Методическая реомендация по формированию временных представлений у учащихся с нарушениям интеллекта младшего школьного возраста


ГБОУ РТ Хондергейская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья
Методическая рекомендация
по формированию временных представлений у учащихся
с нарушениями интеллекта младшего школьного возраста

Разработала
учитель-дефектолог
Артседи И.В.
2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка
Данная методическая рекомендация разработана для педагогов с целью помощи в определении и использовании коррекционных игр и упражнений при формировании временных представлений у детей с нарушениями интеллекта младшего возраста. Составлена из различных источников специальной литературы.
Временные представления у детей с нарушениями интеллекта развиваются значительно поздно и медленно, но не следует преувеличивать их недоступность. Причинами затруднения усвоения понятий о времени являются: несформированность познавательных процессов, неспособность к образованию отвлеченных понятий, сильные речевые нарушения. Полученные знания, умения и навыки они применяют с трудом, как заученные штампы. Лишь незначительная часть с умственной отсталостью могут назвать правильно время года. Они путают названия месяцев, их последовательность, не могут определить время по часам. У детей с умственной отсталостью нет реальных представлений о единицах измерения времени. Они имеют нечеткие представления о длительности отдельных видов деятельности, даже тех, которые связаны с их повседневной жизнью. Отмечаются затруднения в формировании представлений отдаленности событий. Им трудно представить отрезки времени, удаленные на десятки лет.
Обучаясь по коррекционной программе, умственно отсталые дети в первом классе должны усвоить понятие «неделя», последовательность дней недели. Уточняются представления о частях суток. Вводится понятие «сутки». Они должны овладеть определенной группой слов (рано, поздно, быстро, медленно).
На втором году обучения умственно отсталые дети должны иметь большой запас наблюдений смены дней в течение недели. Они получают понятие о часе, знакомятся с прибором измерения – часами. Дети должны научиться различать стрелки, называть их, уметь определить целый час.
В третьем классе умственно отсталые дети учатся определять время с точностью до 5 минут. Знакомятся с понятием «год».
В четвертом классе детьми уточнятся временные представления, полученные в предыдущих классах. Необходимо знакомить детей с умственной отсталостью с трудом в городе и деревни в разные времена года.
Все это возможно только при грамотном построении коррекционного процесса обучения с опорой на его сохранные стороны, используя наиболее эффективные, новые формы и методы, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.
При формировании временных представлений нужно в первую очередь уделить внимание на развитие у детей понимания последовательности.
Игры и упражнения для формирования последовательности, ряда.
Упражнение «Лестница». Пройдитесь с ребенком по лестнице, считая ступеньки. Затем соорудите «лестницу» из подручных средств, потом можно будет изобразить ее на бумаге. Расставьте с ним на ступеньках, например, матрешек (соответственно — по восходящей и по нисходящей) или любые другие постепенно увеличивающиеся (уменьшающиеся) предметы.
Усложняя ситуацию, попросите ребенка каждую ступеньку обозначить соответствующей цифрой. Задачи можно варьировать: просто от 1 к...; четные, нечетные числа и т.д.
Игры «Карты покерные». Обсудите с ребенком последовательность карточного ряда, соотнося его с числовым. Его задача — выложить одновременно два (а потом и четыре) ряда — красный и черный, находя для каждой карты ее место. Усложнение задачи — один ряд выкладывать в прямом, а другой — в обратном порядке. Следует подчеркнуть, что умение ребенка играть в карты: «девятку», «дурака», «кинга» — намного ускорит формирование у него самых разнообразных функций.
Игра «Домино». Брать из «базара» по одной кости и выкладывать ряд в порядке возрастания (убывания) суммы на кости.
Игра «Я загадал число». Один из игроков загадывает число в определенном интервале по договоренности. Остальные пытаются его отгадать. «Это число пять». — «Нет, мое число меньше», — говорит загадавший. «Два». — «Нет, больше». Игра идет до тех пор, пока число не будет угадано. Необходимо следить, чтобы дети не называли числа наугад, а осознавали, на каком интервале числового ряда они находятся.
Упражнение «Всему свое время». Предложите ребенку рисунки, на которых люди ведут себя не по возрасту. Сопроводите их комментариями и вопросами типа: «Каждый человек ведет себя в соответствии со своим возрастом? То, что хорошo для детей, может быть нелепым для взрослых, и наоборот? Что такое возраст? Какой вопрос задают человеку, когда хотят спросить о его возрасте? С какого дня начинается отсчет возраста человека? Знаешь ли ты, сколько лет тебе, твоим родным?».
