«Что такое космос. Звездное небо»
Технологическая карта урока по учебному предмету «Окружающий мир» на тему «Что такое космос. Звездное небо», 2 класс.
Автор-разработчик Седова Виктория Владимировна, учитель начальных классов ГБОУ школы №93 Пушкинского района
г. Санкт-Петербурга
Тип урока: Урок изучения нового материала
Авторы УМК: Г.Г Ивченкова И.В Потапова «окружающий мир» изд. АСТ Астрель, 2010,
стр 40 -41 «Что такое звездное небо»
Цели урока: Создание условий для формирования универсальных учебных действий учащихся, развития их способностей: интеллектуальных, речевых, учебных, творческих, знакомство с новым материалом по теме «Космос. Звезды.»Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные): - Познавательных УУД:
1.общеучебных: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, самостоятельное построение речевого высказывания, рефлексия способов и условий действий, контроль и самооценка результатов, смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения
2. логических6 анализ, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, доказательство
3. постановка и решение проблемы: самостоятельное создание способов решения проблемы поискового характера
- Регулятивных УУД:
1. постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и что еще необходимо узнать, т.е целеполагание; саморегуляция как способность к мобилизации сил , контроль и оценка, коррекция
- Личностных УУД: самоопределение – самооценка, повышение школьной мотивации, нравственно-этическая ориентация
- Коммуникативных УУД: умение слушать и слышать партнера (работа в парах) и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, управлять своим поведением.Оборудование: Интерактивная доска, документ-камера.
Образовательные ресурсы: Окружающий мир: 2-й кл.: учебник для четырехл.нач.шк./Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов. – 2-е изд., испр.- М.: АСТ: Астрель, 2005. – 158(2)с.: ил.- (Планета знаний).
Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
I Мобилизующий этап урока.
(3 мин) - Прослушайте музыку, что она вам напоминает, какие картины предстают у вас перед глазами.
(звучит отрывок из композиции группы Spais «Полет в космос»)
- Сегодня мы начинаем говорить с вами на очень интересные темы. На протяжении нескольких уроков мы будем говорить о космосе. Поднимите руку, для кого эта тема интересна? Кто уже владеет некоторой информацией по данной теме? У вас будет сегодня возможность поделиться своими знаниями с одноклассниками. Проверяют готовность к уроку. Личностные:
Формирование учебной мотивации, самоопределение к деятельности.
II Элементы методики развития критического мышления: составление кластера с использованием мультимедийной установки.
(см приложение №1)(5 мин)
- Кто мне может ответить на вопрос, что же такое космос? Что он в себя включает, что в нем есть?
В это время на доске появляется ядро кластера – основная тема урока – «Космос». По ходу ответов учащихся, заполняются подтемы: «Звезды» «Созвездия» «Планеты»….
- А какие еще вопросы вас интересуют в подтеме «Планета Земля»?
- На какие вопросы вы бы хотели получить ответ, изучая тему «Освоение космоса»?
- А еще вы узнаете кто такие астронавты.
- Что вас интересует в подтеме о звездах?
- Как вы думаете в подтеме «Что еще есть в космосе», о чем мы будем говорить?
К концу обсуждения заполняется весь кластер. Приблизительные ответы учащихся: (звезды, созвездия, кометы, летают космические корабли, планеты….)
Приблизительные ответы учащихся: кто и как изучал нашу планету, из чего она состоит, что у нее внутри…
Приблизительные ответы учащихся: кто и когда стал изучать космос, при помощи каких приборов, о космонавтах..Приблизительные ответы учащихся: какие бывают звезды, самые большие звезды и самые маленькие.
Приблизительные ответы учащихся: ( о кометах и о том, что еще летает в космосе.) Личностные:
Нравственно – этическая ориентация
Познавательные:
Поиск и выделение информации.
Коммуникативные:
Воспринимать мнение сверстников; принимать участие в обсуждении.
Регулятивные:
Учиться высказывать своё предположение (версию).
Умение осознавать и формулировать цель с помощью учителя, принимать и сохранять учебно-познавательные задачи до конца учебных действий.
III Работа с текстом учебника. Методика продуктивного чтения: ответы на вопросы учителя по тексту статьи.(9мин) - Чем нам кажутся звезды ?
- С чем их сравнивают?
- Какие синонимы к слову «звезда» встретились тебе в тексте?
- А какие слова называются синонимами?
- Чем различаются звезды?
- Какая самая близкая к нам звезда?
Вокруг этой звезды движутся планеты, среди них есть и наша Земля. Эти планеты образуют Солнечную Систему . Посмотрите на плакат «Солнечная система». Но мы сегодня говорим о звездах. Вернемся к нашему кластеру. Посмотрим на вопросы связанные с подтемой «Звезды». Вы на все вопросы нашли ответы в тексте учебника?
- Где можно узнать эту информацию?
- Этим мы и займемся после физкультминутки.
Ответы учащихся:
-(маленькими сверкающими точками)
-( словно драгоценные камни сверкают они на ночном небе)
-(небесное тело, светило)
- ( близкие по значению)
-(звезды различаются цветом, размером, температурой)
-(Солнце)
- Ответы учащихся: Нет. Мы не узнали о самых больших и самых маленьких звездах, не узнали поподробнее про цвет и температуру на звездах.
Приблизительные ответы учащихся: в энциклопедиях, научных статьях, интернете, справочниках.
Регулятивные:
Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.
Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной форме.
