ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 4 КЛАССЕ Тема урока: ЗВЁЗДНОЕ НЕБО – ВЕЛИКАЯ КНИГА ПРИРОДЫ.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 4 КЛАССЕ
Тема урока: ЗВЁЗДНОЕ НЕБО – ВЕЛИКАЯ КНИГА ПРИРОДЫ.
Цели деятельности учителя Способствовать формированию представления о звёздах, развитию интереса к предмету «Окружающий мир»; создать условия для ознакомления с созвездиями как участками звёздного мира, определения границ знания и «незнания»
Тип урока Открытие нового знания
Планируемые образовательные результаты Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться находить созвездия на звёздной карте и в ночном небе, работать с учебником, организовывать рабочее место.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта – приобретённая компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные : имеют ответственное отношение к учению; проявляют готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
Методы и формы обучения Объяснительно – иллюстративный; коллективная, фронтальная, индивидуальная
Образовательные ресурсы htt://download8.proshkolu.ru
Оборудование Интерактивная доска, компьютер, карта звёздного неба; рисунки и фотографии с изображением созвездий; проверочные тесты по теме «Планеты Солнечной системы»
Основные понятия Созвездия
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации взаимодействия на уроке Формируемые умения (универсальные учебные действия) Промежуточный контроль
1 2 3 4 5 6 7
І. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала - Сегодня мы продолжим путешествие по Вселенной. А куда мы отправимся, вы скажете сами. Тема урока спрятана в отгадке этой загадки:
В чёрном небе до зари
Тускло светят фонари.
Фонари-фонарики,
Меньше, чем комарики. (звезды)
- Сегодня мы узнаем, какие бывают звёзды и что называют созвездиями, познакомимся с картой звёздного неба.
На доске тема: «Звёздное небо – великая книга природы» Слушают, прогнозируют содержание урока на основе загадки. Демонстрируют готовность к уроку. Фронтальная, индивидуальная Коммуникативные:
Высказывают свою точку зрения, вступают в диалог.
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету.
Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Устные ответы, организация рабочего места
ІІ. Актуализация опорных знаний Проверка домашнего задания. Тестирование по теме «Планеты Солнечной системы». Разгадывание кроссворда. - Назовите планеты Солнечной системы, опираясь на изготовленную вами модель.
Предлагается выполнить тест.
- Пора отправиться в путь. Чтобы звёзды приняли нас, разгадаем кроссворд и прочитаем ключевое слово. Выходят к доске, демонстрируя модели Солнечной системы, рассказывают о планетах. Выполняют задания теста. Решают кроссворд. Фронтальная, индивидуальная, коллективная Устные ответы, тест, кроссворд
ІІІ. Изучение нового материала Знакомство с картой звёздного неба, новыми понятиями Демонстрирует карту звёздного неба, фотографии и рисунки.
- Посмотрите, какое огромное количество звёзд, и какие они разные! Когда можно увидеть звёзды на Земле?
-Что же такое звёзды?
-А почему они светятся?
- Звезда – небесное тело (раскалённый газовый шар), ночью видимое как светящаяся точка.
-Запишите определение, что такое звезда, в тетрадь.
- Звезда – это светящийся огненный шар, состоящий главным образом из водорода и гелия. Звёзды, которые мы видим на ночном небе, - это очень далекие солнца. С Земли звезды кажутся нам маленькими точками, а на самом деле – посмотрите, какие разные у них размеры и цвета.
Вообще «наряды» звёзд зависят от их температуры. Красные звезды – сравнительно холодные, желтые – горячие (например звезда Солнце). У белых звёзд температура на поверхности составляет 10 тысяч градусов. Голубые звёзды – самые яркие, их температура на поверхности – 30 тысяч градусов.
Также звёзды различаются и по величине. Многие звёзды Вселенной гораздо больше, чем наше Солнце. Их называют голубыми гигантами. Самые крупные звёзды больше Солнца в 700 раз. Звёзды, уступающие по размерам Солнцу, называются красными карликами, а самые маленькие – белыми карликами.
На карте значками разной величины показаны звёзды от ярчайших до менее заметных. Каждая звезда имеет своё название. Самые яркие из них подписаны. Прочитайте названия ярких звёзд.
