Аннотация к адаптированной рабочей программе курса «Профессионально-трудовое обучение. Сельскохозяйственный труд» для учащихся 5-9 классов с ограниченными возможностями здоровья


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Болотнинского района Новосибирской области
Ачинская Средняя общеобразовательная школа
Имени Героя Советского Союза Г. К. Котова
Аннотация к адаптированной рабочей программе курса «Профессионально-трудовое обучение. Сельскохозяйственный труд» для учащихся 5-9 классов с ограниченными возможностями здоровья
Рабочая программа по сельскохозяйственному труду составлена на основе федерального компонента государственного стандарта и программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5 - 9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014
БУП специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. (Приказ МОРФ от 10.04.2002г. № 29/2065- П)
Учебники:
1.Учебник Е.А. Ковалева «Сельскохозяйственный труд», 5 класс, Москва «Просвещение» 2010 г.
3.Учебник Е.А. Ковалева «Сельскохозяйственный труд», 6 класс, Москва «Просвещение» 2009 г.
5.Учебник Е.А. Ковалева «Сельскохозяйственный труд», 7 класс, Москва «Просвещение» 2013г.
6.Учебник Е.А. Ковалева «Сельскохозяйственный труд», 8 класс, Москва «Просвещение» 2013 г.
7.Учебник Е.А. Ковалева «Сельскохозяйственный труд», 9 класс, Москва «Просвещение» 2013 г.
Количество часов в каждом классе
Года обучения Кол-во часов в неделю Кол-во учебных недель Всего часов за учебный год
5 класс 6 34 204
6 класс 8 34 272
7 класс 10 34 340
8 класс 12 34 408
9 класс 14 34 476
Всего 1700 ч. за курс
Срок реализации программы – 5 лет
Данная рабочая программа ставит следующие цели:
Цель – повышение уровня познавательной активности обучающихся и развитие их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности.
Основные задачи обучения сельскохозяйственному труду состоят в следующем: обучающимся овладеть сельскохозяйственными знаниями, трудовыми умениями и навыками
достаточными для работы на производстве; скорректировать недостатки трудовой деятельности;
воспитать положительное отношение к труду;
содействовать физическому развитию, укреплению их здоровья.
Коррекционная работа включает следующие направления
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- коррекция
- развитие восприятия, представлений, ощущений;
- коррекция
- развитие памяти;
- коррекция
- развитие внимания;
- развитие пространственных представлений и ориентации.
Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно
-образного мышления;
- развитие словесно
-логического мышления.
Развитие основных мыслительных операций:
- развитие умения сравнивать, анализировать;
- выделять сходство и различие понятий;
- умение работать по инструкциям, алгоритму;
- планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
- развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
- формирование адекватности чувств;
- формирование умения анализировать свою деятельность.
Коррекция - развитие речи:
- коррекция монологической речи; диалогической речи; обогащение словаря.
Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и умений.
Для проверки умений и навыков в конце каждой четверти рекомендуется самостоятельная работа в виде тестов или контрольных работ.
При составлении программы были учтены принципы последовательности и преемственности обучения, а также сезонность полевых работ.
Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на занятиях природоведения, естествознания и математики.
По построению и объёму учебного материала программа является базовой. Исходя из местных условий обучения и трудоустройства выпускников, школа выбирает соответствующие виды труда.
В программу 5 класса входят работы по уборке урожая овощей и заготовке кормов для кроликов. На занятиях по растениеводству учащиеся знакомятся с биологическими и морфологическими особенностями картофеля и гороха, агротехникой их возделывания. На занятиях по животноводству овладевают приёмами ухода за кроликами (теоретически).
Программа 6 класса включает осенние сельскохозяйственные работы, это обработка почвы, уборка картофеля, уход за ягодными кустарниками, посадка чеснока. На занятиях по растениеводству учащиеся знакомятся с основами овощеводства и полеводства, с биологическими особенностями и технологией выращивания столовых корнеплодов, репчатого лука, лука-севка. Также ребята узнают о свойствах и условиях хранения органических удобрений, способах получения компоста. Присутствуют темы по уходу за курами, утками, гусями и индейками.
