Конспект урока литературы в 7 классе на темуВсе мы родом из детства

Урок литературы в 7-м классе по повести М.Горького "Детство"
Урок-проект «Все мы родом из детства»
Цель: создать условия для изучения темы детства в русской литературе, используя метод проектов
Задачи:
Образовательная - отработка термина “автобиографическая повесть”, работа с текстом и словом писателя, анализ ключевых сцен, эпизодов.
Развивающая - учить анализировать прочитанное, составлять вопросы , различные творческие задания исследовательского характера.
Воспитательная – привлечь внимание к теме детства, умению оставаться человеком в любой жизненной ситуации, понимать других и себя.
Ход урока.
1. Назовите произведения, в названиях которых есть слова “дети, детский, детство”
С.Т.Аксаков “Детские годы Багрова-внука”; Н.А.Некрасов “Крестьянские дети”; Л.Н. Толстой “Детство”; Н.Г.Гарин-Михайловский “Детство Тёмы”; В.Г. Короленко “Дети подземелья”; Саша Чёрный стих. “Детский остров”; Ф. Искандер “Детство Чика”; И.А.Бунин стих. “Детство” и др..
2. Есть такое утверждение: “Все мы родом из детства”. И ваш возраст – семиклассников – можно назвать уже не дети, ещё не взрослые, и уже что-то осталось позади. Это что-то – детство.
И авторы нашего учебника очень бережно подошли к выбору произведений. Давайте вспомним произведения о детстве.
5 класс “Васюткино озеро” В.Астафьева; “Великие путешественники” М.Зощенко; 6 класс “Уроки французского” В.Распутина; “Скворцы” В.Белова и т.д..
Каждый писатель по-своему отображает этот очень важный период в жизни каждого человека. И каждый задаётся вопросом: как помочь детям увидеть этот мир, удивиться ему. Почерпнуть живой воды из душевных глубин детства.
3. Учащимся предлагаются высказывания писателей о детстве. Попробуем сравнить с впечатлениями М.Горького. Как вы считаете, созвучны ли эти высказывания с впечатлениями Горького?
Л.Толстой: “Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений”.
Ф.Достоевский: “Знайте, что нет ничего выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, вынесенное из детства, из родительского дома”.
В.Распутин: “Я уверен, что писателем человека делает детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать всё то , что даёт ему потом право взяться за перо”
Мы видим , что с впечатлениями Горького они не созвучны. Давайте разберёмся, почему нет.
4. Учащимся предлагается заочное путешествие в Нижний Новгород, в единственный музей Детства - дом деда Каширина.
 
(Показываю также набор открыток о доме-музее 1968 года. Родители возили меня, 2-классницу, в этот музей. Видите, какое у меня приятное воспоминание из детства? Знаете, что больше всего запомнилось? На кухне в деревянном ведре прутики (розги) для порки провинившихся)
Итак, Нижний Новгород, который в недалёком прошлом назывался Горький. Объясните, почему? Как это связано с темой урока?
5. Теория литературы.
Это автобиографическая повесть (работа с литературоведческим термином)
Автобиографической мы называем повесть, в основу которой положены достоверные события и факты, сохранившиеся в памяти автора.
6. Как вы понимаете слово “детство”?
 
