Технологическая карта урока биологии в 10 классе Хромосомная теория наследственности


Урок биологии 10 класс
тема "Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование генов."Урок разработала Деркач В.А., учитель биологии МБОУ Стабенская СШ Смоленского района Смоленской области
Цели урока
Образовательная (достижение предметных результатов):
Способствовать расширению знаний учащихся о хромосомной теории наследственности; пониманию генетических основ закона Т.Моргана.
Продолжить работу над формированием генетической грамотности учащихся.
Развивающая (достижение метапредметных результатов):
Продолжить формирование умений анализировать и давать критическую оценку тексту учебника и научной статьи.
Способствовать установлению причинно-следственных связей через решение проблемных задач.
Воспитательная (достижение личностных результатов).
Создать условия для воспитания культуры умственного труда.
Способствовать воспитанию информационной культуры в процессе работы с учебной литературой.
Тип урока: Изучения нового материала.
Методы и приемы обучения (технология развития критического мышления): Проблемного изложения, поисковая беседа, прием «Бортовой журнал», групповая дискуссия, синквейн.
Технологическая карта урока
Структура урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Актуализация.
Вызов.
Продолжаем изучение основ одной из самых современных наук - …?Что является предметом изучения данной науки?
С какими закономерностями вы познакомились?
Озвучьте формулировки этих законов
Используя эти знания, решите задачу:
Предположите. какое может быть получено потомство во II поколении при скрещивании чистых линий душистого горошка: с пурпурным венчиком и гладкой пыльцой (доминантные признаки) и с белым венчиком и сморщеной пыльцой.
Однако на деле результаты оказались несколько иными , прошу зачитать.
Как было названо это явление?
Кем и в какой теории было объяснено?  генетика
Закономерности наследственности и изменчивости
Законы Менделя
(Формулируют I, II, II законы Менделя)
Согласно III закону Менделя должно быть получено потомство с разными сочетаниями признаков в соотношении 9:3:3:1
Зачитывают предлагаемый материал об опыте Пеннета и его коллег
Явление сцепленного наследования признаков
Объяснено Томасом Морганом и его коллегами в теории хромосомной наследственности
Целеполагание и мотивация. Попробуйте сформулировать тему и цель сегодняшнего урока.
Тема нова для вас?
 Целью сегодняшнего урока будет выяснить причины сцепленного наследования; раскрыть сущность хромосомной теории Моргана с современных позиций науки генетика.
Первичное усвоение материала На доске краткий план из опорных слов и фраз:
1. Объекты исследования. Почему?
2. «Сцепленное наследование», «группа сцепления»
3. Причины сцепления генов.
4. Положения хромосомной теории
5. Нарушение сцепления: причины, виды.
Комметарий:
Достижение наших целей мы начнем с того, что установим, с какими объектами работал автор хромосомной теории и почему.
Затем постараемся вспомнить или выяснить, что понимают под термином «сцепленное наследование», группы сцепления»
Далее исследуем причины сцепленного наследования признаков, установленные Морганом
Кульминацией нашей деятельности станет усвоение основных положений современной хромосомной теории.
И, наконец, познакомимся с видами сцепления генов и причинами нарушения сцепления. Используя информацию учебника и доп. Информацию (информационные карточки), учащиеся находят ответы на вопросы и делают краткие записи в «Бортовом журнале»
 
 
Осмысление и расширение знаний Что понимают под сцепленным наследованием генов?
Сколько групп сцепления у человека? Как это определить?
В чем суть закона Моргана?
Как по результатам скрещивания определить, есть ли сцепление генов?
Как определить полное сцепление или нет?
В каком году впервые сформулирована хромосомная теория?
В чем практическое значение открытий Моргана?
Работа с рис.72 стр.152 по изучению генетических карт.
Как определить расстояние между генами и их последовательность?
(расстояние - % перекомбинированных генов; 1%=1 Морганида) 1.Совместное наслед-е генов, локализованных в одной хромосоме
2. 23 группы, (= числу пар хромосом)
3. Гены, локализованные в одной хромосоме наследуются вместе, локализ.в разных – независимо.
4.Если результаты скрещивания не соответствуют III зак Менделя (9:3:3:1)
5.Если среди потомков только родительские сочетания признаков – полное, если есть перекомбинанты – неполное.
6. 1911 год
 7. Позволяют составить генетические карты
 
Закрепление знаний Решение задач.Решение
Рефлексия Групповая дискуссия.
Достигли целей? Докажите.
Что трудно для понимания?
Синквейн «Сцепление генов» Активно участвуют в дискуссии.
Сочиняют синквейн (в парах)
Д.З. Решение задач (по выбору), самост. изучить & 3.14 (до взаимодействия)