Здесь же необходимо проработать временные понятия «младше», «старше», «ровесники» и т.п.
Упражнение «Как меняется человек с возрастом». Обсудите с ребенком, как меняются с годами физические способности, объем знаний, память, опыт и т.д., опираясь на изображения людей соответствующего возраста. Затроньте вопрос об отношении к маленьким и старикам.
Упражнение «Состав семьи и ролевые функции». Подготовьте соответствующие иллюстрации и разберите с ребенком, кто кем является в семье, делая началом отсчета сначала ребенка, потом других членов семьи («Для дедушки твой папа — сын, ты — внук, бабушка — жена и т.д.). Составьте схему семьи ребенка, сопроводив ее фотографиями. Обсудите, кто какие роли выполняет в семье и какие имеет права и обязанности (мама заботится о бабушке, а бабушка — о внуках).
Упражнение «Кто чей ребенок?» Игра вербальная (можно с перекидыванием мяча или с подбором картинок): «У козы — ..., у белки — ..., у овцы — ... (и т.д.)».
Упражнение «Кто кем станет, кто кем был?» «Жил-был маленький щенок. Он подрос, однако; и теперь он не щенок — взрослая... Жеребенок с каждым днем подрастал и стал... Бык, могучий великан, (в детстве был..., толстый увалень баран — тоненьким...)».
Кем были раньше дубок, цыпленок, цветок (и т.п.)?
Упражнение «Генеалогическое дерево». На основе предыдущих упражнений составьте вместе с ребенком «ветви», соединяющие детей (братьев и сестер) и родителей (бабушек, дедушек).
Игры и упражнения для формирования временных представлений
Упражнение «Время суток». Проанализируйте вместе с ребенком последовательность времени суток. Нарисуйте вместе с ним рис. 1.
Для закрепления этих знаний рекомендуются следующие игры:

Рис. 1
1. Четверо детей стоят с четырех сторон вокруг водящего, находящегося в центре. Каждый из игроков олицетворяет какую-либо часть суток, занимая свое место в суточном кругу (образ циферблата). Игрок кидает мяч водящему и называет себя: «Утро». Тот бросает мяч игроку, изображающему следующую часть _ суток, а потом поворачивается в его сторону. Игрок с мячом опять называет 4 часть суток и бросает мяч водящему.
2. Условия те же. Ребенок, олицетворяющий утро, подбрасывает мяч вверх и говорит: «После утра будет...». Мяч ловит тот ребенок, которому следует сказать: «День». Когда последовательность со словом после усвоена, также отрабатывается последовательность со словом перед и за; затем вперемешку.
3. Дети садятся в круг, вводится правило: если ведущий, называя какую либо часть суток, направляет ребенку красный мяч — тот называет часть суток предшествующую (до) названной; если синий мяч — часть суток, следующую после названной; желтый — противоположную часть суток («утро—вечер», «день— ночь»).
Упражнение «Распорядок дня». Проанализируйте вместе с ребенком, что он обычно делает в первую очередь «после» того, как проснулся; что делает «после» этого и т.д. Затем схематично, как на рис. 19, напишите распорядок дня, дайте четкое направление хода времени. При этом со зрительной опорой на схему, на конкретном материале распорядка дня у ребенка формируются понятия «раньше», «позже», «до» и «после».
Попросите его рассказать об основных моментах режима дня, используя наречия: вечером, ночью, утром, днем, сначала, потом, раньше, позже, часто, редко, рано, поздно и т.п. Проанализируйте, чем заняты в это же время другие люди, животные (ночью гуляют кошки, летает сова, бегают мыши).
Упражнение «Дни недели, времена года, месяцы». Для запоминания этих временных последовательностей проводится работа, аналогичная предыдущей, с такими же опорными схемами (рис. 2).

Рис. 2
Игры с мячом:
а) игроки ловят мяч только в том случае, когда назван месяц определенного времени года;
б) ведущий называет месяц, а игрок, которому бросили мяч, — соответствующее время года;
в) игроки должны ловить мяч, только если назван какой-либо месяц, а ведущий может называть еще и времена года, дни недели, части суток.
Здесь же отрабатывается понимание сложных временных конструкций и возможность их актуализации. Например: «После какого времени года наступает?..», «Перед каким временем суток бывает?..» и т.д.