IV Физкультминутка(3 мин) Учитель организует физкультминутку. Обучающие выполняют музыкальную физкультминутку.
V Работа в парах постоянного состава. Методика продуктивного чтения. Самооценка.(11 мин) Перед вами карточка со статьей из научно- популярного журнала. Ваша задача прочитать статью и ответить на ряд вопросов, заполнить таблицу.
( текст статьи - см приложение №2, карточка – см приложение №3)
Учащиеся работают в парах.
Посмотрите на свою работу, вы таблицу заполнили полностью? Ответили на все вопросы, или у вас остались некоторые вопросы без ответа? Оцените свою работу.
Группы выполняют задания, которые даны в карточках. Коммуникативные:
Учиться договариваться, организовывать совместную работу в парах, принимать участие в обсуждении, взаимопомощь
Личностные:
Нравственно – этическая ориентация
Познавательные:
Выявлять известное и неизвестное.
Устанавливать причинно – следственные связи, поиск и выделение информации. Структурировать знания. Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);
осуществлять анализ прочитанного текста, формулировать несложные выводы, основываясь на полученный материал.
VI Проверка. Просмотр ролика «Самые большие звезды во вселенной»
(Видеоролик 3мин 40 сек)
(Проверка 5мин 20 сек)Давайте проверим, как вы заполнили таблицу, правильно ли вы ответили на вопросы.
( проверка).
Оцените свою работу после проверки. У кого изменилась оценка, поднимите руку. Ребята в парах отчитываются о проделанной работе. Коммуникативные:
Учиться оформлять свои мысли в устной форме в соответствии с поставленными задачами, слушать и понимать речь выступающих.
Личностные:
Способность к самооценке, самостоятельно, адекватно оценивать свою работу на уроке.
VII Рефлексия. Итог урока.
(5 мин) - О чем мы сегодня говорили на уроке?
- Давайте вернемся к нашему кластеру. Посмотрите мы на все поставленные вопросы нашли ответы?
- Что нового вы сегодня узнали?
- У вас появились новые вопросы по теме «звезды»? Что бы вы еще хотели узнать? На какие вопросы вы бы хотели получить ответ? Где я могу получить ответ на эти вопросы?
- Вы сегодня очень хорошо работали, особенно хочется отметить… На этом урок закончен. Обучающиеся определяют важность полученных знаний. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, степень ее результативности.
Отвечают на вопросы учителя. Личностные:
Способность к самооценке, самостоятельно, адекватно оценивать свою работу на уроке.
Регулятивные:
Осознание качества и уровня усвоения, планирование последующей деятельности.Приложение 1
508030353000
Приложение 2
…………………………………………….
В старину люди думали, что звезды – блестящие фонарики, подвешенные к хрустальному своду неба. Ведь тогда еще не знали, что каждая звезда – отдаленное Солнце, которое в миллиарды раз больше Земли.
Звезды – громадные раскаленные шары, похожие на наше Солнце. Они находятся очень далеко от Земли и поэтому не греют и кажутся очень маленькими.
Звезд на небе очень много, и, чтобы разобраться в них, люди объединили группы отдельных звезд в созвездия. Созвездиям и самым ярким звездам дали имена.
На ночном небе звезды мерцают разным цветом: голубым, белым, желтым и красным. Белые звезды – очень горячие. Желтые – холоднее белых. Красные звезды – холодные, но самыми горячими считаются голубые звезды.
По своим размерам звезды сильно отличаются друг от друга. Есть звезды – карлики, а есть звезды – гиганты, а есть обычные звезды.
Наше Солнце – желтый-карлик, по сравнению с другими звездами. Но для нас оно огромно. Его размеры в 109 раз больше размеров Земли. Температура на поверхности Солнца 20 миллионов градусов. От Земли до Солнца 150 миллионов километров, поэтому солнечные лучи не сжигают, а только согревают и освещают нашу планету. Без Солнца не было бы жизни на Земле. Растения, животные и люди живут только потому, что жизнь им дает Солнце. Это поняли еще древние люди и поэтому они поклонялись Солнцу, как богу. Они благодарили его за тепло и приветствовали его восход по утрам.
Самая большая из открытых учеными звезд, звезда сверхгигант находится в созвездии Большого Пса и ее диаметр в 1800-2100 раз больше, диаметра Солнца.
……………………………………………………………………………………………………
Оценочный лист
1 задание
2 задание 3 задание 4 задание 5 задание
после выпол-ненияпосле провер-кипосле выпол-ненияпосле провер-кипосле выпол-ненияпосле провер-кипосле выпол-ненияпосле провер-кипосле выпол-ненияпосле провер-ки
Приложение 3
Сколько частей в тексте?..............................О чем этот текст?..............................................................................................................Придумай название к тексту и запиши его перед текстом.
Что такое «звезда»?...........................................................................................................Что такое «Созвездие»?....................................................................................................Сколько букв, звуков, слогов в слове «созвездие»?.......................................................Подбери проверочное слово к словам: зв..зда -……………………………..
З..мля - ……………………………..
покл..нялись - ……………………..
Заполни схему: как звезды делятся по цвету и размеру.
465391518034041681401803403520440180340193929018034017202152660651320165266065701040266065 Цвет звезды Размер звезды
Дай характеристику Солнца.
Цвет звезды
Размер звезды
Во сколько раз Солнце больше Земли
Какова температура на поверхности Солнца Расстояние от Земли до Солнца
Значение Солнца для человека
1.
2.