Исследовательская работа по литературе на тему Фольклор в жизни современных школьников 7 класс
Фольклор в жизни современных школьников
Хабибулина. А.
Россия, Тюменская область, Тюмень,
МАОУ СОШ № 92, класс 7 «Н».
Аннотация
Цель работы: Узнать, что значит для русского человека фольклор.
Методы, используемые в исследовании:
1.Изучение научной литературы.
2.Анализ и обобщение.
3.Опрос.
4.Наблюдение и собственный опыт.
5.Анкетирование.
6.Сопоставление и анализ результатов.
Содержание:
1.Что такое фольклор?
2.Создатель термина «фольклор».
3.Обрядовый и необрядовый фольклор.
4.Основные жанры фольклора.
5. Заонежье – сокровищница русского фольклора.
6.Фольклористика.
7.Малые жанры фольклора.
8.Музыкальный фольклор.
9.Произведение устного народного творчества.
10.Практическая работа.
Полученные данные: Опросили 73 человека.
Вывод: Фольклор имеет всемирное значение. Зная свой фольклор, мы можем понимать другие народы.
Из анкетирования мы можем сделать вывод, что ребята интересуются сказками, на этом их познания о фольклоре заканчиваются.
Фольклор в жизни современных школьников
Хабибулина.А
Россия, Тюменская область, Тюмень,
МАОУ СОШ № 92, класс 7 «Н».
План исследований:
Проблема: Я сама с возрастом утрачиваю интерес к народным произведениям.
Решила изучить подробнее, как относятся сверстники к фольклору.
Современные люди, молодежь утрачивают интерес к фольклору.
Гипотеза исследования заключается в том, что фольклор действительно нужен русскому человеку в современном мире. Несмотря на то, что фольклор зародился еще в глубокой древности мы и в наше время сталкиваемся с фольклорными мотивами и атрибутикой. Немало и в 21 веке древнерусских музыкальных предметов таких как: рожок, гусли, свирель и.т.д. И на русской эстраде немало певцов, которые исполняют русские народные песни, и одеваются в фольклорный костюм.
Мы до сих пор изучаем на уроках литературы различные баллады, частушки, пословицы, древнерусские предания.
Методы:
В процессе работы нами была изучена и проанализирована литература по устному народному фольклору, проведено анкетирование, в котором внимание уделяется изучению знаний русского человека о фольклоре. Например, определение фольклора, век появления устного народного творчества, а также нужен ли людям фольклор в современном мире.
1.Что такое фольклор?
Фольклор (англ. folklore – "народная мудрость") – народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы.
2.Создатель термина «фольклор».
Термин "фольклор" впервые был введен английским ученым Уильямом Томсом (William Thoms ) в 1846 году для обозначения как художественной (предания, танцы, музыка и т. д.), так и материальной (жилье, утварь, одежда) культуры народа.
Фольклор делится на две группы – обрядовый и необрядовый.
4.Основные жанры фольклора.
В фольклоре существуют жанры продуктивные, в недрах которых могут появляться новые произведения. Сейчас это частушки, поговорки, городские песни, анекдоты, многие виды детского фольклора. Есть жанры непродуктивные, но продолжающие свое существование. Так, новых народных сказок не появляется, но старые по-прежнему рассказываются. Поют и многие .Сайт «Literatura5».
5. Заонежье – сокровищница русского фольклора.
В мировой фольклористике Заонежье считается одной из «архаических зон», местом, сохранившим уникальные факты крестьянской культуры. Заонежье вошло в историю культуры как «Исландия русского эпоса», родина замечательных сказителей былин. «На материале, записанном в Карелии, – писал известный советский ученый–фольклорист М.К.Азадовский, – создавалась, в сущности, вся русская наука о фольклоре» [1 , с.20] .
Среди фольклорных жанров, долгое время бытовавших на территории Заонежья, следует отметить, в первую очередь, былины, исторические песни, причеть, сказки, песни.