Для успешного запоминания временных последовательностей дайте ребенку опору в виде иллюстраций из календаря, стишков, загадок, например:
Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает?
Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает, когда это бывает?
Пусты поля, мокнет земля, лист опадает, когда это бывает?
Снег на полях, лед на реках, иней сверкает, когда это бывает?
Упражнение «Определение времени по часам». Ребенка, освоившего счет в пер десятке, нужно на действующей модели познакомить с часами с арабскими цифрами. Вначале введите понятие о минуте как малом промежутке времени. Засеките минуту (например, с помощью секундомера), дайте почувствовать ребенку, обсудите, что можно сделать за одну минуту, за две, за пять. Taк же можно обыграть «пятнадцать, сорок пять минут». Затем аналогично введите, понятие о часе и других промежутках времени.
Сколько раз за сутки часовая стрелка обходит циферблат? Почему есть понятия 7 часов утра и 7 часов вечера, 12 часов дня (полдень) и 12 часов ночи (полночь)? Нужно попросить ребенка показать время на часах, связывая его с определенными событиями дня: «Ты встаешь в 8 часов, завтракаешь в половине 9-го, в 11 часов идешь гулять» и т.д. Нужно почаще задавать ему вопрос «Сколько сейчас времени?».
Упражнение «Стрелки часов». Для детей, освоившихся с часами и способных представить циферблат мысленно, можно предложить игру, где отгадывается задуманное ведущим время в интервале от получаса до 5 мин (по уговору). На вопросы можно отвечать только «да» или «нет». Ведущему задают вопросы типа «Минутная стрелка расположена в верхней половине циферблата? Часовая стрелка расположена между 4 и 8?» Подразумевается, что границы интервала являются его частью. Поэтому если, например, минутная стрелка стоит на 12, то она попадает и в интервал с 8 до 12, и в интервал с 12 до 3. Выигрывает определивший время за меньшее число вопросов, а также нарисовавший циферблат с соответствующим расположением стрелок.
Игра «Подбери слово». Слушайте внимательно и скажите, о чем буду говорить, и в какое время года это бывает:
-рисует, щиплет, трещит, морозит … (мороз);
-свищет, бушует, дует, завывает … (ветер);
-летает, танцует, сыплется, ложится, покрывает … (снег);
-висит, растет, тает, плачет, капает … (сосулька);
-распускаются, зеленеют, радуют, появляются, цветут … (цветы).
Игра «Отгадайте по рассказу». Слушайте внимательно и отгадайте, про какое время года идет речь.
- Радостное время года. Она дарит нам богатый урожай, его вырастили на полях, в садах, в огородах. Воздух чистый, свежий, улетают на юг перелетные птицы. Золотая время года называется … (Осень).
-Все кругом белым-бело: дома, и земля, и даже деревья надели снежные шапки. Тяжелыми, белыми шапками накрылись и притихли деревья. Будто спят. Снег на полях, лед на водах. Вьюга гуляет когда это бывает? (Зима).
-Вся природа просыпается после зимних холодов. Появляются светлая, нежная зелень, первые цветы, прилетают птицы, пробуждаются деревья, звери и насекомые от долгого непробудного сна, точно, как в сказке. «Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает?» (Весна).
- Какое время года приходит на смену весне? (Лето).
Вспомните наиболее яркие впечатления лета, чем особенно понравилось летом (сбор ягод, купание в реке, прогулка в лес и т.д.)
Упражнение «Каждому – свое время». Разложи по порядку карточки с картинками времен года.
Упражнение «Найди ошибки». Определи, чего не бывает.
- Дети загорают, купаются, лепят снеговики.
- Под ногами шуршат сухие разноцветные листья.
- Люди собирают урожай весной.
- Набухают почки, распускаются на деревьях листья зимой.
- Цветут разноцветные цветы на лугах зимой.
- Сосульки капают летом.
- Желтые, сухие листья выпадают весной.
Использованная литература:
1.А.В. Семенович «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте» Москва, АСАDЕМА, 2002.
2.Н.П. Мещерякова, Е.В. Зубович, С.В. Леонтьева “Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольника» Волгоград, Учитель, 2010.
3.Е.А. Екжанова, О.А. Фроликова «Эффективная коррекция для первоклассников в играх и упражнениях».
4. И.О. Кукушкина, Т.К. Королевская «Я открываю мир» Москва/Просвещение,2012.