урок биологии на тему Многообразие кишечнополостных


Тема урока: Многообразие кишечнополостных.
Цель урока:Создать условия для открытия учащимися отличительных признаков простейших, как представителей царства животные.
Задачи урока:Создать условия для развития:
предметных компетенций посредством раскрытия характерных признаков типа Кишечнополостные как представителей подцарства многоклеточные животные, развития у учащихся умений использовать готовые биологические микропрепараты, пользоваться микроскопом, описывать строение кишечнополостных и их роль в природе и в практической деятельности.
- ценностно-смысловых посредством развития внутренней мотивации к изучению реальных объектов действительности;
- учебно-познавательных через создание условий для развития умений, связанных с целеполаганием, планированием предстоящей деятельности, поиском способов решения поставленной проблемы, содержательной и личностной рефлексии, контролем и самооценкой достигнутого;
- информационных посредством развития умения использовать разные источники информации для решения поставленной цели;
- коммуникативных посредством развития умений диалогической речи через использование различных форм организации деятельности (индивидуальная, работа в парах и малых группах) и их разумное сочетание в зависимости от этапа урока;
- социально-трудовых посредством развития умения самостоятельно организовывать рабочее место;
- личностного самосовершенствования через проведение личностной рефлексии
УМК:авторская программа В.Б. Захаров, Н.И. Сонин, Е.Т. Захарова, 2010 г.
учебник: В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. Биология. Многообразие живых организмов. М: Дрофа
Оборудование:
микропрепарат пресноводной гидры, как представителя типа Кишечнополостные;
лабораторное оборудование: микроскопы.
Этап урока
Деятельность учителя Планируемая деятельность учащихся Развиваемые (формируемые) учебные действия
предметные универсальные
I. Организованное начало урока - Добрый день, присаживайтесь! Целеполагание Вспомните, как называлась тема прошлого урока?Какой тип животных мы изучаем?Почему их называют кишечнополостные? Каково их систематическое положение?
Сегодня в новостях услышала, что у побережья Австралии нашли корабль с пробоиной в боку. Предположительно, корабль сел на мель, а причина тому большой барьерный риф- самая громадная постройка, возведённая животными: длиной 2000 км, шириной до 150 км и глубиной до 2 км. Какие животные и как его построили?Ребята, недавно я получила письмо моего ученика, который отдыхает па Черном море, нооно мне показалось очень странным. Мне кажется, что в нём имеются ошибки. Давайтемы вместе с вами попробуем их исправить." Наталья Ивановна! Недавно я купался в Черном море и увидел удивительное животное. Мне сказали, что это - пресноводная гидра. Она очень маленькая, у неё яркоокрашенное тело с двадцатью щупальцами. Я хотел дотронуться до нее, но она мгновенно укусила меня и уплыла". Фронтальная работа: индивидуальные ответы детей.
Находят ошибки в тексте.
гидра – пресноводное живовотное
тело ее бесцветное
число щупальцев 5-12
гидра не кусается, а жжется
она малоподвижна и уплыть не может. коммуникативные: владение диалогической речью
А сейчас внимательно рассмотрите рисунки, лежащие перед вами на столах (Многообразие кораллов). Что вы на них видите?
Молодцы. С этой задачей справились. Предлагаю вам посмотреть фильм (« Многообразие кишечнополостных») и сформулировать тему нашего урока. Индивидуальные ответы детей. Предполагаемые варианты ответов:
Многообразие кораллов
Жизнь на коралловом рифе
Самостоятельно формулируют тему: «Многообразие Кишечнополостных». Записывают тему в тетрадях. познавательные развитие умения сравнивать изучаемые объекты с реальными жизненными ситуациями Определение границ знания и незнания Ребята, перед вами на столах карточки с вопросами к фильму. Давайте на них ответим.
Что общего у всех этих животных?
На какой стороне тела находится у медузы рот?
Каким образом передвигаются медузы?
Какие типы экологических взаимоотношений существуют между живыми организмами? Привести примеры
Какие клетки кишечнополостных убивают свою жертву?
Что общего вы увидели в размножении представителей двух классов?
Какой самый большой коралловый риф?
