Конспект открытого урока по окружающему мир на тему :Страна,открывшая путь в космос


Цели урока:
Дать ученикам представление о том, что такое космос, познакомить с краткой биографией первого космонавта Ю.Гагарина, выяснить значение освоения космоса в истории человечества.
Развивать любознательность, эвристическое мышление, устную речь учащихся, умение работать в парах, в группах.
Воспитывать чувство гордости за свою страну и ее героев, чувство патриотизма.


Оборудование:
мультимедийный проектор;
экран;
компьютер;
презентация «Страна, открывшая путь в космос»;
выставка книг о космосе и космонавтах;
выставка рисунков учащихся;
буклеты;
воздушный шарик для проведения опыта;
карточки со словами для словарной работы;
тесты;
жетоны – звездочки для учащихся;
сигнальные карточки для оценки деятельности учащихся на уроке.





Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Результат

I.Организационный момент


Слайд№1
( Стихотворение)




Проверка домашнего задания

СЛАЙД № 2 (ответы на тест)






СЛАЙД №3(Загадка)








СЛАЙД №4(появляется ракета)
Вот книжки на столе, а вот – тетрадки.
Не хочется играть сегодня в прятки,
И недосуг дуть на корабль бумажный –
Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!

-Добрый день! Сели все поудобнее, начинаем работу.

-Ребята, давайте вспомним, о какой теме мы говорили на прошлом уроке?
- откройте тесты на стр. с 102-104, приготовили цветной карандаш и выполняем тест.
-Поменяйтесь тетрадями, взяли зеленые ручки, проверили тесты по слайду.



Отгадывают загадку

Крыльев нет у этой птицы,

Но нельзя не подивиться:

Лишь распустит птица хвост –

И поднимется до звёзд.



Вы когда-нибудь мечтали полететь в космос? Почему? Сегодня на уроке мы узнаем много нового и интересного о покорении космического пространства, о космонавтах, попробуем выяснить значение освоения космоса в истории человечества. Чтобы наша работа на уроке была успешной, вам нужно внимательно слушать и принимать активное участие в обсуждении новой темы.
Воспринимают информацию.









ВОВ


Взаимопроверка





Ракета










Отвечают на вопросы.
Настраиваются на работу.




























Определены цели урока.



Установка на успешную работу.

II. Введение в тему.
Актуализация знаний.

Слайд №2.(стихотворение)



















2. Проведение опыта.

СЛАЙД№5 (шарик)








Слайд №6 (ракета)

3. Просмотр презентации.

Слайд №7.(портрет Королева)










Слайд №8. (Первый спутник)
















Слайд №9.(Белка и Стрелка)























Слайд №10.(Ю.А.Гагарин)




























СЛАЙД №11(Возвращение)




















СЛАЙД №12(Слова)








Слайд №13.

































Слайд №10.












III. Закрепление материала.
1.Словарная работа.
























IV. Обобщение.













Слайд №11.
































СЛАЙД №15 (ночное небо)


V. Подведение итогов урока.


VI. Домашнее задание.


В умах ученых много лет
Жила мечта заветная –
Взлететь при помощи ракет
В пространство межпланетное.

Космос А что это такое? (в переводе с греческого – «мир», «вселенная»).
Люди всегда мечтали полететь в космос. Но сделать это было непросто.
- Как вы думаете, почему?
- Можно ли полететь в космос на самолете или вертолете? Почему?

Сила притяжения Земли очень велика. Чтобы улететь от нее достаточно высоко, нужна огромная скорость, очень мощные двигатели. Кроме того, в космосе нет воздуха, а значит, не подходит ни самолет, ни вертолет, потому что они в своем полете опираются именно на воздух. Поэтому для полетов в космос используют особые двигатели – реактивные.

- Давайте проведем опыт. Попробуем надуть воздушный шарик и отпустить его.
- Что происходит с шариком? (шарик стремительно носится по классу из стороны в сторону).
- Как вы думаете, что толкает шарик? (воздух). Причем сам шарик при этом движется в противоположную сторону. У нас получился простейший реактивный двигатель. Реактивный двигатель может работать где угодно: в воде, в воздухе, в пустоте. Чем сильнее струя воздуха, тем больше скорость. В космических кораблях струя получается от сгорания ракетного топлива.





Первые космические корабли созданы. А руководил их созданием выдающийся ученый и конструктор Сергей Павлович Королев. Королев прекрасно понимал, что ракеты – это космический транспорт будущего.

- Прочитайте в учебнике на стр. 147, какое знаменательное событие произошло в 1957 году.
Наша страна первой вышла в космос. 4 октября 1957 года на орбиту был выведен первый в истории человечества искусственный спутник Земли. Его вес составлял около 84кг, удаление от Земли – до 900км. Первый спутник несколько месяцев кружил вокруг Земли. На весь мир это выдающееся событие произвело огромное впечатление.

Но одно дело – просто добраться до космоса, совсем другое дело сделать так, чтобы человек в космическом корабле остался жив – здоров и мог вернуться на Землю.
И вот вслед за первым спутником был запущен второй. На нем уже появились первые пассажиры.
- Знаете ли вы, кто?
( собаки Белка и Стрелка).















(выставка рисунков)
- Скажите, какому празднику вы посвятили серию своих рисунков? (Дню космонавтики).
-Когда его отмечают?
- А почему Днем космонавтики выбран именно этот день?
- 12 апреля 1961 года весь мир облетело новое ошеломляющее известие – впервые в космосе человек! Русский, советский! Им стал Ю.А.Гагарин.
Мои помощники расскажут нам об этом удивительном человеке.






























