Конспект урока по окружающему миру на тему Страна, открывшая путь в космос (4 класс)
Технологическая карта урока
Выполнила студентка группы: Н 412/2 Белоусова Ирина Александровна
Класс: 4 Школа России
Тема: Страна, открывшая путь в космос.
Тип:изучение нового материала
Цели: Обучающая: Сформировать представление учащихся о жизни страны в послевоенное время, познакомить с биографией первого космонавта;
Развивающая: Развитие познавательного интереса, развитие умения сравнивать и делать собственные выводы;
Воспитывающая: Воспитывать любовь к героям страны, патриотизм и бережное отношение к Родине, природе.
Планируемые результаты
Предметные
Обучающийся моделирует
иметь представление о первых этапах освоения космоса, достижениях СССР в области космонавтики;
знать дату первого полета в космос и имя первого космонавта;
знать имена основоположноков современной космонавтики: К.Э. Циолковский, С.П. Королёв
МетапредметныеРегулятивные: научится принимать и сохранять учебную задачу; оценивать результат своих действий; получит возможность научиться адекватно воспринимать оценку своей работы учителем.
Познавательные: научится понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить полный ответ в устной форме; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
Коммуникативные: научится использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться работать в паре. Личностные
будут сформированы: положительное отношение к школе и учебной деятельности; интерес к учебному труду; знание основных моральных норм поведения; получит возможность для формирования внутренней позиции школьника; умения оценивать поступки одноклассников с точки зрения общечеловеческих норм.
Межпредметные связи: с изобразительным искусством.
Ресурсы урока:Учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал
Ход урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности обучающихся
Мотивация познавательной деятельности
Цель: создать у учащихся рабочий настрой.
Здравствуйте ребята, меня зовут Ирина Александровна и урок окружающего мира проведу у вас я. Присаживайтесь.
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Сегодня кто будет активно работать на уроке, тот будет награжден звездой, в конце урока мы подведен итоги, и получит оценку. Приветствуют учителя. Готовность к уроку.
Актуализация необходимых знаний
Цель: повторить пройденный материал об Великой Отечественной войне.
Учебная задача для учителя: закрепить пройденный материал об Великой Отечественной войне
Учебная задача для учащихся: повторить пройденный материал
Организация работы детей: Фронтальная.
Формы и организация контроля над работой: Фронтальный опрос.
Подведение результатов работы: Устно.
Давайте повторим пройденный материал, что вы изучали на прошлом уроке?
Какие героические страницы Великой Отечественной войны вам известны?
А теперь давайте проведем блицопрос: (за каждый правильный ответ, получают звездочку)
Когда началась вторая мировая война?
Когда фашистка Германия напала на Советский Союз?
Кто руководил захватом нашей Родины?
Какая битва стала первым поражением врага?
Почему война называется Великой Отечественной?
Сколько дней длилась блокада Ленинграда?
Когда Советская армия перешла в наступление?
Когда разгорелось сражение под Курском?
Когда территория Советского Союза была полностью освобождена от захватчиков?
Когда начался штурм Берлина?
Кто им руководил?
Какой день стал Днем Победы?
Сколько лет продолжалась Великая Отечественная война?
Проверка домашнего задания.
Учебная задача для учителя: познакомить учащихся с интересными историческими фактами СССР
Учебная задача для учащихся: внимательно выслушать учителя и ответить на вопросы по биографии
Организация работы детей: Фронтальная.
Формы и организация контроля над работой: Фронтальный опрос.
Подведение результатов работы: Устно.
Наша страна до 1991 года называлась Союзом Советских Социалистических Республик. В состав СССР входило 15 республик. Все республики были дружны между собой. Люди трудились, помогали друг другу. Было много трудностей, но несмотря на это, наука и техника продвигалась вперед.
События, о которых пойдет речь на уроке, относится к тому времени, когда наша страна носила имя СССР. Мы узнаем тему урока, если разгадаем кроссворд.
1. Чудо - птица - алый хвост
Полетела в стаю звезд.
2. В синей чашке - алый мяч,
Он и светел и горяч.
3. Четыре стороны горизонта,
А только из одной выходит солнце.
4. На шаре - леса, горы, моря,
Он такой родной для тебя и меня.
5. Синий потолок,
Очень он высок.
Сколько ни пожелаем,
До него мы не достанем.
6. Быстро в небе проплывает,
Обгоняя птиц полет,
Человек им управляет.
Что такое?
А теперь давайте прочитаем ключевое слово.
Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Что вы хотели бы узнать нового, интересного?
Правильно! Тема сегодняшнего урока: страна, открывшая путь в космос.