Программа 7 класса состоит из тем, раскрывающих особенности уборки корнеплодов, выращивания капусты и лука, обработки ягодных кустарников. Есть темы, содержащие элементарные теоретические сведения об овощеводстве на защищённом грунте, о плодоводстве и семеноводстве. Приводятся данные по агрохимии – свойства и применение основных минеральных удобрений. На занятиях по животноводству учащиеся знакомятся теоретически с правилами содержания свиней.
В 8 классе программа продолжает знакомить учащихся с основами семеноводства и садоводства. Ребята узнают об овощеводстве на открытом грунте. Тема «Животноводство» знакомит их с крупным рогатым скотом. Они теоретически осваивают приёмы работы на молочно-товарной ферме, это уборка помещений, кормление и доение коров, уход за телятами.
Программа 9 класса направлена на закрепление полученных знаний, умений и навыков полученных за все годы обучения, начиная с 5 класса. Учащиеся готовятся к итоговой аттестации. Это предусмотрено тематическим планированием девятого класса. Предусмотрены уроки повторения тем в течение всего учебного года.
Требования к уровню подготовки учащихся
Овощеводство.
Растениеводство. Картофель. Правила, сроки и способы посадки, уборки, заготовки. Строение растения и клубня, состав клубней, признаки здоровых и больных. Меры борьбы с колорадским жуком
Почва, правила вскапывания .,значение. Виды органических удобрений. Навоз. Подготовка почвы для посадки корнеплодов и зеленных овощей.
Овощи и овощные культуры (группы и характеристика) Горох, чеснок, лук, морковь, свекла: подготовка почвы, отбор семян, сроки и способы посадки, строение растений, стандартные размеры корнеплодов. Уход за посадкой, признаки созревания, сроки уборки, способы хранения и сортировки. Правила обрезки ботвы. Подсчет общей массы урожая, расчет урожайности. Особенности двухлетних растений.
Отбор семенного картофеля. Выращивание картофеля.
Подготовка почвы на участке. Распознавание видов органических удобрений. Закладка компоста.
Распознавание овощей. Выращивание гороха, чеснока, лука, моркови, свеклы, салата, укропа, петрушки, редиса (отбор и подготовка посадочного материала, подготовка почвы, разметка рядов, рыхление, прореживание, пролив, прополка, сбор, обрезка ботвы, хранение, учет урожая.Животноводство Кролики. Породы. Виды, хранение и качество кормов. Кратность и режим кормления. Крольчатник, клетки для самцов, самок, молодняка. Уход за животными. Зимнее содержание.
Домашняя птица. Виды, разводимые в местных условиях. Правила ухода. Птичник.
Овцы и козы. Местные породы, устройство скотного двора в крестьянском хозяйстве, устройство кормушек. Виды кормов, нормы кормления Распознавание пород кроликов, заготовка веток для метел и веников. Уход за кроликами (чистка клетки, кормушки, поилки, уборка помещения, удаление навоза).
Составление графика кормления, отмеривание суточного корма, раздача кормов.
Выпуск птицы на выгульный двор. Смена воды в поилках, чистка птичника и выгульного двора.
Уход за овцой и козой.
Сельскохозяйственный инвентарь Грабли, лопата. Устройство, назначение, техника безопас6ности. Виды ручного инвентаря для ухода за кроликами, козами, овцами, свиньей. Работа с граблями и лопатой.
7-9 класс
Овощеводство.
Растениеводство Лук, морковь, свекла ,редис. Сроки и способы уборки. Капуста. Ценность, сорта, способы выращивания, плотность кочанов. Сроки посева, условия выращивания здоровой рассады. Предупреждение заболевание черной ножкой, правила пикировки. Сроки высадки в открытый грунт. Борьба с вредителями.
Ягодные кустарники. Виды, распространенные в местных условиях (смородина, малина, крыжовник) Строение кустарников, особенности плодоношения, правила ухода, болезни и вредители (способы размножения, выращивания посадочного материала, сроки и способы посадки, правила ухода) Зеленные овощи. Редис (виды, строение, особенности, сроки и способы посева салата, укропа, петрушки, редиса.. Сорта редиса.Парники и теплицы. Значение, устройство, виды, обогрев, регуляция температуры. Состав почвенного грунта.
