Презентация по экономике Государство в рыночной экономике 10-11 класс
Государство в рыночной экономике1. Может ли существовать рыночная экономика без вмешательства государства? 2. Что называют общественными благами? 3. Что экономисты подразумевают под внешними эффектами ? 4. Почему существует неравенство в распределении доходов и как его измерить ? 5. Чем характеризуется структура и сальдо федерального бюджета Российской Федерации ? 6. Каков должен быть уровень налогообложения, чтобы он способствовал развитию экономики ?
Государство и рынокЭкономическая роль государства в национальной экономике, направления и масштабы его вмешательства в рыночную систему – существует широкий спектр мнений на этот счет.На одном полюсе – англичанин Кейнс и его последователи –неокейнсианцы, выступающие за всеобъемлющее государственное регулирование и значительную государственную собственность. На другом – сторонники либерализма, выступающие за минимальное участие государства в экономике (америк. Людвиг фон Мизес – государство лишь защищает частную собственность и обеспечивает условия ее функционирования).Рынок – саморегулирующаяся система и способен вполне самостоятельно выполнять свои функции.НО! Государство призвано корректировать те недостатки, которые присущи рынку – неполная занятость, рост цен и т.п.Функции предполагают признание роли государства в обеспечении баланса интересов, социальной стабильности, защите общенациональных интересов.Роль государства в рыночной экономике ограничена, потому что иначе разрушается рыночный механизм.
Цели государства в экономикеГосударство должно обеспечивать достижение общенациональной цели развития. В большинстве стран общенациональная цель – достижение благосостояния. «Экономическое благосостояние» – та часть благосостояния. Которая определяется потреблением благ и услуг, может быть выражена в денежной форме и оценена.«Общественное благосостояние» – благополучие общества как совокупности индивидов и групп. Общая цель выражается в конкретных целях –экономический рост, стабильность цен, занятость. Эти три цели названы «магический треугольник», все они одновременно наилучшим образом недостижимы, приходится выбирать приоритетную цель. Правительства вырабатывают комплексные направления экономической политики, добиваясь целенаправленного решения проблем.
Экономическая политика государстваЭкономическая политика государстваРегиональная политикаАнтиинфляционная политикаСоциальная политикаИнвестиционная политикаПолитика ростаПолитика занятостиКонъюнктурная политикаСтруктурная политика
Общественные благаОбщественные блага – это товары и услуги, предоставляемые государством всем (или большинству) граждан страны: образование, здравоохранение, жилье, транспорт, … Получение общественных благ косвенно связано с уплатой налогов населением.Государство расширяет предоставление общественных благ различными путями.За счет чего расширяется объем общественных благ?Расширение производства на действующих государственных предприятияхПривлечение частных предприятий (госзаказ, налоговые льготы)Создание новых государственных предприятий за счет средств государстваУчастие государства в частных акционерных предприятияхНационализация частной собственностиИМПОРТ
ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫВоздействие, которое оказывает потребление блага одним лицом на другие лица.Внешние эффекты могут быть положительные и отрицательные по характеру воздействия на окружающих лиц и окружающую среду.Внешние эффекты частных благ: преобладают отрицательные, самый заметный – загрязнение окружающей среды предприятиями. Внешние эффекты общественных благ: преобладание положительных внешних эффектов. Положительные внешние эффекты – это выгоды тем, кто не участвовал в их создании. Поэтому они побуждают людей к «безбилетному» поведению, например, неуплата налогов. Две формы уклонения от налогообложения – занятость в теневой экономике (25-60% трудоспособного населения страны) и недоплаты, сокрытие доходов (оффшорные зоны – зоны льготного налогообложения. Выгоды от внешних эффектов и возможность их безвозмездного использования могут стать основой серьезного обострения социальных противоречий ( митинги пожилых против «монетизации» ряда социальных льгот.
Социальное неравенствоВ условиях рыночной системы в руках собственников ресурсов и предпринимателей сосредоточена экономическая власть. Значительная часть населения лишена собственности на ПР, те экономически зависима. Первые- работодатели, вторые – наемные рабочие. Происходит дифференциация доходов,, имущественное расслоение.Концентрация богатства нередко переходит допустимые границы и порождает в рыночной экономике социальные взрывы. Во второй половине 20 века в развитых странах появился средний класс как часть населения со стабильными и относительно высокими доходами. Это говорит о тенденции социального выравнивания (США – средний класс 70% населения). В рыночных сообществах сформирован ряд институтов, ограничивающих степень социального неравенства. Велика и роль государства. Пенсионное обеспечение, медицинское страхование, пособия по безработице, бесплатное обучение и др. гарантируют достойное существование более бедным слоям населения.