Какие существуют способы размножения кораллов?
Какие условия необходимы для размножения и развития кораллов?
Каковы особенности строения актинии, позволяющие ей добывать пищу?
В чем сходны среды обитания актинии, коралловых полипов, медуз и в чем их отличие?
Какие признаки доказывают, что все эти животные, которых вы увидели кишечнополостные?
К каким классам относятся животные, которых вы увидели в этой части фильма? Фронтальная беседа.
На последний поставленный вопрос ребята ответить затрудняются. Познавательные общеучебные: Умение слушать, поиск информации Коммуникативные;
Познавательные общеучебные;
Регулятивные
Кристаллизация проблемы. Как быть? Где найти ответ на поставленный вопрос? Предполагаемые ответы:
Прочитать в учебнике
Консультация учителя
Посмотреть фильм до конца III. Планирование предстоящей деятельности Предположите, чем могут отличаться эти животные друг от друга? Обсудите свои варианты ответов в парах.
Работа в парах: учащиеся высказывают друг другу в парах своё мнение по рассматриваемому вопросу
Фронтальная работа:
(после обсуждения учащиеся по желанию высказывают свои мнения на класс)
Перечисляют признаки характерные этим животным. Ключевые:
- коммуникативные Что нужно знать об этих животных, чтобы ответить на поставленный вопрос? Зафиксируйте ваши высказывания в виде схемы.
Фиксируют схему в тетрадях
Особенности кишечнополостных
значение
размножение
Строение и внешний вид
питание
передвижение
Ключевые:
- коммуникативные: владение диалогической речью с помощью условных сигналов Итак, как внешне выглядят эти животные, мы увидели. Давайте посмотрим их внутреннее строение. (учитель организует работу с микроскопами).
Ответьте на вопросы:
Формы и размеры тела гидры.
Части тела гидры.
Из скольких слоев состоит тело гидры?. Как они называются?
Какая симметрия тела называется лучевой?
Где обитает гидра?
Чем она питается?
Как она добывает пищу?
Работа в группах: учащиеся самостоятельно настраивают микроскоп к работе, рассматривают микроскопическое строение пресноводной гидры на готовых микропрепаратах, готовят ответы на поставленные вопросы.
Ключевые:
- коммуникативные А сейчас я предлагаю вам посмотреть вторую часть нашего фильма и на основе просмотра составить в тетрадях классификацию. Учащиеся смотрят фильм и составляют классификацию.
Познавательные общеучебные Работая в парах,сравните рис. № 2 на ваших столах с кадрами фильма и ответьте на вопросы:
Что общего вы увидели в размножении представителей двух классов?
Какие типы взаимоотношений существуют в данном случае. Привести примеры.
Работа в парах: обсуждают, сравнивают,высказывают своё мнение, предлагают ответы:
а) Дендромона - медуза - рыбка медуза (нахлебничество).
б) Физалия (порт. кора6лик) - рыбка (хищничество).
Познавательные общеучебные - Продолжаем напрягать все виды памяти, чтобы проявить сообразительность и решить все задачи, поставленные перед нами. Смотрим 3-ю часть фильма. И ответим на вопрос:
Как происходит размножение кишечнополостных.
Просмотр третьей части фильма (период размножения - 1 и 3 четверти луны)
Смотрят фильм. Предполагаемый ответ:
- Когда одиночный полип поселяется на камне или скале, он выделяет клейкое вещество и оказывается как бы внутри трубочки. Она быстро затвердевает и становится его родным надёжным домом. Вскоре на поверхности тела полипа вздувается почка: она растёт, затем прорывается. Так возникает рот, вокруг которого вырастают щупальца - рождается новый полип. Подросшая крошка обзаводится своим известковым жилищем, затем снова почкуется. И так много-много раз, пока со временем не образуется колония. В колонии каждый полип сидит в известковой ячейке, словно в отдельной квартире, но живёт не отшельником, а поддерживает связь с соседями через тонкие каналы. По ним вся пища – добыча распределяется между всеми членами колонии. Так растут кораллы. Общепредметные познавательные коммуникативные
Отвечаем на последние вопросы:
Каковы типы взаимоотношений между организмами?
