Урок познания мира на тему Сколько лет живут растения (3 класс)
Средняя общеобразовательная школа № 39
инновационного типа с гимназическими классами
Открытый урок
Познание мира
3 класс
Тема: «Сколько лет живут растения»
(по технологии «Step by Step» с применением ИКТ)
Составила:
Трушакова Е. В.,
Павлодар, 2015 год
Урок познания мира, 3 класс.
Учитель Трушакова Е. В., учитель информатики Литвинова О. В.
Тема: Сколько лет живут растения.
(Урок по центрам активности с использованием ИКТ))
Цели:
Создать условия для развития познавательных способностей, познавательного интереса через организацию самостоятельной учебной деятельности в центрах активности. Сформировать представления о возрасте растений, углублять знания о их многообразии.
Развивать речь, мышление, внимание, кругозор.
Воспитывать коммуникативные отношения при работе в группе, паре. Через содержание урока содействовать воспитанию бережного отношения к природе.
Ход урока:
Работа в парах
Звуковой фон.
Схема на экране и на компьютере.
Работа в паре. Звуковой фон.
Цель на экране.
Отгаданное растение появляется на экране.
Задача на экран
Стихотворение на экране.
ключ
Организация учащихся.
- Поприветствуйте гостей, улыбнитесь друг другу.
Урок познания мира. Запишите свое имя в маршрутном листе.
Желаю удачи.
Актуализация знаний. Ситуация успеха.
Проверить наши знания поможет тест. Для работы с тестом щелкните мышкой. (на экране появятся 4 картинки, по ним составляется предложение: «Растения – зеленая одежда Земли»).
- Объясните, как вы понимаете это выражение?
- Наденьте наушники и сравните свои высказывания с выводом диктора.
- «Действительно, на Земле почти повсюду есть растения. Они образуют леса, луга, поля, степи. Растения мы видим в парках, садах, на улицах городов и сел.
Зеленый наряд делает нашу планету удивительно красивой.
Сегодня на уроке мы узнаем сколько лет живут растения».
На экране появляется тема урока:
«Сколько лет живут растения».
Работа по схеме «Развитие фасоли и семени»
- Перед вами схема развития проростка фасоли.
- Расскажите в паре, как развивается растение из семени.
- Сколько лет живет это растение? (1 год)
Наденьте наушники и прослушайте высказывание.
«Фасоль – это однолетнее растение, потому что они, прорастая из семени, в течение года дает новые семена и затем прекращает свое существование.
- Какие однолетние растения вы знаете? (поле: кукуруза, пшеница, овес, проса, ячмень, подсолнечник; дача: редис, огурцы, тыква)
- Сколько лет могут жить растения.
- У нас возникли вопросы, на которые мы будем искать ответы.
- Для более точного представления мы познакомимся с новым материалом.
- Сформулируйте цель урока.
Цель: Познакомиться с многообразием растительного мира и возрастом растений.
4. Работа в центрах активности.
- Работать сегодня мы будем в центрах активности. Центр науки, математики, центр развития речи.
- Пройдите в центры.
Выберите спикера в группе. В маршрутном листе указан путь по центрам.
( см. приложение 1)
5. Презентация.
Ребята, работавшие в центре науки, сейчас прочитают названия растений. По описанию догадайтесь, о каком растении идет речь.
В центре математики ребята решали интересные задачи.
- Что нового вы узнали?
(Узнали, что мох ягель будет восстанавливаться 30 лет, если по нему пройдет человек, и 100 лет после проезда по нему гусеничной машины. Узнали, что лишайники живут до 70 лет. Секвойя живет 4000 лет или 40 веков, дуб 10веков, липа 800 лет, ель 400 лет, а тополь 1 век.)
А сколько же дней живет цветок лотоса?
В центре развития речи перечислите одно-, дву-, многолетние растения.
(однолетние: пшеница, кукуруза, фасоль, подсолнечник, редис;
двулетние: капуста, морковь, свекла, петрушка, сельдерей;
многолетние: дуб, секвойя, береза, акация, ферула, земляника, ландыш, одуванчик)
Какие сравнения «человек – растение» вы подобрали?
(строен как тополь, кудрявый как береза, могуч как дуб, цветет и пахнет как роза, расцвели как розы, плачет как ива, божий одуванчик, бледный как поганка, горек как полынь, красив как маков цвет ).
6. Итог урока.
- Сколько лет живут растения?
- Какое задание вызвало интерес?
- Встретились ли трудности на уроке?
7. Выход на новую тему.
Ребята, прочтите стихотворение и попробуйте догадаться, о чем мы будем говорить на следующем уроке?
