Организация единого информационного образовательного пространства образовательного учреждения
В X Международной научно-практической конференции «Россия и Европа: связь культуры и экономики»
Организация единого информационного образовательного пространства образовательного учреждения
Organization of single informative educational space of educational establishment
Каримова Л.И.
«Современный учитель должен быть способен помочь учащимся использовать ИКТ для того, чтобы успешно сотрудничать, решать возникающие задачи, осваивать навыки учения, и в итоге, стать полноценными гражданами и работниками». Рекомендации ЮНЕСКО
Глобальное развитие информационных технологий, их стремительное проникновение в сферу образования определяет развитие образовательных учреждений в течение последних нескольких десятилетий. Этот процесс требует подготовки достаточного количества квалифицированных специалистов, а также повышение общего уровня компьютерной грамотности.
Отрадно заметить, что сегодня осуществляется целенаправленная поставка прикладных программных средств в учреждения образования. Однако, надо отметить, что в большинстве своем программные продукты, поступающие в школы не отвечают требованиям и ожиданиям рядовых педагогов, не искушенных в премудростях «тонкого» мира информационных технологий. На мой взгляд, любой продукт, попадающий в руки учителя, должен быть организован таким образом, чтобы любой фрагмент, входящий в структуру электронного пособия был автономно доступен и извлекаем из нее с тем, чтобы можно было на основе данного электронного учебного продукта конструировать собственные продукты, отвечающие требованиям современного урока. Для этого необходимо создание специализированных модульных электронных изданий или, по-другому, открытых мультимедиа систем по каждому предмету, учебной дисциплине. Электронные и традиционные учебные материалы должны гармонично дополнять друг друга как части единой образовательной среды, а не вступать в противоречия. Сегодня учителя осваивают авторские методики организации подачи учебного материала, разрабатывают сценарии использования учебного продукта в урочной схеме организации обучения или в процессе самостоятельной работы учащихся, конструируют собственные проекты урока с использованием известных ресурсов учебных программ. Их практическая ориентированность значительно повышает эффективность обучения учителей-предметников, повышает мотивацию к использованию современных информационных технологий, формирует у педагогов готовность к использованию ИКТ в учебно-воспитательном процессе. В настоящее время возникает проблема формирования у педагогов набора профессиональных компетенций, которые нужны для эффективной работы в современных условиях. Учение и обучение в условиях избытка информации, ориентация на формирование способности самостоятельно учиться и «добывать» знания требуют существенного пополнения и изменения традиционного методического багажа. Новый этап развития системы образования ставит перед нами и новые задачи в обучении педагогов владению компьютерной техникой. Сегодня не достаточно просто освоить компьютер, нужны серьезные методики и технологии использования информационных ресурсов в учебном процессе, необходимо, чтобы они органично и эффективно сочетались с традиционной деятельностью педагогов. Преподаватель должен уметь создавать свой образовательный модуль, свою учебную программу, владеть специализированными методиками. Сегодня возникает необходимость введения в систему образования администраторов сетей, системных аналитиков, техников и других специалистов, которые должны выступать в роли помощников, консультантов по использованию информационных ресурсов. Высококачественная и высокотехнологичная информационно-образовательная среда позволяет системе образования коренным образом модернизировать свой технологический базис, перейти к образовательной информационной технологии в широком смысле этого слова. Применение новейших информационных технологий должно способствовать решению педагогических задач, которые сложно или невозможно решать традиционными методами. Для создания и развития информационно-образовательной среды должен быть полностью задействован научно-методический, информационный, технологический, организационный и педагогический потенциал, имеющейся в образовательных учреждениях. При этом нельзя допустить разрушения сложившейся образовательной системы. Используя накопленный опыт, необходимо выстроить новую открытую информационно-образовательную структуру, интегрирующую все доступные образовательным учреждениям информационные технологии, обеспечить переход учителей к сознательному использованию методических и информационных средств в полном объеме. Рассматривая деятельность педагогов в рамках информационно-образовательной среды образовательного учреждения на данный момент времени можно выделить шесть ступеней использования компьютера.
Первая ступень – педагог освоил и использует компьютер в качестве «пишущей машинки»; в этом режиме идет подготовка с помощью пк дидактического, раздаточного материалов, планов уроков, планирования и т.д.; создание базы документов по предмету в памяти домашнего (рабочего) компьютера.
Вторая ступень – на данном этапе использования компьютера происходит знакомство учителя с пакетом офисных программ, их возможностями, приобретение элементарных навыков использование CD-дисков в своей деятельности. Даже низкий учебно-методический уровень, имеющихся в распоряжении педагога электронных пособий, учебников, энциклопедий, этих электронных носителей способен поразить соскучившегося по качественным наглядным пособиям учителя предметника, относительная доступность содержимого дает возможность конструирования своих проектов.
Третья ступень – данный этап неразрывно связан с возможностью подключения и выхода в Интернет. Приобретая навыки работы в сети педагог получает практически неограниченную возможность поиска нужной информации. Использование компьютера на уроках, во внеурочной деятельности создает учителю славу человека передового и прогрессивного. Меняется и отношение школьников к такому учителю, и в большей степени, если на начальном этапе к своей деятельности педагог активно использует помощь своих учеников, а в глазах коллег по работе авторитет такого учителя возрастает.
Четвертая ступень – на этом этапе наступает пресыщение имеющимися информационными ресурсами. Учитель начинает овладевать технологиями «созидания», осваивая различные доступные программы, анимационные возможности которых существенно усиливает эффективность учебного занятия, учитель начинает выступать авторитетным консультантом и во внутришкольных проектах.
Пятая ступень - плавно новые информационные технологии внедряются в структуру традиционного урока и становятся его неотъемлемой частью. Важно, что для учителя творческого возможно движение только вперед. И на данном этапе возникает проблема систематизации создаваемого и используемого материала уже на качественно новом уровне.
Шестая ступень – у учителя появляется потребность в систематизации и модернизации накопленного дидактического опыта, в том числе и того, который был в профессиональном арсенале преподавателя до начала использования информационных технологий в учебном процессе. У педагога складывается более реалистическое понимание своих возможностей и, как следствие, изменение методики преподавания, повышение ее эффективности в силу того, что педагог в большей мере опирается на свои способности, стремится максимально выразить свою личность в ходе освоения и рационального внедрения в собственный преподавательский опыт информационных технологий. В арсенале педагога появляются дополнительные возможности реализации принципа учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников, переход от декларации этого педагогического постулата к его воплощению в повседневную школьную практику.
Список источников:
Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991.
Золотая рыбка в «сети». Интернет-технологии в средней школе: Практическое руководство / Под ред. Л.И. Ольховской, Д.Т. Рудаковой, А.Г. Силаевой. – М.: Прожект Хармони, Инк., 2001
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособ. для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
Стражев В.И. Технологии информационного общества / В.И. Стражев // Интернет и современное общество: Материалы Всероссийской объединенной конференции. Санкт-Петербург, 20-24 ноября 2000. - СПб., 2000.
Ястребцева Е.Н. Моя провинция - центр Вселенной. Развитие телекоммуникационной деятельности в регионах / Е.Н. Ястребцева, Я.С. Быховский.– М.: ЮНПРЕСС, 1999.