Широкие возможности для изучения русского былинного эпоса открылись только во второй половине XIX в., после опубликования впечатляющих трудов П.Н.Рыбникова и А.Ф.Гильфердинга, известных как «Песни, собранные Рыбниковым» (1861–1867) и «Онежские былины» (1873). Ранее этот жанр фольклора считался безвозвратно утраченным. Сборники Рыбникова и Гильфердинга были созданы на материале, собранном в основном в Заонежье и Пудожье. Среди мест проживания лучших сказителей, в первую очередь, собиратели выделяли Сенную Губу и окрестности о.Кижи, где было расположено несколько деревень, среди них – дд. Гарницы, Потаневщина (близ современной д.Середки), Боярщина, Кургеницы, Волкостров. Каждая из них связана с именами выдающихся исполнителей былин. Это несколько поколений сказителей Рябининых, В.П.Щеголенок (Шевелев), С.Корнилов, Т.Иевлев, Л.Богданов. Все они обладали особой манерой сказывать былины, и если Рябинины тяготели к классическому исполнению, стремились точно следовать старому принятому тексту, то В.П.Щеголенок (Шевелев) был блестящим примером сказителя–импровизатора. Прах кижских сказителей ныне покоится на кладбище Кижского погоста.
6.Фольклористика— наука, изучающая народное творчество (фольклор), находящаяся на стыке этнографии, литературоведенья и музыкознания. В сфере научных интересов фольклористики находится собирание, издание, типологизация и общее изучение народного творчества.
7.Малые жанры фольклора.
Малые жанры фольклора, колыбельная песня, пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить), потешка (Сайт «Википедия»). ,прибаутка, пословица, заклички, считалка,з агадка.
8.Музыкальный фольклор.
Музыкальный фольклор - это народные песни и танцы, былины и инструментальные наигрыши. «Песни народные, как музыкальные организмы, отнюдь не сочинения отдельных музыкально-творческих талантов, а произведение целого народа», - писал в свое время видный русский композитор и музыкальный критик А. Н. Серов.
Иоганн Готфрид Гердер (1744–1803) был одним из первых ученых, описавших народную музыку с теоретической точки зрения.. Наибольшее значение в осмыслении народной музыки имели музыкально-этнографические исследования, проведенные под руководством американского филолога Френсиса Джеймса Чайлда (1825–1896) в Великобритании и венгерским композитором и фольклористом Белой Бартоком (1825–1945) в странах Восточной Европы.
Можно выделить три основных этапа в эволюции музыкального фольклора:
древнейшая эпоха
средневековье
современная эпоха
9.Произведения устного народного творчества.
Песни, сказки, былины, пословицы, поговорки, загадки - это всё произведения устного народного творчества»
В глубокой древности их сочиняли талантливые люди из народа, но их имен мы не знаем, потому что красивые песни, увлекательные сказки, мудрые пословицы не записывались, а передавались устно от одного человека к другому, от одного поколения к другому.
Рассказывая сказку или исполняя песню, каждый рассказчик или певец что-то добавлял от себя, что-то пропускал, что-то изменял, чтобы сказка стала еще занимательнее, а песня еще красивее. Вот поэтому мы и говорим, что автор песен, былин, сказок, пословиц, частушек, загадок - сам народ.
И в наши дни сочиняются новые пословицы и поговорки, новые загадки, песни и частушки. Устные произведения, созданные народом, выражают его мысли, его чувства, его мечты и надежды. Знакомство с сокровищами народной поэзии помогает глубже узнать нашу Родину.
Русские народные сказки
Что такое сказка?- таков первый вопрос, которые ставит себе человек, желая осмыслить известные ему с детских лет занимательные истории о том, как лиса училась у журавля летать, как шла далекими лесными дорогами девица Марья к жениху Финисту, как ковер- самолет служил Ивану – царевичу…..
Легко выделить сказку среди других произведений устного народного творчества. Но если не ответить на этот вопрос, создается ошибочное впечатление, что, мол, сказка- пустяк, достойный занять лишь пустое воображение; «сказка- складка», «сказка- врака». Но если сказка только плетение словес, игра ума, чистая фантазия, откровенная неправда, то почему сказочный вымысел, буйство воображения занимают людей многие столетия?
А.С. Пушкин заметил:
Сказка- ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.
Крупнейшие русские писатели- от Пушкина до Горького- единодушно отмечали пленительную силу сказок, признавали их образцом национального искусства, подражали сказочникам, перенимали у них приемы художественной выразительности, а главное, стремились удержать в собственном творчестве высоту полета, богатство смысла сказок.
