Урок по окружающему миру «Зачем люди осваивают космос?»
Корнеева Лариса Анатольевна, МБОУ СОШ №9 г. Смоленска.
Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме: «Зачем люди осваивают космос?»
(По курсу «Окружающий мир», автора А.А. Плешакова, УМК «Школа России»)
Тип урока: ознакомление с новым материалом (по Г.И. Саранцеву)
Форма урока: урок
Цели урока: расширить и систематизировать представления детей о космонавтике и космонавтах, дать информацию об искусственных спутниках Земли, о космических станциях, их роли в жизни современного человека; развивать устную речь, расширить словарный запас учащихся; формировать умение делать выводы на основе собственных наблюдений; способствовать воспитанию чувства патриотизма; формировать коммуникативные навыки уважительного отношения друг к другу при работе в парах.Оборудование: учебники «Окружающий мир» для 1 класса (часть 2), А.А. Плешакова, рабочая тетрадь «Окружающий мир» для 1 класса (часть 2), А.А. Плешакова, компьютер, портреты Ю. Гагарина, А. Леонова, В. Терешковой, фотографии с изображением космических кораблей, спутников, летающих предметов ( воздушный шар, дирижабль, ракета, аэроплан, самолёт, вертолёт ), фонограмма песен о космосе «Марш космонавтов» (Музыка О. Фельцмана, слова В. Войнович ), рисунки и аппликации детей класса на тему «Космос», разрезанные на несколько частей изображения космонавта в скафандре, у учащихся - клей, лист бумаги, цветные смайлики на магнитах для определения настроения.
Ход урока
Этапы урока Цель этапа Форма организации Методы и приёмы Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД Время
1.Организационный момент.
Мотивация. Создание условий для возникновения у учащихся потребности включения в учебную деятельность, создание психологического комфорта (для создания психологического успеха). Индивидуальная.
Фронтальная. 1..Приветствие учеников.
2.«Барометр настроения»
Улыбнитесь друг другу! С маленькой удачи начинается большой успех. В начале урока, пожалуйста, покажите своё настроение цветными карточками на доске. Дети выходят к доске и прикрепляют цветные смайлики на магнитах, соответствующие их настроению. Личностные (формируются на каждом этапе урока): формировать положительное отношение к учителю, формировать доброжелательное отношение к одноклассникам. 2 минуты
2.Актуализация опорных знаний учащихся. Мотивация учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление, принятие целей. Фронтальная.
Групповая. Классификация. В начале урока на доске даются фотографии с изображением: воздушного шара, дирижабля, аэроплана, ракеты, самолёта, вертолёта. Посмотрите на фотографии и скажите, что объединяет все эти предметы. Обсудите в группах. На какие две группы мы можем разделить эти предметы? После обсуждения, отгадайте загадки, доскажите словечко: На корабле воздушном,Космическом, послушном,Мы, обгоняя ветер,Несемся на…(Ракете). Он не летчик, не пилот,Он ведет не самолет,А огромную ракету.Дети, кто скажите это…(космонавт). Дети рассматривают фотографии, сравнивают, сопоставляют, анализируют, классифицируют. Делают предположения, что все эти предметы умеют летать (это воздушный транспорт). Делим их на две группы: современный воздушный транспорт и устаревший. Возможно, деление на транспорт, который летает в космосе и транспорт, который летает в небе. К. Умение слушать, делать вывод,
П. анализ, синтез, классификация. 3 минуты
3.Сообщение темы урока, постановка целей урока. Проговаривание темы и цели урока. Фронтальная. Диалог. Учитель просит высказать предположения о теме и целях урока. Тема урока: «Зачем люди осваивают космос?» Сегодня речь пойдёт о том, как люди стали осваивать космическое пространство. А вы знаете, зачем люди осваивают космос? На чём люди перемещаются в космосе? Как зовут первых космонавтов? Хотите всё это знать? Дети высказывают предположения. П. Аргументация своего
К. мнения, выражение своих мыслей. 3 минуты
4.Изучение нового материала. Постановка проблемы и обсуждение её решения.
Формировать представление о космосе, об искусственных спутниках земли, о первых полётах в космос. Ознакомление с новым материалом. Фронтальная.
Групповая. Построение структурно-логических схем изучаемого материала. Как вы понимаете, что такое космос? В своих рисунках вы показали, как представляете себе космос. Как вы думаете, а где найти точное значение слова?– Словарь С.И. Ожегова так объясняет это слово.Космос, вселенная – вся система мироздания, весь мир. (Запись на доске)– Нашу планету вместе с воздушной оболочкой окружает бесконечно большое пространство, в нём находятся небесные тела, Солнце, звёзды, планеты, Луна, газ, пыль. Учитель предлагает рассмотреть фотографии, на которых изображены: первый спутник, корабль «Восток», современный спутник, современный космический корабль, орбитальная МКС. Предположите, что изображено на этих фотографиях? Обсуждение в группах. Все эти предметы в разное время были запущены в космос. Они отличаются и по размеру и по устройству. Как вы думаете, почему? Отвечают на вопросы. (На уроке рисования ребята изображали «Космос»).Самостоятельная работа. Дети рассматривают иллюстрации. Обсуждают ответы. Отвечают на вопросы, высказывая свои предположения. П. Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить, анализировать иллюстрации.
Л. Определять мотивы учебной деятельности, проявлять целостный взгляд на мир. К. Умение слушать других, уважать их мнение, умение договариваться. 10 минут
5.Физкультминутка Создание условий для физического и эмоционального заряда. Фронтальная. Чтобы в космос полететь ,
Надо силу нам иметь (сжимают кулак и сгибают руку в локте).
