Занятие в дополнительном образовании детей по экологии Чудо-ягода брусника!


ТЕМА: «Чудо – ягода брусника»

ЦЕЛЬ: расширять представления детей о природе родного края посредством изучения отдельных природных объектов (ягодных растений), научить изготавливать ягоды брусники из соленого теста.
ЗАДАЧИ:
образовательная: познакомить с разнообразием флоры родного края, техникой изготовления изделий из соленого теста;
воспитательные; воспитывать бережное отношение к природе родного края, культуру работы с различными материалами, самостоятельность;
развивающие: развивать художественное и эстетическое восприятие и воображение детей, творческое отношение к работе, внимание, память, мышление, мелкую моторику рук.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ
Технические: ПК, интерактивная доска, образцы изделий, трафареты, соленое тесто, аудизапись музыки.
Для учащихся: картон, клей, гуашь 2 цветов (синий и зеленый), поролон, влажные салфетки, зубочистки, кисти.

ФОРМА
Формы организации занятия: индивидуальная.

ПРИЁМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
По источнику передачи и восприятия учебного материала: наглядный, словесный, практический;
по особенностям поисковой деятельности учащихся: объяснительно-иллюстративный, эвристический.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Ознакомление с разнообразием флоры Надымского района.

КОНТРОЛЬ:
Устный, самооценка.

ХОД ЗАНЯТИЯ
Приветствие.
Знакомство с темой занятия.
Объяснение нового материала, составление алгоритма работы над изделием.
Самостоятельная (творческая) работа учащихся.
Физминутка.
Рефлексия.
Демонстрация выполненных работ учащихся, выставка.
Итог.
Уборка рабочих мест.

Приветствие.
- Добрый день, дорогие ребята. Мы с вами живем в большой, замечательной стране, которая носит красивое название (Россия).
- А знаете ли вы, в каком округе мы живем? (в Ямало – Ненецком округе)
- Округ наш большой, в нем много городов и поселков. Назовите, какие из них вам известны (дети называют города и поселки).
- А теперь назовите главный город ЯНАО, главный город нашего района.
- А кто из вас знает, как называется та местность, где расположены эти населенные пункты?
(тундра).
- Что же обозначает слово “тундра”? (ответы учащихся). Слово «тундра» в переводе с финского языка означает горная пустынная местность. Почему пустынная? Да потому, что все растения в тундре низкорослые, нет деревьев, а только кустарники, кустарнички и травяные растения. Хоть

и придумали это слово финны, но теперь разные народы называют им безлесные северные области (показ видеослайда).
- Богатство края – в его природных ресурсах. В тундровых лесах обитает пушной зверь и лесная птица; в реках и озёрах плавает много ценной рыбы. В тундре зреют миллионы грибов и ягод.
- Назовите растения и ягоды, произрастающие в тундре.
- А вы знаете, почему ягоды назвали именно так?
ЧЕРНИКА – потому что цвет ягоды черный. ГОЛУБИКА – потому что цвет ягоды голубой. КЛЮКВА – от слова «клюв», потому что их клюют птицы. БРУСНИКА – в древности красный цвет называли «бруснявый» и поэтому назвали ягоду брусника. МОРОШКА – за лето три раза меняет цвет ягод, «морочит голову» поэтому назвали морошка.

