Рекомендации В помощь классному руководителю по изучению отношения слабоуспевающих учащихся к учёбе


В помощь классному руководителю по изучению отношения слабоуспевающих учащихся к учебе:
1. По «личному делу» ученика проследить его успеваемость за предыдущие годы, сделать вывод о динамике успеваемости.
2. По классному журналу проследить систему проверки знаний учащихся, выявить динамику успеваемости.
3. Получить от каждого учителя отзыв об учебной деятельности ученика в классе, об отношениях его к учебному предмету.
4. Добиться контакта с учеником, выявить мотивы его учения, отношение к отдельным учебным предметам, учителям.
5. Просмотреть тетради ученика, изучить результаты его труда.
6. Изучить отношение к учению в процессе наблюдения за учебной деятельности ученика при посещении уроков (посетить с этой целью не менее 10- 15 уроков).
7. Главное при посещении уроков обратить внимание на следующее:
8. Был ли ученик на месте к началу урока, подготовил ли все необходимое, как вел себя при появлении учителя, сразу ли включился в работу.
9. Какое участие он принимал в проверке знаний, как реагировал на оценку своих знаний, как вел себя при опросе других, слушал ответы, дополнял, не слушал, отвлекался, мешал другим, как реагировал на оценки других учащихся.
10. Слушал или не слушал объяснения учителя, проявлял внимание ли невнимательность, устойчиво ли внимание ученика, если отвлекался, то...
11. Владеет ли ученик навыками учебного труда, умеет ли работать самостоятельно, проявляет ли логичность, сознательность и самостоятельность суждений, какова культура речи, насколько активен ученик.
12. Записал ли задание на дом.
13. Как вел себя ученик после звонка с урока.
В результате наблюдений за учеником на уроках постараться сделать выводы:
1. Имеет или не имеет заинтересованность к приобретению знаний (судя по степени активности на уроках, качество выполнения домашних заданий, читательским интересам)
2. Имеет или не имеет устойчивый интерес к какому-нибудь одному или нескольким предметам, к тому или иному виду учебной деятельности.
3. Обладает или не обладает устойчивым вниманием к урокам, к выполнению заданий, к слову учителя.
4. Проявляет и настойчивость, стремление к овладению знаниями на уроках.
5. Живо или безразлично относиться к тому, что делается на уроках, что говорит учитель, что отвечает учащийся.
6. Проявляет ли любознательность к чему- либо.
7. Как относится к выполнению домашних заданий (выполняет, не выполняет, выполняет частично).
8. Как управляет своим поведением на уроках.
9. Как относится к положительным и отрицательным оценкам его знаний учителями (какова реакция: безразличие, радость, возмущение, громкий протест).
Список литературы
1. Болдырев Н. И. Методика работы классного руководителя: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов.-М.: Просвещение, 1984.
2. Строганова, Л. В. Классные часы, беседы для младших школьников и подростков (воспитание толерантности) / Л. В. Строганова. – М. : Педагогическое общество России, 2006. – 128 с.
3. Кукушин, В. С. Теория и методика воспитательной работы : учеб. пособие / В. С. Кукушин. – Ростоа н/Д : издат. центр «Март», 2002. – 320 с.
4. Щуркова, Н. Е. Классный час: Поговорим о жизни…: Материалы для воспитателей и классных руководителей / Н. Е. Щуркова. – М. : АРКТИ, 2005. – 168 с.
Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
5. Классному руководителю. Учеб.- метод. пособие / под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.