Потом была торжественная встреча космонавта в столице нашей Родины – Москве. Тысячи людей на Красной площади славили героя, выкрикивая хором его фамилию. Все старались поближе подойти к космонавту, рассмотреть его, подарить цветы. За совершенный полет Ю.А.Гагарину было присвоено звание Героя Советского Союза. А его исторические слова облетели весь мир. Вернувшись из космоса, Гагарин сказал:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Ю.Гагарину установлен памятник.























- Представьте себе, что нам с вами поручили составить космический словарик. Я предложила бы в него внести такие слова:
космос,
космонавт,
спутник.
Какое определение вы бы дали этим словам?
Космос – мир, вселенная.
Космонавт – член экипажа космического корабля, человек, проводящий испытания космической техники.
Спутник – небесное тело (естественный спутник) или космический аппарат (искусственный спутник), совершающий движение по орбите вокруг какой-либо планеты.

- Какие слова для космического словарика предложили бы вы? Дайте им определение. Обсудите в группах.






Прекрасен этот звездный мир, я знаю,
Но вот уже земной встречаю я рассвет.
Земля, Земля, планета голубая,
Ты лучше всех, прекрасней всех планет!

- Какое же знаменательное событие произошло 12 апреля 1961 года?
- Какая страна первой открыла дорогу в космос?


- А что было бы, если бы люди не научились летать в космос?

Полеты в космос дают людям огромное количество информации для развития самых разных наук – астрономии, геофизики, климатологии, биологии, медицины и т.д. С помощью космических аппаратов, запускаемых с Земли, предупредить о некоторых природных явлениях и принять своевременные меры. Например, о сильных ураганах, наводнениях, магнитных бурях и т.д. С помощью искусственных спутников на Земле осуществляется телефонная, телевизионная и радиосвязь. А еще ученые пытаются узнать, есть ли во Вселенной жизнь на других планетах, а также нет ли других планет, кроме Земли, пригодных для жизни людей.
Значение освоения космоса в жизни человечества очень велико.

- Интересную ли тему мы с вами сегодня обсуждали?




- Что интересного для себя вы узнали сегодня на уроке?
Перед вами ночное небо. Чего на нем не хватает?
Украсьте небо звездами:
Если урок понравился и все было понятно – желтую звезду.
Все понятно, но остались вопросы - красную звезду.
Ничего не понятно – зеленую.

(оценки учащимся)
Посмотрите, какое красивое небо у нас получилось, сколько звёзд зажглось на нашем пути. А это значит, столько новых знаний вы получили.


С 147-152 читать.,РТ с 52-53.







Отвечают на вопросы.



Высказывают предположения.












Один из учащихся проводит опыт, остальные наблюдают.



















Работают с учебником, готовят ответ на вопрос.



Получают дополнительную информацию, которой нет в учебнике.











Отвечают на вопрос.


Чтение учащихся информации по слайду

- Белка и Стрелка – беспородные собаки, запущенные в космос на советском корабле «Спутник-5». Они находились там с 19 по 20 августа 1960 года. Цель эксперимента по запуску животных в космос – узнать, как влияет космическое излучение на живые организмы. Обе собаки благополучно вернулись на Землю после космического полета.










Учащиеся воспринимают информацию, которой нет в учебнике.

Ученики – помощники читают стихотворение о Ю.Гагарине.


Второй ученик – помощник рассказывает краткую биографии. Ю.Гагарина.
Ю.А.Гагарин родился в семье колхозника в селе Клушино Гжатского района Смоленской области. В детстве был подвижен и любознателен. Любил мастерить игрушечные самолетики. В 17 лет с отличием окончил ремесленное училище, затем поступил в Чкаловское военное авиационное училище. Как один из наиболее талантливых и мужественных летчиков – испытателей, был зачислен в отряд космонавтов. Будущий космонавт был смелым, решительным, находчивым. И еще он был веселым и заботливым человеком. Не любил ссор, наоборот, часто шутил и мирил всех своим задорным смехом.
12 апреля 1961 года Ю.Гагарин впервые в мире совершил полет в космос на одноместном космическом корабле «Восток». Он облетел земной шар за 108 минут.





























































Физкультминутка
Над Землею ночью поздней,
Только руку протяни,
Ты ухватишься за звезды:
Рядом кажутся они.
Можно взять перо Павлина,
Тронуть стрелки на часах,
Покататься на Дельфине,
Покачаться на Весах.
Над Землею ночью поздней,
Если бросить в небо взгляд,
Ты увидишь, словно гроздья,
Там созвездия висят.










Предлагают свои варианты определений данных слов.









Работа в группах.
После обсуждения выступают со
своими предложениями.











Отвечают на вопросы.





Рассуждают, высказывают предположения.



















Отвечают на вопрос.

Получают домашнее задание.









Подводят итоги урока.
Оценивают свою деятельность.

(клеят звезды на ночное небо)



















Интерес к изучению новой темы.

Развитие умения логически мыслить.









Дети наглядно представили действие простейшего реактивного двигателя.















Формирование умения работать с книгой.

Расширение кругозора учащихся.











Опора на знания детей.

Ученик получает возможность быть ведущим в учебном процессе.

Расширение кругозора учащихся.





Опора на уже имеющиеся у детей знания.







Расширение кругозора.

Ученик получает возможность быть ведущим в учебном процессе.












Ученик получает возможность быть ведущим в учебном процессе.









Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну.
















Развитие умения делать выводы.















Воспитание патриотизма.









































Развитие устной речи учащихся, творческого мышления.






Формирование умения работать в группах.
Развитие устной речи учащихся, творческого мышления.





Проверяется усвоение учащимися нового материала.

Развитие эвристического мышления.




















Установка на выполнение творческого домашнего задания.

Активизация познавательной деятельности учащихся.

Воспитание любви к чтению.


Подведены итоги урока.
Рефлексия.





Эмоциональное завершение урока.




15