Человек», «Природа», «Время», «Движение», «Развитие» и т.д.).
Включая метапредметные задания в канву урока, или используя их на занятиях метапредметного курса, педагог решает задачу усвоения обучающимися учебного материала различных предметов в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации.
Метапредметная проблемная ситуация – спровоцированное (созданное) учителем состояние интеллектуального затруднения ученика, когда он обнаруживает, что для решения поставленной перед ним задачи ему недостаточно имеющихся предметных знаний и умений, и осознает необходимость их внутри- и межпредметной интеграции.
Примерами межпредметных проблемных ситуаций могут служить:
ситуации неопределенности; ситуации неожиданности; ситуации конфликта; ситуации опровержения; ситуации предположения.
Механизмом развития метадеятельности может стать система надпредметных, межпредметных проектов, например таких «Мой город», «Наш дом», «Сотовый телефон»,
«Грамотный покупатель».
Формирование метапредметных компетентностей происходит при использовании в образовательном процессе определенных технологий обучения и воспитания:
Развивающего мышления;
Развитие критического мышления через письмо и чтение;
Технологический компонент личностно-развивающего урока;
Метод проектов;
Исследовательская деятельность;
Тьюторские технологии и др.
Метапредметные образовательные результаты предполагают, что у обучающихся будут развиты:
использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающий действительности;
использование основных интеллектуальных операций: формирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
использование различных источников для получения информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.
Таким образом, начиная работу в школах по реализации метапредметности, необходимо:
четко осознавать, что федеральные государственные образовательные стандарты – это развитие, это продолжение, а не отторжение. Поэтому необходимо шире использовать, все то, что уже наработано в школах;
тщательно изучить все документы по стандартам для того, чтобы спланировать совместную деятельность всех педагогов образовательного учреждения;
начинать работу по введению ФГОС в основной и старшей школе уже сегодня, ибо сейчас этим занимается исключительно начальная школа;
осуществлять не только взаимодействие педагогов внутри отдельного образовательного учреждения но и в рамках сетевого взаимодействия;
осваивать новые технологии, менять позицию учителя. Самое трудное для учителя – изменить свою роль, стать модератором, тьютором, мотиватором, учить детей «учиться».