Конспект внеурочного занятия по окружающему миру на тему Природа(2класс)
Заичкина Елена Петровна 2014--2015 уч. год
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №72 г. Тюмени
Брейн-ринг
по окружающему миру
Тема: Природа (Обобщение).
Цель занятия: обобщение знаний младших школьников по теме.
Задачи занятия:
1. Регулятивные УУД:
- формировать умение концентрировать внимание; развитие и тренировка логического мышления, памяти, внимания;
-формировать умение контролировать и корректировать свою деятельность, выполнять задания.
2. Познавательные УУД:
расширение кругозора обучающихся; ориентироваться в предложенном материале, находить нужную информацию, оценивать правильность выполнения задания; формировать умение анализировать, находить и обобщать информацию, делать выводы.
3. Коммуникативные УУД:
- формировать умение работать в группе, в паре;
-продолжать развивать у учащихся умение вести диалог с учителем;
-формировать умение работать в паре, находить общее решение;
-умение аргументировать своё предложение;
-формировать умение представлять результат своей деятельности и результат деятельности группы;
- развивать познавательную мотивацию к обучению;
- формировать чувство уважения к товарищу.
4. Личностные:
- воспитание чувства любви и уважения к окружающему миру;
-формирование у детей экологического сознания.
- развивать положительное отношение учащихся к изучению окружающего мира; -развивать интерес к различным видам решения поставленной учебной задачи и к расширению знаний.
В игре принимают участие 3 команды по 6 человек
Командам заранее дается домашнее задание: выбрать капитана, продумать название, эмблему, девиз, подготовить представление команды.
Место проведения – каб. № 101
Ведущий:
- Здравствуйте, уважаемые гости!
Здравствуйте, уважаемые участники нашего брейн-ринга!
Что же означают слова Брейн и Ринг? ( С английского БРЕЙН – (мозг), РИНГ – ПЛОЩАДКА ДЛЯ СОРЕВНОВАНИЯ (круг)).
Сегодня в интеллектуальной игре участвуют ребята из 2 «В» класса, которые в честном поединке продемонстрируют свои умения, знания, смекалку и эрудицию по окружающему миру.
Итак, команды, вам слово.
Чтецы из команд:
1.
В школу ходим мы не зря,
Без наук никак нельзя!
2.
В жизнь неграмотным войдёшь –
За минуту пропадёшь!
3.
Чтоб ошибок избежать,
Ум свой надо развивать.
4.
А в игре проверить можно –
Просто будет или сложно.
5.
Один за всех в ответе.
И все за одного!
6.
Хотим всё знать на свете!
Не страшно ничего!
Ведущий:
Победителей игры определит компетентное жюри в составе 5 человек.
Представление жюри
Напоминаю правила игры:
1. На обсуждение вопроса даётся 60 секунд.
2. До истечения этого времени команда должна найти ответ, а капитан – поднять карточку с номером или руку.
3. Капитан решает вопрос о том, кто будет отвечать.
4. Если команда даёт неправильный ответ, у других команд есть некоторое время для обсуждения.
Начинаем нашу игру.
Раунд 1. "Домашнее задание"
Капитаны команд представляют участников, рассказывают о названии, эмблеме и т. д.
Ведущий:
Итак, друзья, продолжаем программу.
Вопросов у нас большой запас!
А для кого они? Для вас!
Раунд 2.: « Вопросы на сообразительность.»
Каждой команде по очереди предлагается ответить на вопросы, за правильный ответ команда получает 1 балл, время на раздумывание 30 секунд.
№
Вопросы
Ответы
1
Детёныш собаки
Щенок
2
Фрукты и ягоды, сваренные в сахарном сиропе
Варенье
3
Сильная метель, снежная буря
Вьюга
1
Детёныш лошади
Жеребёнок
2
Детёныш овечки
Ягнёнок
3
Что общего у винтовки и дерева?
Ствол
1
Каким гребешком не расчешешь волосы?
Петушиным
2
Цапля, стоящая на одной ноге весит 10 кг. Сколько весит цапля, стоящая на двух ногах?
10 кг
3
Какое дерево является символом России?
Берёза
1
Какая собака стала кинозвездой ОРТ?
Филя
2
Какой гриб для людей ядовит, а зверям целебен? Самые ярко-красные мухоморы служат лекарством для лосей и оленей.