Практическая часть
Чтобы узнать какими знаниями о фольклоре обладают ученики школы № 92, нами было проведено анкетирование 5-7 классов возраста 11-12 лет и 13-14 лет. Им была представлена анкета на тему: «Фольклор».
7 «Н» -27 человека прошли анкетирование;
5 «Л» -33 человека прошли анкетирование.
7 «Л» -17 человек прошли анкетирование.
Полученные данные:
Опросили 77 человека.
Анкета по теме: «Фольклор».
1.Что такое фольклор?
2.Какие произведения устного народного творчества вы прочитали, услышали, изучили?
3.В каком веке появился фольклор?
4.Какие знания дал фольклор народу?
5.Какие темы раскрывают произведения устного народного творчества?
6.Какие образы вам ближе из произведений устного народного творчества? Почему?
7.Перечислите жанры фольклора?
8.Что такое фольклористика?
9.Какие вы знаете черты фольклора?
10.Нужен ли фольклор в современном мире и почему?
Фольклор в жизни современных школьников встречается в разных сферах:
В учебной сфере. (В учебных предметах русский язык, литература, история, география, музыка, ИЗО)
. В культурной сфере. (Праздники в школе «Проводы зимы», концерты и фестивали в городе).
В бытовой сфере (элементы одежды, посуда в народных стилях, интерьер особенно кухонный или дачный, также в деревенском доме)
В интернете (интернет–сообщества, увлекающиеся разными народными ремеслами, народной культурой: выпечка хлеба, приготовление кваса, устройство дома, одежда, собирание фольклора)
В речи (использование в речи пословиц, поговорок, анекдотов, рассказывание небылиц)
Нами проведено анкетирование, опросили 33 человек возраста 11-12 лет, ученики школы №92 (5К) класса.
Результат:
На 1 вопрос 17 человек ответили что фольклор-это устное народное творчество, 2 человека ответили что фольклор-это народная мудрость , 2 человека ответили что фольклор –это искусство народов мира, и остальные 12 человек ответили не- правильно или вообще не ответили на этот вопрос.
На 2 вопрос 16 человек привели примеры малых жанров фольклора в основном таких как: сказки, частушки , рассказы и.т.д, 13 человек привели примеры рассказов и сказок, которые они прочли на уроке литературы, остальные 4 человека не ответили на этот вопрос.
На 3 вопрос 26 человек ответили, что фольклор появился в древнюю эпоху, ведь точной даты появления фольклора нет, 7 человек неправильно ответили на вопрос.
На 4 вопрос 21 человек ответили что фольклор дал русскому народу умение читать, мудрость, добро. Остальные 12 человек не ответили на данный вопрос.
На 5 вопрос 20 человек ответили, что произведения устного народного творчества раскрывают темы волшебства, добра и справедливости, 3 человека размышляют что фольклорные произведения раскрывают тему изучения чего- либо, 6 человек перечислили малые жанры фольклора, что считается неправильным ответом, а остальные 10 человек не дали ответа на этот вопрос.
На 6 вопрос 3 человека ответили, что им ближе образы Бабы-Яги, Кощея -Бессмертного, Богатырей. 15 человек не поняли вопрос и перечислили малые жанры фольклора, и 15 человек не ответили на вопрос.
На 7 вопрос 15 человек перечислили жанры фольклора, в чем и заключалась суть вопроса, 2 человека неправильно ответили на вопрос, и остальные 16 человек не смогли ответить на вопрос.
На 8 вопрос 8 человек ответили, что фольклористика- это наука, изучающая фольклор, 4 человека неправильно ответили на вопрос, а 21 человек не смогли дать ответа на поставленный вопрос.
На 9 вопрос 4 человека ответили неправильно, а остальные 29 человек не смогли дать ответ на вопрос. В 5 «К» классе этот вопрос вызвал большие затруднения.
На 10 вопрос 22 человека ответили, что фольклор в современном мире нужен и очень важен для русского человека, а меньшая половина класса- это 11 человек не дали ответ на этот вопрос.