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это,
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето
Откровенья цветов луговых
Нами понятно было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И безумно, безжалостно рвали.
В нас молчало безумное: «Стой!»
Нам казалось, все мало, все мало.
А потом в толчее городской
Мы охапки тащили устало.
И не видели, как из-под нас
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обреченно глядел василек,
Безнадежно гвоздики глядели:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы –
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
8. Оцените свою работу на уроке.
Поднимите руки те, у кого получился такой цветок.
- Эти ребята справились со всеми заданиями на уроке. Они за урок получают «5».
-У кого в цветке 1 или 2 детали остались не закрашены ? Эти ребята получают «4».
9. Д/задание определите по маршрутному листу.
Спасибо за урок!!! (приложение 3)
Приложение 1
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ
ЖЕЛАЮ УДАЧИ В РАБОТЕ!
ИМЯ ________________________________________________
ЦЕНТР «НАУКИ»
Составь рассказ
______________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
2. Меня удивило: ______________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЦЕНТР «МАТЕМАТИКИ»
* 4. Составь задачу или схему. Выполни ее решение. ______________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Хотел бы узнать_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.
Однолетние
Двулетние
Многолетние
Запиши сравнения__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 2
ЦЕНТР НАУКИ
Рассмотреть гербарии растений.
Составить (на выбор) описание растения по плану:
- Как называется растение?
- Определи к какой группе относится растение (деревья, кустарники, травы; культурное или дикорастущее; лечебное, ядовитое)
- Определи вид растения (влаголюбивое, засухоустойчивое, теплолюбивое, холодостойкое, светолюбивое, теневыносливое)
- Определи продолжительность жизни (однолетнее, двулетнее, многолетнее)
ВНИМАНИЕ! Если затрудняешься ответить на вопрос, обратись в «Информационное бюро»
- Вспомни, где ты видел это растение в природе: на лугу, в поле, в лесу, в водоеме, в огороде?
- Где и как его использует человек?
3. Расскажи о растении в группе. Выберите лучший рассказ.
4* Прочитай текст «Это интересно знать». Поделись своими мыслями в группе. Запиши в маршрутный лист «Что тебя удивило»
5. Оцени свою работу в маршрутном листе.
ЦЕНТР МАТЕМАТИКИ
Реши задачи
Вырази в единицах времени
Проверь свою работу по ключу
4* Придумай свою задачу, используя данные: лиственница живет 400-500 лет, лишайник до 70 лет.
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Прочитать текст «Сколько лет живут растения» стр 82-84, отмечая «+» то, что вам известно и «-«, то что для вас ново.
Запиши в маршрутном листе «Что хотел бы еще узнать по этой теме?»
Ответь на вопросы в паре. Если затрудняешься ответить на вопросы 2 и 3 обратись в «Информационное бюро».
Выпиши из текста названия однолетних, двулетних и многолетних растений.
Проверь свою работу в группе.
6 * Человек – часть Природы. Жизнь человека неразрывно связана с жизнью растений. Поэтому не случайно человека сравнивают с растениями. Приведи примеры таких сравнений. (Например, Строен как тополь; кудрявый как береза )
7. Оцени свою работу.
Приложение 3
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Учебник стр 82-85, прочитать, подготовить пересказ
Разгадать кроссворд
Вдоль дорог, вдоль тропинок встречается это растение. Будто специально растет там, чтобы помочь, если надо путешественнику, натершему ногу, поранившему руку.
Из травы смотрит веселый фиолетовый глазок. Значит, будет хорошая погода. Перед дождем этот цветок обязательно закроется.
Сегодня полянка золотисто-желтая от цветов, завтра – белопушистая. Желтые цветы превращаются в белые «головки», а с головок слетают легкие пушинки.
На изломе стебля этого растения выступает оранжевый сок. Когда-то верили, что этим соком можно сводить бородавки. Это свойство дало название растению.
С запахом этого растения знаком даже тот, кто никогда не бывал в лесу. Ведь у некоторых конфет такой приятный вкус и запах именно благодаря этому растению.
Дерево с большими, красиво вырезанными листьями можно было бы назвать «музыкальным» - из его древесины изготавливают музыкальные инструменты.
Ветки этого кустарника покрыты острыми и твердыми колючками.
Весной в лесу на этом дереве загораются маленькие красные и синие «лампочки». Это почки дерева. А под Новый год на этих деревьях вспыхивают гирлянды настоящих лампочек.
Составить викторину «Узнай растения» или подобрать загадки об однолетних, двулетних и многолетних растениях
Приложение 4
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 141513 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 141513 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 141513 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
15