Итоговое занятие по теме: «Амурские сказки» Д. Нагишкина – хранилище народной мудрости и нравственных представлений о добре и зле народов Дальнего Востока.
Итоговое занятие по теме:
«Амурские сказки» Д. Нагишкина – хранилище народной мудрости и нравственных представлений о добре и зле народов Дальнего Востока.
Цель: Пробуждение и углубление любви к малой Родине
Задачи:
Формировать
уважительное отношение к литературе народов многонациональной России, к традициям, к прошлому, настоящему и будущему своего края;
умения использовать различные способы поиска материала в справочниках, в открытом информационном пространстве сети Интернета, в музеях и библиотеках города, на встречах с людьми, имеющими информацию в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями предмета;
умения
исследовательской деятельности;
сотрудничества;
осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.быть участником диалога.
Развивать морально – этические представления, основанные на добре и уважении.
Предполагаемый результат:
ученик уважительно относится к литературе народов многонациональной России, к традициям, к прошлому, настоящему и будущему своего края;
умеет использовать различные способы поиска материала в справочниках, в открытом информационном пространстве сети Интернета, в музеях и библиотеках города, на встречах с людьми, имеющими информацию в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями предмета;
умеют заниматься исследовательской деятельностью, сотрудничать с учителем и одноклассниками;
осознанно строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составляют тексты в устной и письменной формах, умеют участвовать в диалоге.
учащиеся толерантны и терпимы.
Технологии: игровые, проектные, исследовательские, сотрудничество, контекстное и проблемное обучение, портфолио
Сценарий
Ведущий: «Сказка –ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок».
Сегодня у нас, ребята, итоговое занятие. Мы с вами сегодня отправляемся в путешествие по «Амурским сказкам» Д. Нагишкина, которые являются хранилищем народной мудрости и нравственных представлений о добре и зле народов Дальнего Востока. Они созданы дальневосточным писателем Д. Нагишкиным по мотивам фольклора: нивхов, нанайцев, ульчей, удэгейцев - в них воплотился тысячелетний опыт жизни людей, а вместе с ним и могучая сила воображения, которая вела этих людей вперёд, поднимала их над миром и утверждала всё возраставшую власть человека над природой.
Мы постараемся с вами собрать по крупицам народную мудрость, наказы и заветы народов ДВ о добрых делах человека.
- Отправляясь в путешествие, узнаем, что это за народности, каковы их быт и традиции, культура?
«Амурские сказки» - это энциклопедия, по которой можно изучать жизнь народов Дальнего Востока. В ней – приметы, верования, обычаи и истории народов Приамурья» А.П. Окладников
Ученик видеофрагмент нанайского танца+ Презентация. « Быт, занятия народов Д.В.» (Кондрашова П.) (3мин.+ 3 мин. = 6мин)
Ведущий. Писатель Нагишкин Д. в совершенстве постиг быт, творчество, культуру, традиции, верования народов Д.В. Создал оригинальные литературные сказки. Эта книга сегодня находится на книжной выставке «Узоры Древнего Амура». Иллюстрировал её известный художник Г. Павлишин. В этой книге соединились мастерство слова писателя и талантливая кисть художника.
Ученик. (Протасова М. , сообщение 3мин). Презентация: портрет, Краеведческий музей, здание напротив, где жил Нагишкин - поисковая, исследовательская работа). «Самой высокой наградой талантливому сказочнику стали любовь и признание его читателей: взрослых и детей».
Ведущий: - Из какой сказки эти пословицы?:
Смелому никакая беда не помеха.
Смелый сквозь огонь и воду пройдет, только крепче станет.
Ребята: «Храбрый Азмун»
Выходит на сцену Азмун (под мелодия «Бубен»)
- Смелому никакая беда не помеха. Смелый сквозь огонь и воду пройдёт- только крепче станет. О смелом да храбром долго люди помнят. Отец сыну о смелом да храбром сказки сказывает. Плохо живётся народу нашему, рыбы нет! Совсем есть нечего… Пойду к Морскому царю, Тайрнадзу, разбужу его. Только не знаю дорогу до Охотского моря, до Пилякеркха.
Чайка: Я знаю, я знаю. Пойдём, покажу. Мы тоже рыбы давно не видим. Скоро конец нашему народу придёт. Видно заснул старик.
Ведущий: Вот идут они. И попадают они в стойбище
Азмун. Кто тут живёт?
Ученица (Ганичева Ульяна) звучит нанайская песня «Колыбельная девочки»
- У охотника Чумдаги из рода Дунгу родилась дочка. У Чумдаги давно не было детей. Очень хотелось Чумдаге сына иметь, но он и дочке был рад. А мать от радости просто не знала, куда деваться. Дали дочке хорошее имя – Ладо.
