Конспект урока по окружающему миру на тему Как живут растения?
Общеобразовательная школа I – III ступеней №62 г. Донецка
Окружающий мир. 1 класс.
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Басова Е.А.
2015 г.
Тема. Как живут растения?
Педагогическая цель
Познакомить с особенностями растений, характеризующими их как живое существо; с условиями, необходимыми для жизни растений; показать основные приемы ухода за комнатными растениями.
Планируемый результат
Дети научатся выделять свойства растений, которые позволяют отнести их к живым существам; определять условия для жизни растений; освоят приемы ухода за комнатными растениями.
Формирование УУД
- Личностные: демонстрировать адекватную мотивацию к учебной деятельности; оценку усваиваемого содержания.
- Регулятивные: определять и формулировать тему и цель на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимать оценки учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненной работе; умение осуществлять контроль и самопроверку с доски (контрольного листа).
- Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; уметь работать в группе; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.
- Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Оборудование: предметные картинки, компьютерная презентация, лист самоконтроля.
Лист самоконтроля
Настроение
1 задание.
Работа в группах.
Свойства растений.
2 задание.
Полив растений
3 задание.
Пословица.
Охранять
охранять
Родину!
природу –
значит
Восстанови пословицу.
Настроение
Ход урока
Организационный момент.
Слово учителя.
Интересный есть предмет,
С ним узнаем целый свет.
О животных, о природе,
О воде и небосводе.
Дети.
Изучаем мы пустыни,
Степи и леса густые,
Кто живёт в норе глубокой,
Кто в гнезде в сосне высокой.
Чтобы жить с природой дружно,
Всё мы выучим как нужно.
Важнее без сомненья нет предмета -
Окружающий мир - урок этот.
Слово дежурного. В течение недели наблюдалась пасмурная погода. Температура воздуха +5, -5, ветер менял своё направление, в основном был сильным, холодным, порывистым, осадки выпадали в виде снега, на дрогах был гололёд, погода соответствует данному времени года.
Какое настроение у вас в начале урока? Нарисуйте «солнышко» или «облачко» в Листе самоконтроля.
Определение темы, цели на уроке.
Кроссворд «Растения»
Посмотрите, какие картинки нам принёс Муравьишка, предположите, какая тема урока? Давайте разгадаем кроссворд и определим тему нашего сегодняшнего урока.
1. Не огонь, а жжется. Крапива.
2. Красненькая матрешка, беленько сердечко. Малина.
3. Что за дерево стоит - Ветра нет, а лист дрожит. Осина.
4. Последняя улыбка осени. Звезда на клумбе Астра.
5. Не заботясь о погоде
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей. Берёза
6. Тонет куст в цветах махровых,
Словно в облачках лиловых.
В яркий теплый майский день
Глаз наш радует... Сирень
7. С моего цветка берет Пчелка самый вкусный мед. Липа.
8. Платье потеряла, Красные пуговки остались. Рябина.
Ключевое слово: растения.
Подготовленный ученик. Рубрика «Это интересно».
Нет на Земле места, где бы ни росли растения. Их количество настолько велико, что трудно перечислить все названия. Насчитывается более 500 тыс. видов растений, которые отличаются и формой, и размером, и окраской. Растения встречаются повсюду: на равнинах и высоко в горах, на болотах и в пустынях, на дне водоёмов и на полях, на лугах, в садах и огородах. Одни растения широко распространены, а другие встречаются редко. Некоторые исчезли давно, а другие столь редки, что их можно встретить только в ботанических садах и оранжереях, заказниках, национальных заповедниках и парках.
Игра «Микрофон».
Какова же роль растений в жизни человека?
Растения дарят нам радость, украшают жизнь. Из растений получают крупы, из которых мы варим каши, а также соки, лекарства и ещё многое- многое другое. Растения – кладовая витаминов. Овощи, зелень (петрушка, укроп), фрукты богаты витамином С, а хлебные злаки - витамином В. Всем живым существам, в том числе и человеку, необходим для дыхания кислород. Кислород в атмосферу выделяют растения. Именно благодаря растениям содержание кислорода в воздухе почти не меняется. А знаете ли вы, что: одно дерево выделяет кислород необходимый для дыхания 3-х человек. Кроме того, растения, как пылесосы, очищают воздух от пыли и различных газов.