Мухомор
3
Бывает русак, бывает беляк
Заяц
1
Как называется подземная часть растения?
Корень
2
Назовите двух птиц, которые не летают
( Пингвин не летает, потому что живёт главным образом в воде, крылья больше напоминают ласты. Страус слишком большой и тяжёлый.)
Пингвин, страус
3
Назовите самое глубокое озеро на земле
(одно из древнейших озер планеты и самое глубокое озеро в мире. Байкал входит в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Его средняя глубина около 730 метров, максимальная – 1637 метров. В 1996 году Байкал был внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО)
Байкал
Ведущий:
«Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь.»
- О каких 3 храмах говорится в стихотворении?
- Что говориться о храме природы?
Славяне пытались предсказать события, опираясь на знамения, приметы, которые они отмечали в окружающем мире (в природе, поведении животных и птиц, следствиях человеческих поступков и действий). Прошло немало времени, но приметы остаются актуальными и сейчас. И даже несмотря на достижения науки, они влияют на нашу жизнь.
3 раунд: "Собери приметы"
Командам выдаются конверты с разрезанными на части фразами (народными приметами). В каждом конверте содержится по три или четыре народные приметы. Участники должны быстро и правильно собрать из разрезанных частей фразу (народную примету), записать ее на листочке бумаги и передать членам жюри.
Народные приметы:
В августе до обеда – лето, после обеда – осень.
Птицы низко летают – к дождю.
Много ягод к холодной зиме.
Зацвела рябина – наступит тепло.
Если пчелы роем гудят на цветущей рябине – завтра будет ясный день.
Появились опята – лето кончилось.
Поздний гриб – поздний снег.
Появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме.
В ноябре снегу надует – хлеба прибудет.
В феврале иней на деревьях к морозам, туман – к оттепели.
Синие облака в апреле – к теплу и дождю.
В апреле вечерняя заря багрово-красная – к ветру и осадкам.
Май холодный – год хлебородный.
Увидел скворца – значит весна у крыльца.
Дуб перед ясенем лист пустил – к сухому лету.
Викторина для болельщиков
Болельщик, ответивший правильно на вопрос, добавляет 1балл своей команде.
№
Вопрос
Ответ
1
это звезда или планета?
Звезда
2
Лиственница - это лиственное дерево или хвойное? Лиственница-хвойное растение. Называется так, потому что оно сбрасывает хвою зимой, а не оставляет как другие хвойные растения, а лиственные растения сбрасывают листья на зиму, как и лиственница!
Хвойное
3
Какой зверь спит всю жизнь вниз головой?
Летучая мышь
4
Какой признак характерен для всех рыб?
Чешуя.
5
Какой признак характерен для всех птиц?
Перья.
6
Как называется прибор для измерения температуры воздуха?
Термометр.
Физминутка
Раунд 4 «Художественный».
Нарисовать животное, состоящее из частей тел разных животных.
Для болельщиков:
Игра «Прилетели птицы».
- Сейчас мы отдохнем и поиграем в игру «Прилетели птицы». Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать, начинаем! Будьте внимательны! Поднимаем крылья, полетели!
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи (Дети хлопают.)
- Что неправильно? (Мухи.) Почему? (Мухи – это насекомые.)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны (Дети хлопают.)
- Начинаем снова: Прилетели птицы:
Голуби, куницы
Если дети не обращают внимания на куниц, учитель говорит: «Счет один-ноль в мою пользу. Куницы – это зверьки».
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки (Дети хлопают.)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы-сплюшки,
Лебеди, скворцы
Все мы молодцы!
5 раунд: . «Почтовый ящик».
- Ребята, на наш адрес пришло 3 письма. Прочитайте их и скажите, кто автор этих писем.
( Командам раздаются карточки)
Питаются эти животные корой деревьев, в основном осиной, поэтому своими острыми и крепкими зубами валят деревья, оставляя пеньки. Являются водными животными и хорошо чувствуют себя только в воде. Там, где берег высокий, они живут прямо в норах. А там, где берег низкий, эти животные из веток и сучков с помощью глины, ила строят шалаши или хатки. Выход из домика или норы делают под водой. Так безопаснее. Но иногда речка, на которой они селятся, мелеет. И чтобы выход из норы находился под водой, они строят плотину. Как называется этот зверь?
