Конспект открытого занятия по валеологии в подготовительной логопедической группе
Интегрированное занятие: ознакомление с окружающим + валеология с региональным компонентом.
Тема: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»
Цель: Расширять представления детей о родном городе: о горах, его окружающих, о санаториях, об источниках, о растительности, о гербе.
Закреплять знания детей о том, что для жизни человека необходимы солнце, воздух и вода.
Обратить внимание на то, что вода бывает не только водопроводная и газированная, а еще родниковая и минеральная.
Научить детей на вкус определять разные виды воды.
Уточнить представления детей о том, что место нахождения человека и его здоровье тесно взаимосвязаны.
Формировать привычку к здоровому образу жизни.
Материал:
1. Видеофильм о городе (презентация).
2. Герб города
3. Картинки или фотографии с изображением детских и взрослых санаториев, санаториев «Матери и ребенка», «Крупская», «Салют», «Дубрава», «30 лет Победы», «Дубовая роща», «Тельмана» и другие.
- картинки или фотографии с изобилием гор:
«Бештау», «Развалка», «Медовая», «Кабанка».
- источников: «Славяновский», «Смирновский», «Лермонтовский».
- деревьев и кустарников: дуб, орех, клен, боярышник, ясен, граб…
- настольная лампа
- макет города
- плоскостное изображение города
- бутылка Славяновской или Смирновской воды, родниковая вода, теплая вода из источника, водопроводная вода, разовые стаканчики.
Предшествующая работа:
Рассматривание зданий санаториев, источников, памятников природы: пещера первобытного человека и пещера вечной мерзлоты, рассматривание деревьев и кустарников, растений луга, поля, лекарственных растений.
Взаимодействие с родителями:
Предложить родителям консультации и папки – передвижки на тему: «мой родной город».
Порекомендовать родителям совместно с детьми организовать прогулки в лечебный парк, городской парк, по улицам города, к памятникам архитектуры города, в лес. Попить вместе с детьми минеральную воду.
Сделать фото, рисунки, аппликации с детьми. Оформить стенгазеты, коллажи на тему: «мой любимый город».
Ход занятия.
- Ребята, я вам сейчас покажу небольшой видеофильм, а вы внимательно посмотрите, запомните, а потом расскажите о чем он.
- Показ фильма о городе
Беседа о просмотренном- О чем был фильм? (о нашем городе).
- Как называется наш город?
- Почему он так называется? (расположен у подножия горы Железной).
- какие горы, окружающие наш город вы знаете? (Бештау, Развалка, Железная, Медовая, Кабанка).
По мере ответов детей можно расположить фотографии гор вокруг плоскостного изображения города Железноводска.
- Что вы знаете о Гербе Железноводска? (рассматривание Герба Железноводска).
- Чем известен и славится наш город?
- Почему наш город называют городом курортом?
- Какие минеральные источники Вы знаете? (Славяновский, Смирновский, Лермонтовский).
По мере называния дети могут располагать фотографии с изображением источников на плоскостном изображении города.
- Как вы понимаете, что значит минеральная вода?
- Для чего нужна минеральная вода?
- Пользу или вред она приносит?
- Какие органы можно лечить минеральной водой?
- Чем вода в источниках отличается друг от друга? (вкусом, температурой воды, ее назначением: питье, ванна, ингаляции, орошения).
- Чьи родители работают в санаториях?
- Какие санатории расположены в городе? вы можете их назвать? (выставляем на плоскость изображения).
- Что такое санатории?
- Могут ли дети лечиться в нашем городе?
- Какие детские санатории вы знаете?
По мере называния прикрепляем картинки или фото с изображением санаториев на плоскостное изображение города.
- Почему детям понадобилось лечение в нашем городе?
- Какие детские заболевания органов можно лечить в детских санаториях?
- Что нужно делать для того чтобы органы были всегда здоровы?
- Чем еще богат наш город? (деревьями, кустарниками, цветами, лечебными травами).
- Какие деревья и кустарники растут на территории нашего города? (выкладываем на плоскостное изображение).
