Методическая разработка урока по окружающему миру на тему Звездное небо 2 класс



Технология групповой работы на уроках в начальной школе.
Предмет: окружающий мир
Класс: 2
Тема: «Звездное небо»





Подготовила: Стрешенец Л.В.,
учитель начальных классов
МКОУ СОШ №13
с.Апанасенковское

В современном обществе к общеобразовательной школе предъявляются новые требования, ориентирующие систему образования не только на качественное усвоение учащимися знаний, но и на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей.
В основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает «разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности».
Реализация этих задач требует нового подхода к обучению детей. Обучение должно быть направлено на формирование познавательных интересов учащихся. Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе.
Скаткин М.Н. подчеркивал, что урок является клеточкой педагогического процесса. В уроке, «как солнце в капле воды, отражаются его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке. Именно поэтому в условиях внедрения ФГОС НОО, утвержденного в 2009 году, важно в первую очередь перестроить урок в начальной школе. Каждый учитель ищет свои способы решения этой проблемы.
Решением проблемы для меня и моих учеников стала технология групповой работы. Работа в группе помогает ребенку осмыслить учебные действия. Это связано с тем, что средой зарождения и вынашивания инициативного поведения в познавательной сфере является группа равных, сверстников, совместно решающих задачу. В процессе совместной учебной деятельности учащиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Кроме того, работа в группе позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса. Приведу пример использования групповой технологии в начальной школе (урок окружающего мира, 2 класс УМК «Школа России»), направленного на формирование национальной гражданской идентичности обучающихся начальной школы.


Тема: Звездное небо
Тип: изучение нового материала

Планируемые результаты

Предметные:
- различать на рисунках созвездия Кассиопея, Орион, Лебедь;
- иметь представления о зодиакальных созвездиях;
- формировать представления учащихся о достижениях нашей страны в освоении космоса
- познакомить с первооткрывателями космического пространства.
Метапредметные:
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;
- понимать различия между художественным и научным текстом;
- соотносить описание созвездия, рисунок, звездное небо;
- сотрудничать со взрослыми;
- находить дополнительную информацию в справочной литературе и сети Интернет
- делать выводы, оценивать свои достижения на уроке.
Личностные:
проявлять навыки сотрудничества с одноклассниками и со взрослыми.

Межпредметные связи: литературное чтение

Ресурсы урока: учебник, атлас-определитель, электронное приложение «Проверь себя», конструктор ТИКО, пластилин, слайды К. Циолковский, С. Королёв, Ю. Гагарин, Г. Титов, А. Леонов.

Ход занятия

Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

Предлагает учащимся отправится в путешествие (звучит спокойная космическая музыка)

Выполняют упражнение на релаксацию.

Актуализация необходимых знаний

Уточняет тему урока. Помогает определить учебную задачу.
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке? О чем мы узнаем?
Помогает в актуализации знаний, полученных в первом классе по данной теме (работа на интерактивной доске с электронным приложением «Проверь себя»).


- Как нам нужно действовать, чтобы полет прошел успешно?

- Космонавтам в полете нужно быть очень внимательными, уметь все замечать. Чтобы нас не подвело зрение, выполним упражнение: встаньте, не поворачивая головы, найдите глазами звезды красного цвета, затем голубые, желтые, зеленые, оранжевые.
Космонавты, отправляющиеся в полет, выполняют задание, проводят исследования, научные опыты. Сегодня мы постараемся выполнить все задания, успешно и благополучно завершить свой полет.
- Ребята, а кто знает, почему птица не может летать в космосе?
- Человек всегда мечтал, как птица, летать в воздухе. И вот наступил день, когда советский человек – гражданин СССР, нашей Родины, - совершил первый полет в космос, преодолев земное притяжение.
Когда был совершен первый полет в космос?
Отвечают на вопросы, актуализируют знания, полученные в 1 классе.
Участвуют в определении темы урока, учебной задачи.
- О космосе, о звездах, о людях, которые отрыли дорогу во Вселенную.

- Работать сплоченно, проявлять организованность, взаимовыручку, умело применять свои знания.











- Существует земное притяжение. Чем выше от земли, тем меньше кислорода, ниже температура


- 12 апреля 1961 года. А совершил этот полет Юрий Алексеевич Гагарин. (Подготовленные дети рассказывают о Ю.А. Гагарине, Г.С. Титове, о нашем земляке – жителе Ставропольского края Владимире Александровиче Джанибекове)

Организация познавательной деятельности

- А теперь поработаем в группах.
(Организует работу в группах с картами исследования,
каждая группа получает исследовать своё созвездие Кассиопея, Лебедь, Орион), для этого использует дополнительный источник информации атлас-определитель, конструктор ТИКО, делает из конструктора необычного человека, которого они бы хотели встретить на других планетах.
Приложение1.


Распределяют работу в группе ( прочитать дополнительный материал, сделать модель созвездия из пластилина, составить слова из конструктора, составить синквейн на тему «Созвездие») Приложение1.
Делают сообщения о проделанной работе.
Учатся задавать вопросы и отвечать на них, при необходимости обращаются к тексту учебника или атласа-определителя.


Подведение итогов
Учитель спрашивает, что нового узнали на уроке, как расширили свои знания, предлагает зажечь маленькие звездочки в свое классе: «Пусть их не так много, как в Галактике, но они у нас тоже есть (ребята из конструктора ТИКО делают звезды)
- Ребята, где могут вам пригодится знания, полученные на уроке?
Рефлексия.
Учитель. А сейчас я попрошу вас оценить свою работу. С каким настроением мы уходим с урока? Если вы довольны своей работой поставьте плюс в кружок с улыбающимся солнышком, а если вам было немного грустно выберите второе солнышко, но а если вы работали не в полную силу и вам было не интересно раскрасьте тучку, но а если вам хотелось на уроке плакать, то выбирайте последний рисунок.



Приложение 1.
Карта исследования
Назовите ваше созвездие____________________
По атласу – определителю найдите дополнительный материал о созвездии.
Сделайте модель созвездия из пластилина.
Составьте синквейн на тему «Созвездие»

После завершения работы в группах полезно не только подвести содержательные итоги, но и обсудить характер взаимодействия: получилось ли дружно работать и соблюдать нормы поведения в команде, почему удалось или не удалось достичь нужного результата. Учителю важно определить, с какой целью используется групповая работа. Это может быть самостоятельное открытие детьми нового материала, закрепление знаний, выработка навыков и умений, контроль за их выполнением. Несомненно, использование технологий групповой работы на уроке создаёт достаточно много трудностей, в первую очередь организационного характера: в классе будет шумно, учителю нужно контролировать работу разных групп, в группах возникают конфликты, не все группы одновременно заканчивают работу. Но при умелой организации эти трудности преодолимы.
Литература
Деменева Н.Н. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС: Методическое пособие. – М.:АРКТИ, 2015.
Деменева Н.Н., Иванова Н.В. Личностно ориентированные педагогические технологии в начальной школе, соответствующие требованиям ФГОС: Учебно-методическое пособие.- М.:АРКТИ, 2015.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.
А.А. Плешаков. Окружающий мир. 2 класс. – Москва. Из-во «Просвещение», 2016









Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №13»
с. Апанасенковское



Рисунок 2Picture 2Picture 715