Программа для платных образовательных услуг.«Довузовская подготовка по русскому языку11класс


1. Пояснительная записка
Данная образовательная программа разработана учителем русского языка и литературы Савченко Оксаной Владимировной МБОУ «Скороднянская СОШ» для реализации платной образовательной услуги «Довузовская подготовка по русскому языку». Она предназначена для учащихся 11 класса, имеет практическую направленность и ориентирована на проведение диагностики знаний учащихся с эффективным выявлением проблемных зон, что позволяет выстраивать индивидуальные образовательные траектории, продуктивно реализовывать уровневую дифференциацию. Срок реализации программы- 1 год.
Структура программы включает:
- пояснительную записку;- основные требования к знаниям, умениям, навыкам;
- учебно - тематический план;
- содержание программы;
-список литературы.
Цели программы:
-сформировать речевую компетенцию и орфографическую грамотность обучающихся;
- способствовать формированию у школьников интереса к работе исследователя языка,
- повысить интерес к гуманитарному образованию
Задачи программы :– расширение познаний учащихся по определенным темам, изученным ранее;
- развитие умения применять теоретические знания на практике, активизировать внимание учащихся на собственной письменной речи, научить самостоятельно систематизировать материал, выделять главное;
- расширить лингвистический кругозор выпускников средней школы, уделить должное внимание формированию коммуникативной, языковой и культуроведческой компетентности учащихся
2. Основные требования к знаниям, умениям, навыкам.
В результате изучения курса учащиеся должны:
Знать:
теорию возникновения правил орфографии;
особенности слогового принципа русской графики и вытекающие отсюда орфографические вопросы;
отступления от слогового принципа русской графики (касается некоторых орфограмм, пишущихся на основе исторического (традиционного) принципа);
принципы орфографии, лежащие в основе буквенного обозначения фонем: морфологического, фонетического, традиционного;
особенности употребления строчных и прописных букв;
общие принципы слитного, дефисного и раздельного написания слов;
алгоритмы написания трудных орфограмм.
Уметь:
соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи;
выполнять орфографический разбор слова;
применять орфографические словари и справочники по правописанию при решении орфографических задач;
самостоятельно добывать знания, работая с различными источниками информации, включая ресурсы Интернета;
владеть приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
анализировать, сопоставлять, иллюстрировать, делать выводы, обобщать, аргументировать свою точку зрения;
использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.
Данная программа рассчитана на 34 часа, предполагает компактное четкое изложение теории вопроса, самостоятельную работу. В каждой теме имеются задания на актуализацию и систематизацию знаний и способов деятельности, что способствует эффективному освоению предлагаемых тем.
Предлагаемые задания различны по уровню сложности: от простых упражнений по изучаемой теме до достаточно трудных.
. Основные формы организации платных занятий: лекция, объяснение, выполнение упражнений.
Программа рассчитана на учащихся 11 классов с любой степенью подготовленности, способствует развитию познавательных интересов, мышлению учащихся, помогает учащимся устранить пробелы в знаниях и подготовиться к учебе в высших учебных заведениях.

3. Учебно-тематический план.
№ Наименование темы Всего часов
1
Введение. Общие вопросы письма и правописания 1
2
Трудные вопросы орфографии, связанные с особенностями русской графики. 4
3 Трудные вопросы орфографии, связанные с буквенным обозначением фонем в составе значимых частей слова 3

4 Трудные случаи орфографии, отвечающие морфологическому принципу. 6
5 Употребление и правописание частиц не и ни. 8
6 Трудные вопросы орфографии, связанные с употреблением строчных и прописных букв 3
7 Трудные вопросы орфографии, связанные со слитным и раздельным написанием. 9
Всего 34

4. Содержание программы
Тема 1. Введение. Общие вопросы письма и правописания. ( 1 час )
Понятие «орфограмма» и «варианты орфограммы». Разграничение понятий «письмо» и «правописание» («орфография»).
Тема 2. Трудные вопросы орфографии, связанные с особенностями русской графики. ( 4 часа)
Слоговой принцип русской графики. Ограниченность действия слогового принципа. Отступления от слогового принципа.Вопрос об употреблении букв е и э после гласных и в абсолютном начале слова
Тема 3. Трудные вопросы орфографии, связанные с буквенным обозначением фонем в составе значимых частей слова. ( 3 часа )
Общее понятие «орфографический принцип». Морфологический принцип
Фонетический принцип. Традиционный принцип
Тема 4. Трудные случаи орфографии, отвечающие морфологическому принципу. ( 6 часов)
Общие замечания. Употребление букв е (ё) и о после шипящих для обозначения ударного [о].Правописание одного и двух н. Отыменные модели.
Отглагольные модели.
Тема 5. Употребление и правописание частиц не и ни. ( 8 часов )
Риторический вопрос с частицей не в отличие от придаточных предложений усилительно – обобщенного значения с частицей ни.
Риторический вопрос как особый тип вопросительных предложений
Смысловое сходство и различие риторического вопроса и придаточного предложения усилительно – обобщенного значения
Синтаксически осложненные типы риторических вопросов с частицей не
Форма и место придаточных предложений усилительно – обобщенного значения в отличие от риторического вопроса
Некоторые типы придаточных предложений с частицей не, смешиваемые с придаточными усилительно – обобщенного значения с частицей ни
Предложения с ни в функции отрицательной частицы и союза.