На какие группы можно разделить растения?
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Травянистые растения, кустарники, деревья.
У деревьев имеется основной центральный стебель (ствол), от которого растут ветви; в отличие от них у кустов главного ствола нет. Вместо него имеется множество ветвей, растущих под разными углами к земле.
Назовите, какие части растений вы знаете?
Части растения – это корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами.
III. Формирование новых учебных понятий, умений, навыков.
Слово учителя с элементами беседы.
На доске было растение, но ветер ворвался в класс, и оно распалось на части. Давайте его соберём, называя какую роль в жизни растения играет каждая его часть.
Корень – удерживает растение в земле, всасывает воду и минеральные соли; Стебель – «транспортная артерия»;
Лист – «фабрика пищи»;
Цветок – обеспечивает появление следующего поколения;
Плод с семенами
Собери растение. Работа в группах.
На партах растение надо собрать по частям и приклеить на лист. (Мак, дуб, яблоня, каштан, шиповник.).
Как называется растение, которое собрали? (мак)
Представьте, что коробочка с семенами лопнула. Что произойдет дальше? (Вырастет новое растение).
К какой группе растений относится?
Как же на свет появляются растения?
Постановка учебной задачи.
Слово учителя. Сегодня на уроке я предлагаю вам стать исследователями. Это значит надо внимательно слушать, думать, размышлять, вспоминать, высказываться, и тогда выполним все поставленные задачи.
Как называется то, что не создано руками человека?
Какая природа бывает?
Чем отличаются живая и неживая природа?
К какой группе относятся растения?
Цель исследования: Изучить особенности растений и выявить их свойства.
Результаты поставленных опытов.
Мы сегодня рассмотрим результаты нашего долгосрочного опыта.
-В один горшочек мы посадили семечко, в другой закапали маленький камешек. Что произошло в разных горшочках? (В одном выросло растение, в другом ничего не выросло)
- Одно растение поливали, другое нет. Что произошло? (То растение, которое поливали, росло - значит, растение питается)
-Лист одного из растений мы намазали вазелином и он погиб. Почему, как вы думаете? (Листья - это органы дыхания, мы замазали поры и лист погиб) Чтобы увидеть носики растений, нужно посмотреть в микроскоп. Лист похож на решето с маленькими дырочками. Это и есть носики растений – устьице. Носики как форточка, то открываются, то закрываются. Жарко на улице – форточки закрыты, прохладно – широко открыты. Через устьица в лист проходит наружный воздух.
- Если растение поставить на подоконник, то через время заметим, что все его стебли, листики направлены к свету, в окошко. (Значит, растение может двигаться)
-Если мы продолжим наблюдать за растениями, то чего мы можем дождаться дальше? (цветы и плоды) А в плодах находятся семена. А семена нужны для чего? (Чтобы растение могло размножаться)
- Если у растения плохие условия для жизни, то оно погибает. (Растение погибнет)
К какой группе относятся растения?
Составление кластера.
5. Работа с учебником с. 70-71.
Отгадайте загадку: В золотой клубочек спрятался дубочек.
- Как называется плод дуба? (желудь) (с. 70)
-Какое растение видите?
- С чего начинается жизнь дуба?
- Расскажите, что произошло, после того, как желудь упал на землю?
- Назовите этапы жизни дерева. (растёт, даёт потомство и умирает)
- Сравните жизненный путь цветка и дерева.
(Жизненный путь похож, только у цветка он занимает один год, а у дерева несколько лет. Дерево каждый год даёт семена).
- Скажите, какой же жизненный путь проходят все растения? (Растение живое. Растёт, дышит, приносит потомство, двигается. Умирает.)