Вывод:
Большинство учащихся 5 «К» класса поняли суть вопросов и дали на них правильные и полные ответы, но 9 вопрос вызвал у учеников большие затруднения, и они не смогли на него ответить.
В результате анкетирования в 5 «К» классе выяснилось, что ученикам
интересен фольклор и, по их мнению, он нужен в современном мире.
Нами проведено анкетирование, опросили 17 человек возраста 13-14 лет, ученики школы № 92 (7Л) класса.
На 1 вопрос 14 человек ответили, что фольклор- это устное народное творчество, 3 человека неправильно ответили или вообще не ответили на вопрос.
На 2 вопрос 9 человек привели примеры русских народных сказок таких как: «Колобок», «Иван царевич и серый волк», «Три медведя». 5 человек привели примеры малых жанров фольклора, остальные 3 человека не ответили на вопрос.
На 3 вопрос 4 человека ответили, что фольклор появился в Древней Руси, 4 человека ответили неправильно, 9 человек не дали ответ на поставленный вопрос.
На 4 вопрос 7 человек ответили, что фольклор дал русскому народу знания, которыми обладал русский народ во времена Древней Руси, 10 человек не смогли ответить на поставленный вопрос.
На 5 вопрос 8 человек написали в анкете, что произведения устного народного творчества раскрывают темы противостояния добра и зла, веру в волшебство и любовь, 9 человек не дали своего ответа.
На 6 вопрос 7 человек ответили, что им ближе образы положительных героев: «Колобок», «Три богатыря», и «Баба- Яга». 3 человека ответили неправильно перечислив малые жанры фольклора, остальные 7 человек не ответили на вопрос.
На 7 вопрос 10 человек перечислили малые жанры фольклора, 7 человек не ответили на вопрос.
На 8 вопрос 7 человек ответили, что фольклористика- это наука изучающая фольклор, остальные 10 человек не ответили на вопрос.
На 9 вопрос 2 человека неправильно ответили вопрос, остальные 15 вообще не ответили на поставленный вопрос.
На 10 вопрос 12 человек ответили, что фольклор нужен в современном мире, остальные 5 ответили, что фольклор не нужен русскому народу.
Вывод: На поставленные мной вопросы 7Л класс отвечал неподробно, большенство учеников не смогли ответить на эти вопросы.
Нами проведено анкетирование, опросили 27 человек возраста 13-14 лет, ученики школы № 92 (7Н) класса.
Результат:
На 1 вопрос 19 человек ответили, что фольклор – это устное народное творчество, 2 человека ответили что фольклор- это народная мудрость, остальные 2 человека не ответили на этот вопрос.
На 2 вопрос 9 человек привели примеры названий былин, которые они прочитали на уроках литературы, 7 человек написали малые жанры фольклора, и 11 человек не дали ответ на поставленный вопрос.
На 3 вопрос 8 человека ответили, что фольклор появился в древней Руси, 4 человека ответили, что фольклор появился в 12 веке, 15 человек не ответили правильно или вообще не отвечали на вопрос. У учеников 7 «Н» класса этот вопрос вызвал большие затруднения.
На 4 вопрос 10 человек ответили, что фольклор дал народу знания о прошлом, о жизни предков, остальные 17 человек не ответили на этот вопрос.
На 5 вопрос 4 человек ответили, что произведения устного народного творчества раскрывают тему о жизни других людей, 4 человек перечислили малые жанры фольклора, 19 человек неправильно ответили или не отвечали на этот вопрос.
На 6 вопрос 6 человека ответили, что им ближе образы богатырей и народных героев, 5 человек перечислили малые жанры фольклора, остальные 16 человек не ответили на поставленный вопрос.
На 7 вопрос 9 человек перечислили жанры фольклора, в чем и заключалась суть вопроса, остальные 15 человек не ответили на вопрос.
На 8 вопрос 9 человек ответили что фольклористика – это наука изучающая фольклор, 18 человек не ответили на вопрос.
На 9 вопрос 4 ученика ответили верно, 23 человека не смогли ответить на поставленный вопрос. Для учеников 7 «Н» класса стал затруднителен.
На 10 вопрос 16 человек ответили, что фольклор нужен в современном мире, что - бы люди знали, как русский народ раньше жил, 3 человека ответили, что фольклор не нужен в современном мире, остальные 8 человек не ответили на этот вопрос.