Тема 6. Трудные вопросы орфографии, связанные с употреблением строчных и прописных букв ( 3 часа)
Трудные вопросы орфографии, связанные с употреблением строчных и прописных букв.
Тема 7. Трудные вопросы орфографии, связанные со слитным и раздельным написанием. ( 9 часов )
Разграничение приставки не и частицы не. Слитное и раздельное написание не с формами на –мый. Слитное и раздельное написание не с именами существительными. Слитное и раздельное написание не с именами прилагательными


5. Список литературы
для учителя и учащихся

В. Ф. Иванова. Трудные вопросы орфографии.- М., «Просвещение « 1980г.
Н.Н. Соловьева. Говорим и пишем грамотно М.- Мир и образование 2008г.
Т. Л. Служевская. Дидактические материалы по русскому языку для повторения орфографии. М.- Просвещение 2010г.
О.С. Иссерс. Тесты Русский язык 10-11 классы. М.-Дрофа 2008г.
Календарно – тематическое планирование

п/п
Наименование раздела и тем. Часы
учебного
времени Плановые сроки прохождения

план. факт
1. Введение.Общие вопросы письма и правописания. Понятие «орфограмма» и «варианты орфограммы». Разграничение понятий «письмо» и «правописание» («орфография») 1 2. Трудные вопросы орфографии, связанные с особенностями русской графики. Слоговой принцип русской графики 1
3 Ограниченность действия слогового принципа 1 4 Отступления от слогового принципа 1 5 Вопрос об употреблении букв е и э после гласных и в абсолютном начале слова 1 6 Трудные вопросы орфографии, связанные с буквенным обозначением фонем в составе значимых частей слова. Общее понятие «орфографический принцип» 1 7 Морфологический принцип 1 8 Фонетический принцип. Традиционный принцип 1 9 Трудные случаи орфографии, отвечающие морфологическому принципу. Общие замечания 1 10 Употребление букв е (ё) и о после шипящих для обозначения ударного [о] 1 11 Употребление букв е (ё) и о после шипящих для обозначения ударного [о] 1 12 Правописание одного и двух н. Отыменные модели 1 13 Отглагольные модели 1 14 Отглагольные модели 1 15 Употребление и правописание частиц не и ни. Риторический вопрос с частицей не в отличие от придаточных предложений усилительно – обобщенного значения с частицей ни 1 16 Риторический вопрос как особый тип вопросительных предложений 1 17 Смысловое сходство и различие риторического вопроса и придаточного предложения усилительно – обобщенного значения 1 18 Синтаксически осложненные типы риторических вопросов с частицей не 1 19 Форма и место придаточных предложений усилительно – обобщенного значения в отличие от риторического вопроса 1 20 Некоторые типы придаточных предложений с частицей не, смешиваемые с придаточными усилительно – обобщенного значения с частицей ни 1 21 Предложения с ни в функции отрицательной частицы и союза 1 22 Предложения с ни в функции отрицательной частицы и союза 1 23 Трудные вопросы орфографии, связанные с употреблением строчных и прописных букв 1 24 Трудные вопросы орфографии, связанные с употреблением строчных и прописных букв 1 25 Трудные вопросы орфографии, связанные с употреблением строчных и прописных букв 1 26 Трудные вопросы орфографии, связанные со слитным и раздельным написанием. Разграничение приставки не и частицы не 1
27 Разграничение приставки не и частицы не 1 28 Разграничение приставки не и частицы не 1 29 Разграничение приставки не и частицы не 1 30 Слитное и раздельное написание не с формами на -мый1 31 Слитное и раздельное написание не с формами на -мый1 32 Слитное и раздельное написание не с именами существительными 1 33 Слитное и раздельное написание не с именами прилагательными 1 34 Слитное и раздельное написание не с именами прилагательными 1