Показатели благосостоянияДОХОДЫ – совокупность всех получаемых человеком денежных средств (обычно за год).ДОХОД = зар. плата + прибыль + процент + стипендии +пенсии + пособия + субсидии + доходы от недвижимого имущества + др.КАЧЕСТВО ЖИЗНИ = уровень дохода + уровень развития образования + уровень здравоохранения + средняя продолжительность жизни + качество окружающей среды + уровень занятости населения + развитие демократии в стране.ПРОЖИТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ – порог бедности – минимальный уровень жизни, определяемый на основе физиологических потребностей человека: стоимость потребительской корзины товаров, достаточных для удовлетворения основных потребностей человека. ДОХОДЫ = низкие, средние, выше среднего, крупные.Разрыв в уровнях доходов между наиболее богатыми и наиболее бедными показывает ДЕЦИЛЬНЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ. Это – соотношение доходов 10%, получающих наибольший уровень доходов, и 10% населения с наименьшими доходами. В странах Запада от3 до 6, а в России такой разрыв составляет белее 10 раз!
Измерение степени социального неравенстваНа практике для определения степени неравенства доходов применяется КРИВАЯ ЛОРЕНЦА.Макс Лоренц – амер экономист и статистик, на графике показавший неравенство в распределении доходов. При строго равном распределении благ данная зависимость – биссектриса, но это лишь потенциальная возможность. В реальности – это кривая, отклоняющаяся от биссектрисы. Чем больше расстояние между биссектрисой и кривой Лоренца, тем больше степень неравенства доходов.
Государственный бюджетГосударственный бюджет – основной финансовый план государства, утверждаемый в форме закона. Две стороны бюджета – доходы и расходы. РФ – федеративное государство, три уровня бюджетов – федеральный, региональный и местный.РАСХОДЫ = военные и внешнеполитические + социально-экономические + государственное управление и охрана правопорядка + проценты по государственному долгуДОХОДЫ = сбор налогов + заимствования + доходы от внешнеэкономической деятельности + доходы от использования имущества находящегося в государственной и муниципальной собственности.РАСХОДЫ >ДОХОДЫ = дефицит ГБ РАСХОДЫ <ДОХОДЫ = профицит ГБ Бюджетный дефицит вызывают: осуществление крупных гос проектов, ведение военных действий, ликвидация последствий стихийных бедствий, терр актов, просчеты правительства в финансовой политике.Последствия дефицита – невыплаты зарплат работникам бюджетной сферы, стипендий, пенсий, рост цен и т.п.Государственный долг – один из вариантов финансирования дефицита гос бюджета. Бывает внутренний и внешний. Это задолженность правительства отечественным и зарубежным кредиторам.
Принципы налогообложенияНалогообложение должно быть построено так, чтобы затраты налогоплательщика были максимально низким (принцип дешевизны уплаты налогов).Затраты государства на реализацию налогообложения должны быть настолько низкими, насколько это возможно. (принцип дешевизны обложения).Уплата налогов не должна ущемлять экономическую активность налогоплательщиков.Налогообложение не должно быть помехой ни для внутренней, ни для внешней рациональной организации производства. Процесс получения налогов должен быть организован так, чтобы он через накапливаемые финансовые средства в наибольшей степени мог способствовать реализации политики занятости.Налогообложение должно влиять на распределение доходов с целью придания ему большей справедливости.В процессе налогообложения следует минимально требовать предъявления сведений, затрагивающих личную жизнь граждан (принцип уважения к частной сфере жизни)
Функции налоговФискальная функция – финансирование государственных расходов (при помощи налоговой системы).Регулирующая функция – государственное регулирование экономики путем перераспределения финансовых потоков от одних экономических агентов к другим.
Виды налогов ПРЯМЫЕ налоги – взимаются непосредственно с доходов и имущества конкретного физического или юридического лица.КОСВЕННЫЕ налоги – включаются в цену товара или услуги и оплачиваются потребителем.Прямые налогиКосвенные налогиПодоходный налогНалог на прибыль корпораций (фирм)Единый социальный налог Поимущественные налогиНалог на перевод прибыли и капиталов за рубежНалог на добавленную стоимостьАкцизы (на табак, бензин, спиртные напитки, …)На сделки с недвижимостьюНа сделки с ценными бумагами
Кривая ЛаффераАмериканский экономист Артур Лаффер доказал и показал на практике во времена президента Р. Рейгана возможность получения доходов в бюджет при снижении налоговых ставок Лаффер построил кривую, показывающую, что есть некий предел изъятия налогов. На графике видно, что при 0-й ставке, равно как и при 100% ставке подоходного налога, поступлений в бюджет нет. Если ставка подоходного налога превысит уровень 50%, по его мнению, то резко снизится деловая активность фирм и сократятся налоговые поступления.
Налоговая реформа в РФОсуществляется с 2000 года.Введена единая 13% - ная ставка подоходного налога (всем предлагается немедленно «выйти из тени»). Введен единый социальный налог с максимальной ставкой 35,6% от фонда оплаты труда и регрессивной шкалой. (вместо отчислений во внебюджетные социальные фонды по совокупной ставке 39,5%).Снижена ставка налога на прибыль с 35% до 24%.Опыт показывает, что на данном этапе налоговые сборы увеличились.