Делали старики всё, чтобы дочка выросла хорошей, красивой да счастливой. Мать целый год не звала дочку по имени, чтобы злые черти не узнали о рождении дочери у Чумдаги. Называла мать дочку «моя хорошая», «моя дорогая». Своим молоком дочку умывала. И выросла Ладо красавица красавицей. Глядели старики на дочку, наглядеться не могли.
Одно только плохо получилось. Ничего Ладо делать не умеет. Не хотела мать, чтобы у Ладо руки были грубые: огонь дочь не разводила, дров не рубила, рыбу острогой не била, вёсла в руках не держала, шкурок не выделывала. Не хотела мать, чтобы у дочери глаза покраснели от работы: не вышивала дочь халатов шелками, не сшивала шкурок. Теста замесить не умела, не умела лепёшек напечь.
Ходит Ладо по деревне стройная да лёгкая. Парни от неё глаз отвести не могут.
Ведущий.
Увидел Азмун Ладо, влюбился, свататься пошёл к Чумдаге. Рада мать, усаживает Азмуна. Кушать подаёт.
Ладо. (приходит в дом, увидела гостя)
-Отойди от меня. Ты зверем и рыбой пахнешь. Как буду я с тобой жить? О твои шкуры все руки исколю. Вечно мокрая ходить буду…
Азмун: Зачем попрекаешь меня. Нехорошо. Не нужна мне такая жена, которая ничего не умеет делать, только себя любит, мать свою обижает, никого не замечает.
Мать:
Нехорошо ты людей встречаешь и провожаешь, обижаешь людей зря.
Ладо:
Знаю я, что давно вы хотите от меня избавиться.
Мать: Что ты. Что ты, дочка, Живи как хочешь. Всю жизнь с нами живи.
Ведущий: Рассердился Азмун и ушёл. А пока Азмун идёт по тайге. Дорога долгая. Подумаем, ребята, какой для себя урок извлёк Азмун?
Ребята. Любящее сердце матери, потому что сердце у неё любящее.
Нельзя в жёны брать девушку лентяйку, эгоистку. Нужно быть трудолюбивым, выполнять долг перед родителями. Надо дорожить домом, матерью, родителями. Нужно беречь любящее сердце матери. Нужно людей замечать. Не судить о них по одёжке. Чайка – народ.
Ведущий. Идёт Азмун дальше и встречает 2 братьев.
Азмун. Кто вы?
Индига.
Я Индига. А это мой брат. Не побоялся он ничего ради меня.
Соломдига.
Наказал перед смертью отец: одному плохо станет - пусть другой поможет. В одну сторону оба глядите. Вот как сказал – делайте. Похоронили отца. Гроб ногами на восток поставили, чтобы и после смерти отец восход солнца видел. Потом на охоту пошли.
Индига.
Шли, шли. Вдруг какой – то шум услышали. А у меня вдруг заячье сердце сделалось, испугался я. На землю упал. Руки сложил. Тигра просил нас с братом не трогать. Потом голову поднял, смотрю: ни тигра, ни брата. Кричал, кричал, да никто не отозвался. Плакал, плакал, домой пошёл. Звери, что в капканах были, давай кричать: «Противно в руки попадаться, брата потерявшему». И ускакали. Пришёл домой, матери всё рассказал, а она заплакала, поцеловала и сказала: «Сердце мужчины иди искать. Верни смелостью брата своего». Взял я трубку, огниво и копьё. Пошёл на закат. Страхов натерпелся.
Отрывок из мультипликационного фильма «Сердце Храбреца» («Семь страхов»).-от 8 мин до 13 мин 30 сек.
Азмун.
Я нивхского рода человек. Буду с вами - удэгейцами дружить. Смелые люди вы.
Ведущий. Идёт Азмун дальше. А мы с вами, ребята, подумаем,
- О ком речь в этой загадке?
В конце этой сказки
Отважен и смел.
В начале он заячье сердце имел.
Семь страхов прошел,
Удивилась тайга,
А звали героя того… (Индига)
- Итак, чему научился Азмун у двух братьев: Индиги и Соломдиги?
Ребята. Храброе сердце. Завет отца братьев: смотреть в одну сторону. Будь смелым. Имей сердце мужчины. Выполняй наказы родителей. Спаси брата своего. Помоги слабому.