- Какой воздух в нашем городе?
- Почему? (много растительности, нет промышленных предприятий).
- Ребята, как вы думаете, может ли человек долгое время обходиться без воздуха?
- Давайте проверим. Глубоко вдохните, зажмите нос рукой и задержите дыхание.
- Что получилось?
- Какой вывод мы можем сделать? (без воздуха человек не может прожить).
- А сможет ли человек жить, если воздух будет загрязнен? Почему?
- Вы знаете, какую роль в жизни человека играет солнце?
- Посмотрите, у меня на столе стоит настольная лампа! Давайте предположим, что это солнце. Протяните руки к лампе, а я включу ее. Что вы чувствуете? (тепло).
Значит, солнце дает человеку что? (тепло).
- Сейчас я выключу лампу. Светлее или темнее стало в группе? О чем это говорит? (солнце дает свет).
- Какой вывод мы можем сделать? (солнце необходимо для жизни, потому что оно дает свет и тепло).
- Ребята, Вы помните как правильно проводить выходные дни?
- Какие места на свежем воздухе в нашем городе вы порекомендовали бы посетить гостям города? (лечебный и городской парк, посещение горы железной, пещеры вечной мерзлоты и др.).
- Что дают прогулки на свежем воздухе нашему организму? (много кислорода, энергии, развивают мышцы, укрепляют кости, создают радостное настроение).
- Ребята, какое значение в жизни человека имеет вода?
- Какое время человек может обходиться без воды?
- Можно ли в больших количествах пить минеральную воду?
- Кто может и должен сказать, какую минеральную воду и в каких количествах можно пить и как часто? (врач).
- Кто ни будь из вас принимал минеральные ванны? (купался в минеральной воде)?
- Что вы чувствовали после их приема?
- Ребята, я предлагаю вам подойти к столу. (на столе стоят бутылки с разной водой).
- Как вы думаете, вся ли вода одинаковая на вкус?
- Сейчас мы проверим. Я налью вам в стаканчики по одному глотку воды, вы не спеша будете пить воду и почувствуете, одинаковая ли она на вкус.
Предлагаю детям газированную минеральную воду.
- Что это за вода? Как вы догадались, что она минеральная?
- Для чего ее разливают в бутылки?
- Кто это делает?
- Для каких целей ее используют?
За тем предлагаю рассмотреть газированную воду.
- Какого цвета она?
- Чистая или грязная?
- Теплая или холодная?
- Имеет ли запах?
- Какой вкус?
- Что это за пузырьки?
Запомнили вкус этой воды.
Затем по такой же схеме предлагаю детям попробовать теплую воду из источника. Затем пробуем водопроводную воду. В конце предлагаю попробовать родниковую воду. Напоминаю детям о том, что такое родниковая вода и о том, что на территории нашего города находятся два родника: Верхний и Нижний кумыс.
- Ребята, какой вывод мы можем сделать? (вода бывает разной на вкус, но у нее одно назначение. Она нужна для жизни человека).- Как вы думаете, зависит ли здоровье человека от места, в котором он живет?
- Почему так много людей приезжают именно в наш город?
- Что мы можем сделать для того, чтобы наш город стал еще лучше? (охранять природу, быть доброжелательными по отношению к другим людям, соблюдать чистоту…).
- Что мы можем посоветовать взрослым и детям нашего города и приезжающим к нам отдыхающим? (вести здоровый образ жизни: не пить, не курить, проводить больше времени на свежем воздухе, заниматься физкультурой и спортом, много ходить пешком, есть овощи и фрукты, пить минеральную воду, радоваться жизни, находить новых друзей).
- И так, ребята, давайте подведем итог нашего занятия.
- Чтобы быть здоровым, умным, добрым, радостным надо? (жить в родном городе, охранять природу и помнить, что без воды, воздуха и солнца жить просто невозможно…).
Чтобы солнышко блистало,
Чтобы выше небо стало,
Чтобы громче птицы пели,
И слышны были капели.
Нужно помнить всем, всегда:
Солнце, воздух и вода –
Наши верные друзья!