Ответ: это бобр.
«Я – небольшой зверек с большим пушистым хвостом, на зиму надеваю шубку. Гнездо строю в развилках веток или дуплах деревьев, стенки гнезда выстилаю мхом. К зиме делаю припасы, питаюсь орехами, грибами, которые насушила летом и осенью. Догадались, кто я?»
Ответ: Белка.
«Я – сильный умный хищник, моей добычей становятся не только зайцы, но и крупные звери – кабан, лось. Обычно мы охотимся небольшими стаями. Моя морда выразительная, богата мимикой. Размером я с крупную овчарку. Кто же я?»
Ответ: Волк.
Для болельщиков: -
1. Когда люди ссорятся, они иногда грозят показать обидчику «где раки зимуют». Где зимуют раки?(В норах, под водой)
2. Какое растение в России называют вторым хлебом?(Картофель. В России картофель издревле называли вторым хлебом, как только Петр I приучил наш народ к этому заморскому корнеплоду. И как оказалось, завезя картофель, в страну русский Император очень помог своему народу. В голодные и неурожайные годы в деревнях картошка становилась основным, а иногда и единственным продуктом питания. )
3.Как называется место, где редкие животные не боятся охотников? (Заповедники,заказники,зоопарки).Есть ли они в нашей области?
Раунд6 «Шифровальщик».
- Расшифруйте названия животных, написанные на доске. Распределите их по группам.
1 команда
ЗОКА УЩКА
Ответы: коза (животное),
щука (рыба),
2 команда
КАБЕЛ СОАВ
Ответы: белка (животное),
сова (птица),
3 команда
РАСЬАК БАОБЧАК
карась (рыба) бабочка (насекомое).
Для болельщиков:
1. Кто зимой, забыв тревоги,
Крепко спит в своей берлоге. (Медведь.)
2. Какая коняшка
Ходит в тельняшке? (Зебра.)
3. С длинной шеею своей
Стал он выше всех зверей. (Жираф.)
4. Он огромен, полосат,
А вообще-то кошке брат. (Тигр.)
5. Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц.)
6. Меня по хоботу, ушам
Легко узнать и малышам. (Слон.)
7 раунд. "Мы – экологи"
Ребятам предлагается вспомнить, какие законы охраны природы они знают. Пусть участники команд постараются за пять минут вспомнить как можно больше заповедей юных любителей природы. Участники команд записывают на листе бумаги заповеди юных любителей природы и отдают их членам жюри.
Примерные ответы:
Не рвать дикорастущие растения.
Не вырубать и не ломать деревья и кустарники.
Не сбивать ногами, не трогать несъедобные грибы, они нужны диким животным.
Не шуметь в лесу и не тревожить его обитателей.
Не разжигать в лесу костры.
Не оставлять в лесу бытовой мусор.
Не трогать гнезда птиц и птичьи яйца.
Не уносить из леса диких животных.
Для болельщиков: Болельщик, ответивший правильно на вопрос, добавляет 1балл своей команде.(работа в парах)
-Записать правила друзей природы
- Ребята, наша жизнь тесно связана с природой. И долг каждого человека – беречь природу.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни! В.Берестов.
Музыкальная пауза
А пока жюри подводит итоги я объявляю «Музыкальную паузу»
МЫ ХОТИМ, ЧТОБ ПТИЦЫ ПЕЛИМы, хотим, чтоб птицы пели, чтоб вокруг леса шумели,Чтобы были голубыми небеса. Чтобы речка серебрилась, чтобы бабочка резвиласьИ на ягодах сверкала хрусталем роса.Мы хотим, чтоб солнце грело, и березка зеленела,И под ёлкой жил смешной колючий ёж,Чтобы белочка скакала, чтобы радуга сверкала,Чтобы летом лил веселый золотистый дождь.Мы хотим, чтоб на планете были счастливы все дети.Ах, как хочется со всеми нам дружить!Будем в школах мы учиться, будем к звездам мы стремитьсяИ сады в краю любимом будем мы растить!
Рефлексия. Подведение итогов.
- Вам понравилась игра?
- Что вам помогало выполнять задания? (Знания о живой и неживой природе, животных, растениях, о сезонных изменениях в природе, дружная работа команд, находчивость, сообразительность.)
Жюри объявляет итоги игры.
13PAGE 15
13PAGE 14215
15