Ведущий. Давайте и мы с вами поиграем в любимую игру нанайских ребятишек «Смелые ребята». (Звучит нанайская мелодия «Варган», «Камлан». Покажем, что и мы смелые.Дети встают в две-три шеренги в зависимости от площади комнаты. Выбирают двух-трех ведущих (одного). Каждый (один) ведущий по очереди спрашивает у детей: например, первый у первой шеренги и т. д. (Дети отвечают.)— Вы смелые ребята?— Смелые!
— Я посмотрю, какие вы смелые (лукаво, с юмором). Раз, два, три (пауза). Кто смелый?— Я! Я!— Бегите!Первая шеренга бежит на противоположную сторону до шнура, а ведущий ловит убегающих. Так повторяется игра и со следующей группой детей.Правила игры. Бежать следует только после слова «Бегите!», увертываясь от ведущего. Ловить за шнуром нельзя. (Похвалить всех и наградить победителей)
Ведущий. А Азмун всё идёт, хочет помочь своему отцу и своему народу. Совсем на Амуре рыбы не стало. Морского старика ищет. Думает, кто бы ему дорогу показал. Тут заяц- хвастун, каких заячий народ ещё никогда не видал, выскочил.
Азмун. Откуда ты заяц?
Заяц. Бежал я по лесу, еду искал. Вдруг как ударюсь обо что-то. Чуть голову себе не разбил. Вот, гляди - губу себе разорвал!
Азмун. Да, верно, губа у тебя раздвоена (рассматривает). У всех зайцев такая губа.
Заяц. Это верно. У всех такая. А у меня особенная.. Хочешь слушать – не перебивай!. Ударился я, вижу - сарана стоит, таких ещё никто не видал. Стебель у сараны с лиственницу вышиной. Цветок большой-пребольшой! Корешок с медведя толщиной. Зубы у меня острые ( показывает). Лапы у меня сильные (показывает). Две сопки земли накопал. Корень откопал. Десять дней подряд его ел. Половины не съел. Видишь, какой жирный стал.
Азмун. Да ты такой же, как все остальные. Слышал я от народа тайги, как искали зайцы ту сарану. Разбежались врассыпную, летели, развели глаза в разные стороны. Бегали, пока от голода не свалились. Только глаза и до сих пор свести не могут. Не буду у тебя спрашивать, где Морской царь живёт. Хвастаться начнёшь. Хвастуну верить – беды нажить.
Ведущий. Идёт Азмун дальше. Надо ему скорее найти Тайрнадзу. Нивхский народ с голоду может умереть. Что, ребята, знает Азмун и не знает заяц – хвастун.
Ребята. Хвастаться нельзя. Обещал – сделай. Слово, которое дал, держи. Люби природу. Люби животных.
Ученик. Валерий Шульжик. «Храбрый заяц» ( Белоградова А.)
Говорил зайчатам заяц:
-На охоту
Собираюсь.
Волк в округе стал шалить,
Нужно с ним поговорить.
Возле озера
Морковку
Дед на поле сторожит.
Он завёл себе винтовку,
В шалаше она лежит.
Я винтовку этой ночью
Одолжу у старика.
Подкрадусь
Ив нору волчью
Выпалю наверняка.
Не дыша, сидят зайчата,
Молча слушают они.
В это время
Где-то рядом
Ветка хрустнула в тени.
Заяц уши вздёрнул лихо,
Поднял кончики усов
И спросил:
-А ты, зайчиха,
Дверь закрыла на засов?
Ведущий. Вот какие они зайцы-хвастунишки. А пока идёт Азмун, мы с вами в игру нанайских девчонок и мальчишек сыграем.
Прыжки на одной ноге.Игра развивает силу ног, прыгучесть, выносливость, ловкость, воспитывает смелость, силу воли, выдержку.Все участники становятся у линии, принимая исходное положение – стоя на одной ноге. По команде учителя они начинают прыжки. Кто быстрее преодолеет расстояние, тот становится победителем. Прыгать разрешается на любой ноге, но, не сменяя ног.
Ведущий. Идёт Азмун дальше. А земля большая. Места всё незнакомые. Тайга. Сопки. Вот уже и Пилякеркха, Охотское море, показалось
Ведущий. Нерпа может показать, где живёт Морской старик. Ребята, давайте мы поможем Азмуну поймать нерпу.
Нанайская игра «Попади в нерпу». Звучит нанайская мелодия «Камлан», «Вонсари»В игре участвуют мальчики. Игра развивает меткость в бросках по движущему предмету, реакцию, ловкость, зоркость.Игрок бежит с "нерпой" на веревке (мягкая игрушка). Охотники с копьями (пластиковые бутылки) располагаются на одной стороне вдоль условного коридора. Задача игроков - поразить "копьем" движущуюся "нерпу". Кто попадал в "нерпу", тот считался самым метким, ловким, быстрым.