Каково значение кишечнополостных в жизни человека? Фронтальная работа. Дети дают индивидуальные ответы на вопросы
кораллы-некоторые виды рыб;
актиния - рак-отшельник (симбиоз);
кораллы - водоросли (мутуализм).
Учащиеся под руководством учителя заполняют таблицу.
Кишечнополостные в моей жизни. Я в жизни кишечнополостных.
1. Отложение извести. 1. Исследователь.
2. Удобрения. 2. Такая же частица природы.
3. Источник пищи (ропилема) 3. Убийца, загрязняю бытовыми нефтепродуктами.
4. Эстетическое значение. 5. Ювелирные изделия. 4. Туристы истребляют большое количество.
6. В медицине (лекарство - обелин) 7. Использование медузы Пелагии в технике (бионика) создаёт искусственный свет - “живой свет”, который может применяться в операционных. 5. Защитник, создаю заповедники.
Коммуникативные
Контроль и оценка А сейчас нам предстоит узнать, кто объяснил происхождение коралловых островов-атоллов. Для этого выполним следующее задание.
Задание: Калейдоскоп “Кто он”
Если вы правильно отгадаете слова рядом с рисунками, то из букв в выделенных клеточках получится фамилия известного английского ученого, более 100 лет назад, объяснившего происхождение коралловых островов – атоллов.
Общеучебные познавательные А сейчас пришло время проверить, насколько мы достигли наших поставленных целей. Откроем тетрадь для практических работ и выполним тестовое задание.
1. К типу кишечнополостные относятся: а) актиния; б)вольвокс; в) форамениферы; г) коралловые полипы. Ответ: a, г.2. Переваривание нищи в организме гидры происходит в:а) стрекательных клетках;б) клетках со жгутиками;в) кишечной полости;г) промежуточных клетках, Ответ; в.3. Кишечнополостные обитают:а) в водной среде;б) в почве;в) в наземно-воздушной среде; г) в живых организмах. Ответ: а.4. Непереваренные остатки пищи удаляются из организма гидры через:а) щупальца;б) поры;в) порошицу;г) рот.Ответ: г .5. Кишечнополостные дышат:а) жабрами;б) легкими.л) поверхностью тела; г) кишечной полостью. Ответ: в.6. Рефлекс это:а) способность организма ощущать прикосновение; б) способность организма ощущать изменение температуры;в) способность организма ощущать изменение освещенности;г) ответ организма па раздражение, осуществляющейся при участии нервной системы. регулятивные Ключевые
- учебно-познавательные (развитие самооценки)
- Проверяем… (учитель открывает скрытую доску с вариантами верных ответов) Оценка баллов: 6 правильных - «5» 4-5 правильных «4» 3 правильных- «3» Поставьте оценку в дневник. Индивидуальная работа: учащиеся осуществляют самопроверку. Предметные:
прогнозирование личностно и социально-значимой продуктивной деятельности V. Рефлексия
а) содержательная Вспомним, какие вопросы мы поставили сегодня перед собой? Смогли ли мы ответить на них? Для этого определим общие черты Кишечнополостных.
Как бы вы оценили вашу деятельность сегодня на уроке? Фронтальная работа
Дети дают индивидуальные ответы.
Общие черты Кишечнополостных
1. Тело состоит из 2-х слоёв, между которыми находится мезоглея.
2. Полость тела кишечная или гастральная.
3. Все кишечнополостные, за исключением немногих видов, морские.
4. Способы размножения; бесполое (почкование) и половое.
5. Эти животные-хищники (стрекательные клетки).
6. Они очень разнообразны по внешнему виду.
7. Наличие у них смены поколений (полипов и медуз).
Хорошо и отлично Предметные:
- раскрытие характерных признаков строения кишечнополостных
Общепредметные: владение логическими операциями (сравнение) Коммуникативные
Домашнее задание Для того, чтобы подтвердить свои результаты, запишите домашнее задание.
составить кроссворд: «Морские кишечнополостные»
подготовиться к контрольному тесту « Тип кишечнополостные».
Индивидуальная работа учащихся