- Мы доказали, что растение живое существо. Тогда возникает вопрос: а что ему необходимо для жизни? Рассмотрите рисунки и ответьте на вопросы. (с. 71)
- Сделайте вывод о том, что необходимо растениям для жизни.
- А еще растениям нужно бережное отношение со стороны человека.
Вывод: В процессе роста растение изменяется (развивается) и можно наблюдать последовательность появления разных его частей.
Обобщение: Растение растёт, развивается, питается, дышит, размножается, двигается, обладает способностью восстанавливаться.
Мы доказали, что растение живое существо. А что же ему необходимо для жизни?
Совпало ли ваше мнение с мнением Черепахи? Прочитаем на стр. 71.
IV. Физкультминутка.
Знают люди, что зима
Снова в гости к нам пришла!
Посмотри вокруг: природа
Душу радует народа.
Все снег белый укрывает,
И вокруг все засыпает.
Спят под снегом тополя,
Спят озимые поля,
Спят березки у окошка,
На ёлке тёплая одёжка.
Красота кругом такая!
Не видать конца и края
Снегу белому вокруг.
Только ты не спи, мой друг!
V. Закрепление изученного материала.
Основные приемы ухода за комнатными растениями
- Все живое требует ухода. Наши цветы тоже любят, когда за ними ухаживают. Как нужно ухаживать за комнатными растениями?
Поливать цветы лучше из лейки. Можно лить воду прямо в горшочек, а можно – в поддон. Вода не должна быть холодной или горячей. Лучше отстоявшейся водой комнатной температуры 1-2 раза в неделю.
Чтобы вода проходила к корешкам растения, не застаивалась, цветы следует рыхлить.
Любят цветы и водные процедуры. Если листья гладкие, то их можно протереть гладкой тряпочкой. А если лист ворсистый, то лучше стряхнуть пыль кисточкой. Многие цветы очень любят опрыскивание.
Одни растения любят много света, другие – нет. Поэтому они и в комнате располагаются по-разному: одни на подоконнике, другие подальше от окна.
Кто у вас дома ухаживает за комнатными растениями?
Какой полив на картинке правильный? Выполни задание в Листе самоконтроля.
Мы путешествуем по нашей чудесной и вечно молодой земле; удивляемся разнообразию жизни в океане и в пустыне, в тайге и высоко в горах. Мы становимся добрее, мудрее, духовно богаче.
Давайте узнаем, о чём думают растения?
Сценка «О чём думают растения».
Солнышко:
Здравствуйте, мои дорогие.
Я – солнышко, золотое донышко. Ярко в небе я сияю, всех любовью согреваю.
Вот растут чудесные цветы,
Они вам расскажут про свои мечты.
Цветок 1. Я – куст розы.
Дождик меня водичкой поил,
Чтоб я рос и набирался сил.
Я не хочу, чтоб меня люди сорвали
Или случайно ногой затоптали.
Цветок 2. Я - роза. Ветки деревьев вы не ломайте!
И для букетов цветы не срывайте!
А для того, чтоб планета цвела,
Давайте растения сажать, друзья.
Цветок 3. Ёлки на праздник вы не рубите,
Лучше искусственную нарядите!
Растения – живые, все это знают,
Они растут, размножаются и умирают.
Работа с пословицей.
Охранять природу – значит охранять Родину!
Слово учителя. Мы с вами люди! А человек многое может! Он может быть её лекарем, верным сыном, умножающим, а не расхищающим богатства своего дома. Помните, что растения, растущие в лесу, в саду, живые. Они растут, приносят потомство, умирают. И жить они хотят как можно дольше, принося нам радость созерцания красоты.
VII. Рефлексия
Лист самооценки. Нарисуй, какое настроение у тебя в конце урока.
Игра «Мудрая сова». Карточки на доске:
Я узнал
Я научился
Мне понравилось
деревья
травы
Один ствол,
Растущий прямо
Несколько тонких стволов
Сочный стебель
хвойные
лиственные
кустарники
Тема. Как живут растения?Times New Roman