Ведущий. Молодцы, ребята, помогли Азмуну. (Похвалить всех и дать призы победителям).
Нерпа. Вот море и морской старик. Спит он. Седые волосы по подушке рассыпались. Ничего не слышит. Не разбудишь его.
Азмун. А вот у меня кунгахкеи, костяная пластинка, поиграю в неё.
Звучит нанайская мелодия «Варган»
Морской старик (Воронина О.)(зашевелился, глаза открыл)
Ты какого народа человек?
Азмун. Я Азмун, нивхского народа человек.
Морской старик. Нивхи на Тро-мифе- Сахалине да на Ля-ери живут. Ты зачем так далеко в наши воды-земли зашёл?
Азмун. Отец, нивхам помоги- нивхам рыбу пошли! Отец! Нивхи с голоду помирают. Вот меня послали помощи просить!
Морской старик. Плохо это получилось: лёг только отдохнуть, да и заснул. Спасибо тебе, что разбудил меня! А вот и рыба: горбуша, калуга, осетры, кета, лососи, форели- плывите к нивхам на Тро-миф, на Амур. Быстро плывите. Хорошо весной ловитесь!
Азмун. Отец, нивхам рыбы не жалей.
Морской старик. (нахмурился) Другому бы не простил, что в дела мои мешаешься, а тебе прощу: вижу, не о себе думаешь, о других. Будь по-твоему.
Азмун. Я бедный, отец, Нечем мне отплатить за добро. Возьми кунгахкеи в подарок. Прощай, Тайрнадзу.
Ведущий Возвращается домой Азмун. Встречает Ладо, она страдает
Ладо. Через спину перекачусь, заплачу, опять девушкой стану! Старую мать свою обниму, слёзы её утру…
Азмун. Никто не выйдет из дома. Мать твоя умерла. Так и не дождалась дочь свою. Прощай, Ладо
Ладо. Прощай, Азмун! Видно, придётся мне лететь в тёплые края и вновь прилетать, кричать мать. И не отзовётся она никогда (улетает).
Ведущий. А Азмун дальше пошёл. К родной деревне пошёл. Нивхи едва живые на берегу сидят, мох весь искурили, рыбу всю приели . А на Амуре вода кипит- столько рыбы привалило. И с тех пор про многих людей забыли… А про Азмуна… помнят до сих пор».
- Ребята, а почему Азмун остался в памяти своего народа? Что давало силы Азмуну в его путешествии за рыбой для своего народа?
Ребята. Помоги народу своему. О смелом да храбром долго люди помнить будут. Родная земля человеку силы даёт.
Ученик: Еженкова Л. читает стихотворение своё.
ХРАБРЫЙ АЗМУН.
Амур знавал в то время беды,
Кормить людей не мог он всех.
Старик морской давал всем рыбу,
Да только спать он лёг совсем.
Нашёлся человек волшебный –
Рос не по дням, а по часам.
Азмун – великий богатырь тот.
Прошёл он горы, лес и поле,
Добрался до Охотских вод.
Он упросил Старца морского
отправить рыбу на Амур.
Старик подумал, рыбу дал,
Но он взамен гармошку взял.
И кунгакхеи спасла Амур.
Мы не забудем храбрость эту,
Прославлен наш Азмун по свету.
“ Всё для людей “- девиз богатыря,
И выбрал он его не зря!
Вывод. “ Всё для людей “- девиз богатыря, – вот оказывается, почему удалось совершить героический поступок Азмуну. И рядом с ним были и чайка, и нерпа, и братья Индига и Соломдига, и морской старик –все помогали Азмуну.
Итак, Д. Нагишкин создал оригинальные художественные произведения. В его сказках в живых конкретных образах противостоят друг другу добро и зло. Зло – это тот, кто нарушает вековечный закон тайги.
Вот мы и собрали по крупицам наказы и заветы наших предков:
люби природу, как жизнь свою, поделись куском с голодным, слабому помогай, уважай родителей своих, выполняй их наказы, дорожи отцом и матерью, выполняй дочерний долг, в беде спаси брата своего, будь смелым, имей сердце мужчины, будь трудолюбивым, не хвастайся, помоги народу своему, уважай традиции. ( На доске наказы народов Д.В.)
Неотвратимо наказание людям, которые несут зло. Изгнанные из рода, они превращаются в птиц.
И только пройдя через многие испытания, человек обретает душевный покой и гармонию.
К таким выводам мы пришли благодаря книге «Амурские сказки» Д. Нагишкина. Она хранилище народной мудрости и нравственных представлений о добре и зле народов Дальнего Востока.
Звучит нанайская мелодия