 7. Анализ текста.
Вопросы для обсуждения:
-Какие эпизоды взволновали вас и почему? -Чем интересны герои этой повести? -Почему память сохранила эти воспоминания? -Вспомните, найдите в тексте слова, предложения, характеризующие жизнь в семье деда Каширина. -Почему нас тревожат и радуют поступки Цыганка, подставляющего руку, хотя он и принимал “ненужную боль” за Алёшу? -Чем интересна сцена учения Алёши? Почему так напряжены оба - “учитель” и “ученик”? Что скрывается за отрывистостью, скоростью диалога? Какое впечатление оставляет сцена? Какие чувства вызывает?
(Данная работа проводится в парах, при работе с текстом – с карандашом в руках)
8. Проверка домашнего задания.
Дома учащиеся должны были приготовить различные творческие задания по тексту: тесты, викторины, кроссворды и т. п.
Также найти различные средства выразительности: инверсию, эпитеты, сравнения и т.д. в различных отрывках, например, в портрете бабушки Алёши.
9. Попробуем сформулировать главную мысль повести.
После высказываний ребят читаю слова самого Горького:
“Главная тема повести говорит о том, что в недрах старого , отмирающего мира зарождается новое, светлое, жизнеутверждающее начало, и это новое прекрасно.
-Согласны ли вы со словами самой повести?
10. Викторина.
1.Книга, полученная Алексеем в награду за хорошую успеваемость. (Евангелие) 2.Ласковый зверь, с которым автор сравнивает бабушку. (Кошка) 3.Русский писатель, чью книгу получил в награду Алексей. (Крылов) 4.Что сказал о деньгах жилец по прозвищу Хорошее Дело? ( Деньги, брат,- ерунда) 5.Продукт, которым Цыганок кормил “изо рта” мышат. (Сахар) 6.Широкий фартук, в который был “обёрнут” ребёнок, оставленный у ворот дома Кашириных. (Запон) 7.Домашнее животное, которое напоминали дядья во время ссоры, “скаля зубы и встряхиваясь”. (Собака)
11. Работа с иллюстрациями к повести Б.А.Дехтерева. В них бьётся живая горьковская мысль, глубоко раскрыты характеры героев, действующие лица повести изображаются в тот момент, в который ярче всего раскрывается их внутренний мир.
1.Титульный лист.
Художник вводит в 70-е годы 19 века, знакомит с местом действия, основными персонажами и событиями. В центре – Алёша, выглядывающий из широко распахнутого окна каширинского дома, и бабушка. Справа – олицетворение “свинцовых мерзостей” : дядья и дед, слева – Цыганок и мать Алёши.
“Не только тем изумительна жизнь наша , что в ней в ней так плодовит и жирен пласт всякой скотской дряни, но тем, что сквозь этот пласт всё-таки победно прорастает яркое, здоровое и творческое , растёт доброе – человечье, возбуждая несокрушимую надежду на возрождение наше к жизни светлой, человеческой”.

2. “Теперь, оживляя прошлое, я сам порою с трудом верю, что всё это было именно так, как было, и многое хочется оспорить, отвергнуть – слишком обильна жестокостью тёмная жизнь “неуёмного племени”.
Иллюстрация “Дед порет Алёшу”
В центре – на скамейке распластанная, почти безжизненная фигурка мальчика, а над ним неумолимо занесённая рука деда с розгой, удар розги неотвратим, слева – окаменевшая от ужаса и страха мать Алёши. И никаких деталей. Светлый рисунок обнажает страшную действительность дома Кашириных.

3. “Слепой Григорий просит милостыню” - иллюстрация к 7 главе. Выполнена в той же манере обнажённости : перед нами дядя Григорий с седой бородой, тёмными провалами очков, с беспомощными ступнями ног, неуверенными движениями рук. И поза За всем этим чувствуется ещё не сломленная сила, жизненная стойкость, свойственная русскому человеку.

4.Иллюстрации “Алёша и бабушка”, “Алёша с матерью”, “Алёша и дед”. Алёша – полный “беспокойного внимания” к людям, воплощение идеи “доброго” и “человечьего”. Он весь устремлён вверх, полон жизни, любознательности, внимания к миру, к людям.
Человек у Горького – творец будущего, человек, на котором “лежит ответственность за все несчастья на земле”, которому “принадлежит слава за всё доброе, что есть в жизни”
12. Вывод.
Мы попытались понять смысл поступков героев, в конечном итоге мы учимся понимать людей, а, главное, себя. И необходимость оставаться человеком во что бы то ни стало, в любой жизненной ситуации.
13. Что было на уроке трудным, непонятным?
14. Рефлексия.
5-минутное эссе.
Повесть “Детство”-
15. Домашнее задание.
Попробуйте написать небольшой рассказ, вспомнив какое-нибудь интересное событие из детства.

Рисунок 2Рисунок 6 ђ Заголовок 115