Конспект урока по окружающему миру. 4 класс УМК «Планета знаний». тема Горы


Конспект урока

Окружающий мир. 4 класс УМК «Планета знаний».

(урок – эвристическая беседа)
Является вариантом частично - поискового метода,
содержит серию вопросов, ответы на которые служат
этапами на пути решения проблемы.)



Цели:

I. Учебная:
* продолжить формирование представлений о формах поверхностей
* познакомить учащихся с особенностями и природой гор
*объяснить причины их возникновения,
* научить находить горы на карте.
* развивать познавательные процессы ( восприятие, осмысление, запоминание, обобщение)
II. Развивающие:
* формировать умения сравнивать, формулировать выводы
* развивать навык умения учащихся работы в группах
* формировать самостоятельную познавательную деятельность

III. Общеучебные:
* воспитывать внимание и любознательность;
*учить работать в коллективе; распределять работу, договариваться, получать общий результат;
*формирование навыков самостоятельной индивидуальной работы: самопроверки, взаимоконтроля;
* добиться высказывания своих взглядов и суждений
* формировать восприятие красоты окружающего мира
* формировать умения добиться высказывания своих взглядов и суждений





Оборудование: учебники, рабочая тетрадь, карта полушарий, мультимедийная презентация, памятка работы в группе, ключевые слова к уроку, карточки
«Проверь себя».






.




Этапы урока
Примечания

I.
Актуализация знаний.
- Сегодня мы с вами продолжим путешествие, начатое на прошлом уроке. А где мы будем путешествовать, вы скажите сами, отгадав загадку:
Ни начала, ни конца, Ни затылка, ни лица. Знают все, и млад и стар, Что она большущий шар. (планета Земля).
- Правильно сегодня мы с вами продолжим путешествие по нашей планете Земля. Цель нашего урока изучить формы земной поверхности.
- Как настоящие путешественники мы обязаны много знать - путешествуя по планете, люди видят вокруг себя много интересного.
- Прочитайте отрывок стихотворения В Высоцкого.
- О чём это произведение? О каких чудных местах пишет автор?
- Что вы видите?
- Пригодятся ли нам изученные понятия для изучения новой темы?
Что вы знаете о холмистой равнине?
Давайте проверим ваши ответы.
Молодцы! Всё помните и знаете!
- Как вы думаете, какая тема урока?
- Сформулируйте вопросы по этой теме.
- Как же образуются горы? Из чего состоят горы? (на доске появляются вопросы)
А зачем нам нужны такие знания? И где пригодятся нам эти знания?
Посмотрите на слайды и попробуйте дать определения:
Что такое горы?
- А теперь проверим ваши предположения .Верно. Молодцы!
Сравните два изображения. Что вы увидели?

-Какое главное отличие гор и холмов?
Посмотрите на следующий слайд и сделайте вывод. Кто желает?
Физминутка
















Слайд 1.


ответы уч-ся





Слайд 2




Слайд 3


- Мы думаем, тема нашего урока – Горы

- Как же образуются горы? Из чего состоят горы?
(на доске появляются вопросы)
Слайд 4 и 5


Слайд 6

Слайд 7 ответы уч-ся

высота





Слайд 8 и 9


.



II.
2. Актуализация и постановка проблемы.
- Посмотрите на доску.
- Можете ли сразу ответить на поставленные вопросы?
Сейчас мы будем работать в группах. Прочитайте памятку как надо работать в группе. Положите перед собой карточку. Прочитайте сказку. Кто прочитал соберитесь в три группы и обсудите ваши предположения.
( Группы получают карточки с заданием.)
Лежит у реки огромный камень. Никто и не помнит, как он сюда попал. Говорят, что когда – то жил на свете богатырь. Любил он силою своей похваляться и говорить, что он всех сильнее на свете. Забрался он как-то на вершину высокой горы, оторвал самую большую скалу и бросил вниз. Опечалилась гора, что её любимую дочь прямо в самую пропасть кинули и решила она до неё дотянуться. Из того самого места, где скала раньше была, потекла вниз быстрая река и добралась она вскоре до заветного камня.

В стародавние времена, сказывают, жил страшный дракон. Славился он своим обжорством: ел дракон всё, что на пути встретится. И вскоре стал он таким тяжёлым, что провалился сквозь землю, но не умер. До сих пор пытается чудище наружу выбраться. Все ищет щёлочку и пускает снизу огонь из своей огромной пасти. А если повезёт, начинает он толкаться и землю вверх поднимать. Вот откуда горы – то появились!

Давным-давно жили по соседству два народа. Славились они своим умением и богатством, часто приходили соседи друг к другу в гости, приносили щедрые дары и делились секретами мастерства. Увидел это злой волшебник и заколдовал людей. Стали они жадными и подозрительными. Бросили они своё ремесло и решили отделиться от назойливых соседей. Решили они построить высокую стену. С этой поры по велению властителей каждый житель должен был принести к стене ведро земли, чтобы стена становилась все больше и больше. Через несколько лет стена поднялась выше облаков. Но волшебник не терял зря время, перессорил он всех людей на земле. Возвели они высокие стены, которые не перейти, не переехать. Спрятали они в страхе все свои богатства в эти стены, укрепили их прочными каменьями. Так и появились горы.

·


- Как же образуются горы? Из чего состоят горы?