Знакомство с темой занятия.
- Чтобы узнать тему нашего занятия, я предлагаю вам отправиться отгадать загадку.
Листики с глянцем,
Ягодки с румянцем.
А сами кусточки не выше кочки.
Сказка
 - Осенью папа, мама и их сын Дима отправились в тундру за грибами и ягодами. Дима в то время ходил в младшую группу детского сада и, конечно, многого ещё не знал и тундры никогда не видел. Как хорошо быть маленьким! – говорил Дима, – Земля близко, всё, что на ней растёт, видно, как на ладони. Я больше всех наберу ягод.
Но, когда Дима вместе с родителями вышел из автобуса, то увидел, что ягод вокруг видимо-невидимо и все разные. Какие же собирать? А спросить у мамы или папы он постеснялся: не надо было хвастаться, что, всё-то знает. Как быть? (Ответы учащихся). Совсем наш герой пригорюнился, как вдруг прямо под ногами услышал тоненький голосок.
Побежал Дима родителей догонять, как вдруг опять чей-то голосок, но ещё тоньше прежнего.
- Мальчик! Разве ты меня не видишь?
Посмотрел Дима под ноги, а на бугорках россыпи красных ягод, маленьких-маленьких, кругленьких-кругленьких. Некоторые лопнули, и обнажилась розоватая мякоть. Уже осень, поэтому листья пожелтели и покраснели, а у этой ягоды-зелёные, крепкие (показ видеослайда).
Я брусника (показ видеослайда). Собери мои ягоды – не пожалеешь. Зимой, если простудишься, будешь пить морс из них и есть варенье. И температуры как не бывало. А ещё витамина С во мне много, с простудой бороться легче. А живу я до 300 лет.
- Ребята, брусника - это чудесное вечнозелёное растение. Зимой, раскопав снег, можно найти её кустики с блестящими живыми листиками. Весной, когда сойдёт снег, на кустиках появляются молодые побеги со светло – зелёными листочками. Цветёт брусника мелкими белыми цветочками, на месте которых появляются бледно – зелёные ягоды. За лето ягода наливается соком, а осенью ягоды станут ярко – красными и только тогда их можно собирать. Брусника - кисло-сладкая, красная, листики у нее остаются зелеными и под снегом. Все эти ягоды богаты витамином С, который укрепляет организм и помогает ему бороться с простудой.

Составление алгоритма работы над изделием.
- Ребята, нашу брусничку мы изготовим из соленого теста. Кто-то из вас раньше работал с соленым тестом? На что оно похоже? (на пластилин). А вы знаете рецепт приготовления соленого теста? (половина стакана соли (соль обязательно должна быть мелкой), половина стакана муки, 1 чайная ложка крахмала, можно добавить половину чайной ложки подсолнечного масла, чтобы тесто стало эластичным) и немного воды.
- После того как мы приготовили тесто, можно начинать с ним работать.
- Отщипываем маленький кусочек теста, по размеру нашей ягоды и катаем из него шарик. Затем зубочисткой с одной стороны ягоды делаем небольшую вмятину и оставляем тесто сушить. В домашних условиях подсушить его можно в духовке или микроволновой печи, в условиях кабинета сушить его придется не менее суток.

- У вас на столах лежит основа аппликации – белый картон и трафарет, нужно наложить его сверху на картон, плотно прижать одной рукой, а другой рукой нанести на кусочек поролона гуашь и примакиванием поролона к бумаге нанести краску на трафарет, затем наносим краску на края основы – получаем рамку.
- После того, как наша ягодка высохла, клеим ее на основу (белый картон), можно использовать клей – карандаш или клей ПВА. Даем немного высохнуть клею и тем способом примакивания красим ягоды в красный цвет поролоном или кисточкой.
- Ребята, при выполнении такой работы, нужно следить за тем, чтобы не испачкать одежду. Если необходимо, воспользуйтесь влажными салфетками.

Самостоятельная (творческая) работа учащихся.
5. Физкультминутка.
Я по лесу пройду
Я бруснику найду.
Если нет лукошка,
Соберу в ладошку.
Прыгну через лужицу,
Голова закружится –
И в траву брусника
Тут ее найди-ка!

Рефлексия.
- Рассмотрите внимательно получившуюся аппликацию, все ли у вас получилось, может быть, вы хотите что-то подправить. Вы можете показать свою работу соседу, оценить работы друг друга.

Демонстрация выполненных работ учащихся, выставка.
Итог.
- Что нового вы узнали на нашем занятии?
- Откуда взялось название «брусника»?
- Как приготовить соленое тесто?
- Как изготовить изделие из него?
- Что бы вам хотелось рассказать родителям о сегодняшнем занятии?

Уборка рабочих мест.




15