- Посмотрите на карту звёздного неба. Ученые подсчитали, что наша галактика «Млечный путь» состоит из 200 миллионов звёзд. Что вы можете сказать о расположении звёзд?
= Существуют места скопления звёзд. Наиболее яркие, заметные на тёмном небе звёзды древние ученые объединили в созвездия. Все звёзды, видимые с Земли, входят в 88 таких созвездий. Каждая «звёздная фигура» получила своё имя. Созвездия носят имена героев мифов и легенд, сказочных существ. Отвечают на вопросы учителя. Выполняют записи в тетрадях Фронтальная Регулятивные:
Ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.
Коммуникативные:
Обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.
Личностные:
Осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Устные ответы, записи в тетради
ІV. Практическая деятельность Работа по учебнику
Задания из электронного приложения к учебнику Читает стихотворение:
Вот Медведица Большая
Кашу звёздную мешает
Большим ковшом в котле большом.
А рядом тускло светится
Малая Медведица.
Маленьким ковшичкомСобирает крошечки.
(Г. Сапгир)
- О каких созвездиях говорится в этом шуточном стихотворении?
- На что похожи созвездия Большой и Малой Медведицы?
- В каком созвездии находится Полярная звезда?
- Сейчас мы познакомимся поближе с некоторыми созвездиями. Прочитаем текст учебника «Сокровища звёздного неба» (с. 18-20)
После чтения предлагает работу по рисункам в учебнике (с. 18, 19, 20)
- Какое созвездие изображено на рисунке (с. 18)? (Полярная звезда) Как вы узнали?
- Какое направление указывает Полярная звезда?
- Какое созвездие изображено на рисунке в учебнике с. 19. (Сириус) Как вы узнали?
- Какие созвездия изображены на рисунке с. 20? (Плеяды, Альдебаран). Как вы узнали?
- Один оборот вокруг Солнца Земля делает за 365 суток, или за год.
Предлагает выполнить задания.
В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации. Внимательно слушают, отвечают на вопросы учителя.
Читают текст учебника, работают по рисункам в учебнике, отвечают на вопросы учителя.
Выполняют задания Индивидуальная, фронтальная Познавательные:
Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск необходимой информации.
Регулятивные:
Ориентируются в учебнике; при выполнении практической работы следуют ранее оговоренному плану.
Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.
Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям Устные ответы, выполненные задания
V. Итоги урока. Рефлексия. Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок. - Очередное путешествие подошло к концу.
- Над какой темой работали?
- Что же такое созвездие? Это одиночная звезда?
- Назовите созвездия, о которых вы узнали на уроке.
- Прочитайте вывод в учебнике. (с. 21).
- Что больше всего понравилось на уроке? Почему?
- Какие задания вызвали затруднения при их выполнении, как вы думаете почему? Отвечают на вопросы учителя. Фронтальная, индивидуальная Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.
Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке Устные ответы
VІ. Домашнее задание. Комментарий учителя Учебник , с. 16-21. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя» Задают уточняющие вопросы. Индивидуальная Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач. Задания
РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ
ТЕСТ «ПЛАНЕТЫ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ»
Подчеркните верный вариант ответа.
Планеты Солнечной системы изучают:
А) географы; Б) историки; В) астрономы; Г) химики.
2. Вокруг Солнца вращаются:
А)спутники; Б) планеты; В) кометы; Г) звёзды.
3.Количество планет Солнечной системы:
А) 9; Б) 11; В) 7; Г) 10.
4. Найди «лишнее» слово:
А) Марс; Б) Юпитер; В) Луна; Г) Венера.
5. Самая большая планета Солнечной системы:
А) Плутон; Б) Венера; В) Земля; Г) Юпитер.
6. Самая маленькая планета Солнечной системы:
А) Плутон; Б) Марс; В) Уран; Г) Нептун.
7. Какая планета названа в честь римского бога войны?
А) Земля; Б) Венера; В) Марс; Г) Нептун.
8. Относительно Солнца планеты расположены так:
А) Венера, Земля, Марс, Меркурий, Нептун, Плутон, Уран, Сатурн, Юпитер;
Б) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Нептун, Плутон, Сатурн, Юпитер, Уран;
В) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.