Будем мы тренироваться,
Будем силы набираться.
Раз, два, три - присядем мы!
Раз, два, три – привстанем мы!
Раз, два - руки согнуть,
Три, четыре – разогнуть.
Пять, шесть – тихо сесть.
Рассказывают стихотворение и выполняют действия. Л. Формирование ценностного отношения к своему здоровью. 2 минуты
6.Продолжение работы по теме урока. Включение используемых способов действий в систему знаний. Повторение и закрепление. Формирование чувства гордости за свою страну. Индивидуальная. Фронтальная. Иллюстративный, частично – поисковый, словесный. Отгадайте загадку: Специальный космический есть аппарат,Сигналы на Землю он шлет всем подряд.Как одинокий таинственный путник,Летит по орбите искусственный …(спутник). Учитель предлагает послушать сообщения, подготовленные отдельными учениками. Рассмотрите иллюстрацию на с.72 учебника. Обсудите в группах и ответьте на вопрос: «Как мы каждый день используем искусственные спутники?» Отгадывают загадку. Рассматривают иллюстрацию учебника на с. 72, ищут и обсуждают ответ на вопрос учителя. Ученики выступают с сообщениями о первых запусках живых существ в космос, о первом искусственном спутнике Земли. К. Умение делать сообщение, умение слушать и слышать выступления других. Л. Формирование чувства гордости за свою страну. 7 минут
7. Продолжение работы по теме урока. Развивать умение извлекать знания из различных источников информации, умение работать с учебником. Парная. Наглядно-иллюстративный, частично- поисковый Учитель предлагает выполнить задание в учебнике на с.73 в парах. Сравните свои ответы с данными ответами в учебнике на с.92. Проверим, как вы выполнили задание. Работают в парах. Высказывают своё мнение. Сравнивают свои ответы с учебником. Высказывают свои ответы. П. Анализировать иллюстрацию учебника.
Р. Сравнивать свои ответы с данными ответами в учебнике. 8 минут
8.Продолжение работы по теме урока Применить новые знания, проверить уровень усвоения нового материала. Групповая Наглядно - иллюстративный, частично-поисковый, практический. Учитель предлагает обсудить в группах и выполнить задание в рабочей тетради на с.50. Рассмотрите фотографии и пронумеруйте их в соответствии с подписями. Проверим. Обсуждают в группах и подписывают номера рисунков. Один ученик показывает ответы на фотографиях, расположенных на доске. П. Анализировать иллюстрации , сопоставлять,
К. Умение работать в группе: слушать мнение других, доказывать своё мнение, договариваться, делать выводы 2 минуты
9. Физкультминутка Создание условий для физического и эмоционального заряда. Фронтальная Космическая зарядка: Раз - подняться, потянуться, Два- нагнуться, разогнуться, Три- в ладоши три хлопка, головою три кивка, На четыре- руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – ребятам тихо сесть. Рассказывают стихотворение, выполняют действия. Л. Формирование ценностного отношения к своему здоровью. 2 минуты.
10. Продолжение работы по теме урока Закрепление и применение новых знаний. Формирование чувства гордости за нашу страну. Развитие речевых творческих способностей. Развитие интереса к изучаемому предмету. Индивидуальная.
Групповая.
Индивидуальная. Фронтальная. Наглядно – иллюстративный. Проблемный. Словесный. Творческая работа. Учитель предлагает собрать части рисунка, чтобы получилось изображение космонавта в скафандре. Рассмотрите, из каких деталей состоит костюм космонавта. Послушаем сообщение моего помощника. Прочитайте, какие слова у вас получились на рисунке. Это имена знаменитых русских космонавтов. Кто знает, чем они знамениты? Учитель сообщает, что В. Терешкова – первая женщина – космонавт, А. Леонов – первый космонавт, который вышел в открытый космос. Имена этих русских космонавтов знает весь мир, ими гордится наша страна! Представьте, что вы – космонавты и полетели в космос. Что вас там может ожидать, что вы могли бы там увидеть? Придумайте историю об этом. Учащиеся придумывают и рассказывают друг другу истории. Желающие могут рассказать свои истории всему классу. Кто хочет увидеть, как выглядит Земля из космоса? (просмотр видео в режиме онлайн)
Дети собирают части картинки, рассматривают элементы скафандра, слушают сообщение помощника о скафандре, читают имена космонавтов: Юрий Гагарин, Алексей Леонов, Валентина Терешкова. Высказывают предположения о том, чем знамениты космонавты. Сообщение помощника о Ю. А. Гагарине. Рассказывают придуманные истории о своём полёте в космос. Смотрят фильм на экране. П. Анализ, синтез. Р. Планировать свои действия. Л. Доброжелательное отношение к одноклассникам, стремление оказать помощь, забота и ответственность за других.
К. Умение слушать и слышать мнения других, развитие речи, творческой активности. Л. Способствовать воспитанию чувства патриотизма. 3 минуты.
11. .Итог урока
Рефлексия. Самооценка результатов своей деятельности. Фронтальная. Индивидуальная. Диалог.
Незаконченные предложения.
Барометр настроения. Учитель предлагает вспомнить тему и цели. Продолжить предложения:
«Я узнал…»
«Я научился…»
Покажите своё настроение в конце урока с помощью цветных звёздочек на доске. Ученики называют тему и цели урока. Продолжают фразы. Выбирают цветной смайл, оценивая свои знания на уроке. П. Анализировать. Понимать учебную задачу.
К. Аргументация своего мнения. Выражение своих мыслей.
Р. Контроль, оценка. 3 минут