Давайте поставим цель перед собой на урок. Выслушиваются ответы
Великая Отечественная война и Великая Победа.
Блокада Ленинграда, Курское сражение.
В 1939 году.
22 июня 1941 года.
Адольф Гитлер.
Битва под Москвой.
На борьбу поднялся весь народ.
900 дней.
В 1942 году.
Летом 1943 году.
В 1944 году.
В апреле 1945 году.
Георгий Константинович Жуков.
9 мая.
4 года.
Внимательно слушают информационную справку.
Ракета.
Солнце.
Восток.
Земля.
Небо.
Самолет.
Космос.
О космосе; об освоении космического пространства; о космонавтах, как они двигаются в космосе; о нашей стране; о людях, которые открыли дорогу в космос.
Выслушиваются ответы.
Организация познавательной деятельности
Цель: сформировать представления о космосе.
Учебная задача для учителя: формировать представления об открытии космоса
Учебная задача для учащихся: внимательно выслушать учителя и ответить на вопросы по тексту
Организация работы детей: Фронтальная.
Формы и организация контроля над работой: Фронтальный опрос.
Подведение результатов работы: Устно.
Ведь именно наша страна первой проложила дорогу к звёздам. А произошло это в 50-е годы, когда наша страна ещё не успела залечить раны, нанесённые фашизмом. Нужно было восстановить города, наладить производство промышленных товаров и продуктов питания. В США и других странах считали, что нам понадобится не один десяток лет, чтобы возродить разрушенное хозяйство. Иностранцы и не предполагали, что наша страна сделает шаг вперёд. Однако именно в нашей стране был впервые запущен искусственный спутник Земли и открыт путь в космос.
Ребята, а что вы уже знаете о космосе?
Что вам хотелось бы еще узнать?
А сейчас давайте откроем учебник на странице 147 и прочитаем абзац.
Что нового вы узнали из этого текста?
Какое событие произошло в 1957 году?
Кто и когда первым побывал в космосе?
Как назывался его космический корабль?
Учебная задача для учителя: познакомить учащихся с биографической справкой
Учебная задача для учащихся: внимательно выслушать учителя и ответить на вопросы по биографии
Организация работы детей: Фронтальная.
Формы и организация контроля над работой: Фронтальный опрос.
Подведение результатов работы: Устно.
А сейчас я вам прочитаю биографическую справку. Слушайте внимательно, что бы потом правильно ответить на вопросы.
12 апреля 1961 года планету потрясла неожиданная весть: «Человек в космосе! Русский, советский!»
Многовековая мечта людей о полёте к звёздам сбылась. Солнечным утром мощная ракета вывела на орбиту корабль «Восток» с первым космонавтом Земли – гражданином Советского Союза Юрием Гагариным на борту.
Детство крестьянского паренька Юрия Гагарина проходило в селе Клушино на Смоленщине. Он был подвижен и любознателен. Подражая отцу, слывшему мастером на все руки, мастерил игрушечные самолётики. Но скоро в мирное детство ворвалась война. Ужасы её Юра испытал на себе. Захватчики выгнали Гагариных из дома, и ему вместе с отцом, матерью, братом и сестрой пришлось ютиться в землянке.
После войны семья переехала в старый русский город Гжатск. Теперь он носит имя Гагарина.
Будущий космонавт был смелым, решительным, находчивым. И ещё он был заботливым и весёлым человеком. Редко злился, как вспоминала его мать Анна Тимофеевна, и не любил ссор, наоборот, шуткой и смехом всех мирил.
В 17 лет Юрий окончил ремесленное училище и стал работать литейщиком. Потом учился в техникуме и одновременно в лётной школе аэроклуба. Авиация увлекла его. Он стал военным лётчиком, а затем космонавтом. В 1960 году Юрий Гагарин начал готовиться к полёту в космос. Работал упорно, с полной отдачей сил. Был отлично подготовлен физически, внимателен к товарищам. Каждый горел желанием полететь в космос первым. Но, когда обсуждался этот вопрос, выбор пал на Юрия Гагарина. И 12 апреля 1961 года в момент старта прозвучало знаменитое гагаринское «поехали». Другим первооткрывателем - космонавтом стал также наш соотечественник Алексей Леонов- первый человек, вышедший в открытый космос. Все эти успехи в космосе связаны с именем талантливого конструктора Сергея Королева.
Совершив на корабле «Восток» полный оборот вокруг нашей планеты за 108 минут, Гагарин в тот же день благополучно возвратился на Землю. Космическая эра началась.
Люди восприняли это событие, как праздник. Родина отметила подвиг космонавта, присвоив ему звание героя Советского Союза. Международная авиационная федерация учредила Золотую медаль имени Ю. Гагарина, которая вручается лётчикам-космонавтам за особые заслуги в освоении космоса.