Вывод:
Лишь малая часть 7 «Н» класса смогла понять поставленные мной вопросы и ответить на них, остальная часть класса не справилась с вопросами.
Чем старше человек, тем менее ему интересен фольклор.
Результат анализа анкет 5 «К» класса.
Большинство учащихся 5 «К» класса поняли суть вопросов и дали на них правильные и полные ответы, но 9 вопрос вызвал у учеников большие затруднения, и они не смогли на него ответить.
В результате анкетирования в 5 «К» классе выяснилось, что ученикам интересен фольклор и, по их мнению, он нужен в современном мире.
Результат анализа анкет 7 «Н» класса.
Лишь малая часть 7 «Н» класса смогла понять поставленные мной вопросы и ответить на них, остальная часть класса не справилась с вопросами.
Чем старше человек, тем менее ему интересен фольклор.
Результаты анализа анкет 7 «Л» класса.
На поставленные мной вопросы 7Л класс отвечал не подробно, большенство учеников не смогли ответить на эти вопросы.
Вывод:
Фольклор имеет всемирное значение. Зная свой фольклор, мы можем понимать другие народы.
Из анкетирования мы можем сделать вывод, что ребята интересуются сказками, на этом их познания о фольклоре заканчиваются.
По результатам анкетирования можем сделать следующее суждение, что с возрастом интерес к народной культуре не утрачивается, а наоборот возрастает, изучив мероприятия, проходящие у нас и в других городах, творчество исполнителей песни, танцевальных коллективов, в обычной жизни людей, стремящихся внести народные истоки в свою личную жизнь.
Литература:
1.Сайт «Википедия» ссылка https://ru.wikipedia.org
2.Сайт «Академик» ссылка http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_literature/
3.Сайт http://www.physchem.chimfak.rsu.ru/
4.Сайт «literarura5ru»
5.Сайт «Rusprogram.ru» ссылка http://rusprogram.ru/f93
6.Сайт «Энциклопедии и словари» ссылка http://enc-dic.com/music
7. http://www.noviedeti.ru Дворянский клуб.
8. http://vk.com/artwoodbg Резьба по дереву.
9. http://www.praxleb.ru/ Здравый хлеб и квас.
Приложение 1
НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ РОДОВЫХ ПОМЕСТИЙ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ. СОЗДАН В 2005 году.
Восстанавливаем в себе русскую культуру мышления и мироустроения. Занимаемся этно-психологией и этно-педагогикой. Интересы:.Русский рукопашный бой. Экопоселения России. Справный дом и сад. Ладная семья. Спас.
Изучение костюма разных областей России.
Устройство быта, русская печь.
Оформление интерьера.
Рукоделие.
Славянские обереги.
Кухонная утварь.
ПчелоВед сообщество - это Люди Возрождающие Естественную Среду Обитания Пчёл.Содержащие пчелосемьи только по безрамочной - старинной Русской технологии и только из природных материалов. Добывающий один раз в год, зрелый настоящий сотовый мёд, не ранее ноября. Эта группа создана для тех кто решил держать пчёл в естественных природных безрамочных условиях.
Пчеловодство.
Резьба по дереву. Строительство дома.
Здравый хлеб и квас – движение домашнего хлебопечения.
ГАВРИЛА И ТАТЬЯНА ЖДАНОВЫ - основатели движения домашнего хлебопечения на заквасках в России и странах СНГ, создатели Здравого хлеба, авторы курсов и книг, ведущие семинаров по здоровому питанию. Всего за пять лет они обучили выпечке здорового хлеба десятки тысяч людей по всему миру. В России Ждановых называют «гуру бездрожжевого хлебопечения». Они пекут разнообразные хлеба, пироги, сдобу, готовят квасы на заквасках, рецептуры и технологии которых разработали сами.
Приложение 2
Диаграммы результатов анкетирования.
Активность отвечающих и правильность ответов.
Ответ на 10 вопрос анкеты «Нужен ли фольклор в современном мире?»
Приложение 3
Уильям Томсон. Произведение устного народного творчества.
Древнерусский музыкальный инструмент.
Народный ансамбль .