Нет. Нам необходимо разыскать информацию, которая бы нам помогла разобраться в этих вопросах




III.
Физминутка.



3.Совместное “открытие” знаний.
- Объясните, как произошли данные явления, описанные в сказках.
Примерные варианты:
1 ситуация.
- Мы считаем, что это не великан сбросил камень, а сама река унесла его за собой. Реки размывают грунт и уносят с собой его по течению. У горной реки очень сильное течение.
2 ситуация.
- Мы можем объяснить, почему провалился дракон. Это произошло из-за Закона всемирного тяготения. Не уверены, что изнутри что-то толкает, и получаются горы.
3 ситуация
- Люди не могли создать все горы, хотя может быть какая – то другая сила это сделала?

(на доске появляется схема)
Горы
Как образуются горы? Из чего состоят горы?
1. подземные силы горные породы
2. выветривание
-На 1 вопрос мы нашли ответ
- Ребятя, откуда к нам попали эти вещи?



- Кто с опорой на схему сделает вывод?
- Мы решили, что первая легенда говорит о выветривании, которое старается разрушить горы: из остроконечных вершин сделать более пологие склоны.
- А вторая иносказательно объясняет нам о подземной силе, которая стремится на поверхность. Языки пламени – это вулканы, а образовавшиеся поднятия от толчков - это горы Третья легенда, по-своему, объясняет причину прочности горных пород и восхищается неприступностью вершин. А ещё она говорит о богатствах, спрятанных в горах, т.е. о полезных ископаемых.


Ребята читают самостоятельно, затем группируются по группам, обсуждают и оглашают мнение своей группы
Ответы учащихся:
























Схема – опора







Демонстрация украшений, шкатулки из камня, ложки, и др.
- Мы считаем, что это было выкопано из земли и называются полезными ископаемыми.

IV
Работа в тетради .
Откройте тетради и выполните задание .
Взаимопроверка

V.
Физминутка. Упражнение для глаз
Крепко зажмурить глаза на 10–20 секунд. Расслабить, открыть глаза, массаж бровей пальцами. Сидя, откинувшись на спинку стула – глубокий вдох. Наклоняясь вперёд, к крышке стола, выдох (повторить 5–6 раз).


VI.
Работа с картой

- Посмотрите на следующий слайд. Что вы видите? Что хотите сказать?
Посмотрите на карту. Что вы можете рассказать?
Можно ли на карте увидеть горы?
Я хочу попутешествовать сегодня с вами по материку на котором расположено наше государство. Кто догадался?
Отправляемся дальше в путешествие.
Посмотрите слайд. Прочитайте. Откройте учебник на стр 102.
Кавказские горы.
- Они расположены между Чёрным и Каспийским морями. Кто хочет выйти и показать на большой карте?
Посмотрите на следующий снимок. Среди Кавказских гор находится самая высокая вершина в России гора Эьбрус.
Уральские горы.
- кто покажет на карте?
Расположены на территории России.
Гималаи
В этом горном хребте находится самая высокая вершина земного шара .Называется она посмотрите и прочитайте следующий слайд. Эверест
Альпы. В честь этих гор названы альпинисты.
Анды.
Какие горы имеют самую длинную протяженность?
-Кто догадался? ( Анды, на материке Северной Америки, их протяжённость 9000 км)
.. Посмотрите на следующий слайд. Почему растут цветы , а вершины гор снежные?
А сейчас я хочу чтобы вы посмотрели на цифры. Впечатляют, правда? А кто ответит на вопрос: Какие горы самые старые? ( Чем выше вершина, тем моложе горы.)


Слайд 10
Горы могут быть плоские и острые.

Да. Горы раскрашены коричневым цветом.


материк Евразия


Слайд 11
Карта в учебнике на стр. 102



Слайд 12


Слайд 13


Слайд 14
Слайд 15

Слайд 16
Слайд 17



Слайд 18

Слайд 19

VII.
Самостоятельная работа
Возьмите карточку « Проверь себя». Вставьте пропущенные слова.
Проверь себя.
Возвышение , высотой более 200 метров над окружающей местностью. ( )
Самое высокое место холма. (.)
Извилистое резкое понижение местности. (.)
Самая низкая часть горы. ()
Самое большое пространство ровной поверхности. ()
6 Самая высокая горная вершина в России. ()
Молодцы. Кто хотел бы оказаться в этих местах?
Проверка.



Правильные ответы.
гора.
Вершина.
Овраг.
Подошва.
Равнина.
Эльбрус.

VIII
Итог.
Кому урок понравился? Что узнали нового?
Возьмите в руки карандаши и нарисуйте для меня символ своей работы.
.О - я всё понял и усвоил; зел. цв.
О - знания нуждаются в повторении и закреплении; жёлт. цв
О - мне многое непонятно. крас. цв.





Дополнительный материал.
Из данных слов сложить 5 пословиц и объяснить их смысл.

С плеч, за, горами, обойдёт, дела, идут, в, гору, не, как, гора, пойдёт, крут.
Ответы:
- Как гора с плеч.
- Крут, как гора.
-Не за горами.
-Дела идут в гору.
- Умный в гору не пойдёт, умный гору обойдёт.

















































МОУ « Начальная общеобразовательная школа № 5»










Урок

по окружающему миру в 4 классе
УМК « ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ»





Тема: « Горы».







Разработан и дан учителем начальных классов

Кораблевой В. И. для учителей школы и города









2010 год



































13PAGE 15


13PAGE 14115




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 515