Стремясь овладеть наукой, он поступил в Военно-воздушную академию и успешно окончил её в 1968 году, получив диплом с отличием.
А сейчас ответьте на вопросы по биографии.
Где прошло детство Ю. А. Гагарина?
Каким человеком был первый космонавт?
Где учился и работал Ю. Гагарин?
Когда Гагарин совершил первый полёт в космос?
Сколько минут продолжался полёт?
Как Родина оценила подвиг космонавта?
Молодцы! На все вопросы ответили.
А сейчас по цепочке назовите как можно больше слов на тему "космос". За каждое слово, вручается звезда.
Какие качества, необходимые космонавту вы можете назвать?
Физкультминутка:
Потрудились - отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо, поворот.
Наклониться, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно отпустили,
Всем улыбки подарили!
Немного отдохнули?! Тихо сели, продолжаем работу.
Учебная задача для учителя: организовать самостоятельное чтение учащихся, задавать вопросы по прочитанному
Учебная задача для учащихся: прочитать самостоятельно текст в учебнике и ответить на вопросы
Подведение результатов работы: устно
Формы и организация контроля над работой: фронтально
Подведение результатов работы: устно
А сейчас давайте откроем в учебнике страницу 148 и прочитайте самостоятельно текст об событиях нашей страны и приготовьтесь отвечать на вопросы (за правильный ответ, получат звезду).
Что стало особенно цениться в 1970-е годы?
Назовите новые постройки.
Какие велись разработки природных ископаемых?
Из-за чего возникла неблагоприятная экологическая обстановка?
Какие бытовые трудности переживал народ?
Что произошло в 1991 году?
Какое государство является самым большим на территории бывшего СССР?
Молодцы все правильно ответили на вопросы. Внимательно слушают учителя.
Выслушиваются ответы.
Выслушиваются ответы.
Учащиеся поочередно читают и внимательно слушают друг друга.
Выслушиваются ответы.
На орбиту был выведен первый искусственный спутник Земли.
12 апреля 1961 году, Юрий Гагарин совершил космический полет.
"Восток".
Слушают внимательно биографию.
В селе Клушино.
Смелым, решительным, находчивым.
Ремесленное училище, техникуме, летной школе, работал литейщиком, летчиком, космонавтом.
12 апреля.
108 минут.
Присвоили звание героя Советского Союза
Спутник, скафандер, луноход, космодром, ракета, невесомость, космонавт и т.д.
Смелость, честность, находчивость, любознательность, сообразительность, доброта и т.д.
Выполняют физкультминутку.
Читают текст.
Образование.
На сибирских реках били возведены мощные электростанции: Братская, Красноярская и Саяно-Шушенская.
Добыча нефти и газа в Западной Сибири.
Вырубались леса, заводы и фабрики загрязняли атмосферу и воду.
В магазинах пропадали самые необходимые вещи, привычными стали длинные очереди.
Советский союз прекратил свою существование. Республики, входившие в состав СССР, стали независимыми государствами.
Россия.
Подведение итогов
Цель: закрепить изученный материал на уроке.
Учебная задача для учителя: формировать навыки оценки своей деятельности.
Учебная задача для учащихся: оценить свою деятельность на уроке.
А теперь давайте подведем итоги нашего занятия.
В начале урока мы с вами поставили цель. Все ли цели, поставленные в начале урока мы достигли?
- С какой темой вы познакомились?
- Кто был первым космонавтом, вышедшим в открытый к осмос?
- Как называется первый космический корабль?
- В каком году человек впервые полетел в космос?
На столе у вас лежат полоски трех цветов: красный, желтый, зеленый. Оцените себя на уроке. Если вы были активными, поняли материал, вы разбираетесь, то вы поднимаете зеленый цвет, если вам было трудно и вам нужна помощь учителя, то вы поднимаете желтый цвет, если вам было ни чего не понятно, то красный.
Спасибо за урок! Выслушиваются ответы.
Страна, открывшая путь в космос.
Юрий Алексеевич Гагарин.
Первый космический корабль назывался "Восток".
12 апреля 1961 год.
Рефлексия!
Дополнительный материал:
Диагностика достижения планируемых результатов: рассказывать об освоении космоса; понимать, самостоятельно формулировать и сохранять целевые установки урока; формулировать выводы из изученного материала; осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке; испытывать чувство гордости за свою страну.
Дополнительные творческие задания:
Самоанализ
Достижения
Сложности Предложения
Учитель: Пальшина Татьяна Николаевна_________________________
Методист: Сизых Виктория Григорьевна__________________________
Оценка:___________________