Томат. Строение. Биологические особенности, сорта, рассада, расчет сроков посева, количество рассады, посевных ящиков. Сроки высадки рассады в открытый грунт, пленочные укрытие. Удобрение. Признаки поражения помидор фитофторой.
Огурец. Строение, сорта, сроки и способы посева в открытый грунт. Огурцы семенники (вид, уборка, хранение)
Условия необходимые для получения здоровой рассады. Выращивание огурца в теплице и под пленочным укрытием. Оборудование и сроки высадки рассады, уход за посевами, подвязка стеблей, требования к теплу и влажности.
Минеральные удобрения. Виды, хранения, правила внесения. Работа в парнике. Пикировка рассады. Подкормка. Уборка семенников редиса и укропа. Уборка и хранение корнеплодов. Уборка капусты. Отбор Качанов.
Обрезка засохших ветвей ягодного кустарника, внесение удобрений, вскапывание почвы вокруг куста. Выращивание смородины. Посадка черенков и уход за ними. Обрезка подмерзших верхушек стеблей.
Выращивание редиса и зеленых овощей (салата, петрушки, укропа).
Подготовка весенней теплицы к работе. Подготовка почвы в парнике и теплице. Составление земляной смеси, заготовка навоза для парника.
Выращивание помидоров (посев, уход, полив, пикировка рассады). Выборка рассады. Сбор зрелых и незрелых плодов. Хранение. Размещение семенных плодов. Выборка, промывка, просушка семян.
Выращивание огурцов в отрытом грунте, теплице, пленочном укрытии (подготовка почвы, посев семян, полив, подкормка, уход; подготовка рассады, выборка, посадка, полив, подвязка стеблей, опрыскивание, подкормка, удаление боковых побегов). Съем плодов, учет урожая. Хранение огурцов-семенников. Извлечение, промывка, просушка семян. Выращивание кочанного салата в теплице.
Распознавание вида минеральных удобрений.
Животноводство. Свинья. Виды, внешнее строение. Требования к свинарнику, станок для содержания свиней. Виды кормов и подкормки. Норма и рацион кормления. Кратность кормления. Подготовка кормов к скармливанию.
Крупнорогатый скот. Виды и особенности. Коровник и телятник, помещение для хранения кормов. Меры безопасности при уходе К.Р.С. Правила санитарий на ферме.
Корова. Оборудование стоила. Способы раздачи кормов, поение. Очистка коровы и стоила. Виды кормов. Подготовка кормов, дойный и сухостойный периоды у коров . Нормы кормления, рацион, особенности кормления в разный е периоды.
Ручное доение (строение вымени, режим и правила доения, додаивание, Массаж, припуск молока, оборудование для обработки молока, учет молока) Первичная обработка молока, правила мойки молочной посуды.
Машинное доение. Виды. Части доильного аппарата. Признаки близкого отела, раздой коровы, молозива, признаки окончание раздоя, Кратность кормления при раздое. Выращивание откормочного молодняка.
Теленок. Правила пастьбы, понятие о пастбище. Кормление, схема выпойки, приучение к поению, уход за посудой.
Пастбище коров (виды пастбищ, полезные и ядовитые травы, правила пастьбы.) Распознавание вида свиньи.
Уход за свиньей (уборка территории, кормление, приготовление кормов).
Уход за коровой. Распознавание кормов, подготовка кормов. Обмеривание суточной нормы на одну корову.
Ручное доение. Учет удоя.
Процеживание молока. Уход за молочной посудой.
Кормление коровы накануне отела, поение после отела. Ежедневный учет молока. Массаж вымени.
Уборка помещений для откормочного молодняка. Подготовка и раздача кормов. Поение.
Пастьба телят. Обтирание новорожденного теленка. Размещение, поение молозивом. Мытье, ополаскивание, просушка поилки. Поение теленка. Смена подстилки.
Составитель: Кузменкина Наталья Анатольевна, учитель технологии