Урок по теме Информация


Шапошников Сергей Артёмович
учитель информатики МКОУ Первомайская ООШ
Россошанского муниципального района.
5 класс.
Тема: ИНФОРМАЦИЯ. Информация об объектах – необходимое условие для действий с объектами. Что можно делать с информацией? Понятие о хранении, обработке, передаче информации.
Управление компьютером с помощью клавиатуры. П.Р. №1. Знакомимся с клавиатурой.
Цели урока:
Образовательные: формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
Развивающие:развивать творческие способности учащихся;
развивать информационную культуру;
Воспитательные:воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
прививать интерес к предмету;
прививать навыки самостоятельности в работе;
воспитывать толерантность и дисциплинированность;
Задачи урока:
развивать коммуникативные навыки учащихся.
содействовать установлению межпредметных связей.
показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
знакомить учащихся с видами информации по форме представления;
формировать практические умения учащихся при работе с клавиатурой;
Планируемые результаты:
предметные:понимать и правильно применять на бытовом уровне понятие «информация»;
различать виды информации по способам восприятия её человеком, по формам представления;
приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, в обществе, в технике;
пользоваться клавиатурой для управления компьютером и для ввода информации в память компьютера;
личностные:поиск и выделение необходимой информации, умения классифицировать информацию по форме представления;
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
умения структурировать знания;
умения осознанно и правильно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
метапредметные:
умение выделять, называть, читать, описывать объекты реальной действительности (умение представлять информацию об изучаемом объекте в виде описания, ключевых слов или понятий);
умение объяснять взаимосвязь первоначальных понятий информатики и объектов реальной действительности (соотносить их между собой, включать в свой активный словарь ключевые понятия информатики).
умение применять начальные навыки по использованию компьютера для решения простых информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.
1. Организационный момент.
Деятельность учащегося:
Познавательная - поиск и выделение необходимой информации;
Регулятивная - саморегуляция; целеполагание.Учитель:
-Ребята, я предлагаю начать наше занятие с кроссворда (Кроссворд ур. №2).
Вполне возможно, что некоторые термины, из которых он составлен, мы еще не знаем, но верхнее слово по горизонтали мы сейчас должны разгадать.
- Знания человека об окружающем мире – это? ИНФОРМАЦИЯ!
Вот это слово и является темой нашего сегодняшнего урока.
2. Активизация мышления и актуализация ранее изученного.
Деятельность учащегося:
Личностная: смыслообразование; нравственно – этическая ориентация, оценивание усваиваемого;
Познавательная - поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное построение речевых высказываний в устной форме;
Регулятивная - целеполагание; контроль (сличение с эталоном), коррекция; саморегуляция; оценка своих достижений.
Коммуникативная: продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией;
Используемые ЭОР: 1 През. Информатика.
Фронтальный опрос по ранее изученному материалу с использованием презентации 1: (1 През. Информатика).1). Откуда произошёл термин «Информатика»?
2). Что такое информатика?
3). Что мы называем компьютером?
4). Нужна ли правильная поза во время работы с компьютером?
5). Назовите основные требования к позе сидящего перед компьютером человека.
6). Как должен располагаться монитор?
7). Какие правила ещё надо соблюдать во время работы с компьютером?
- Молодцы, знание всех этих правил поможет нам безопасно работать с компьютером в дальнейшем.
3. Изучение нового материала.
Деятельность учащегося:
Личностная: личностное, жизненное самоопределение; смыслообразование; нравственно – этическая ориентация;
Познавательная - самостоятельное выделение и формулирование поставленной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное построение речевых высказываний в устной форме; анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения; Регулятивная - целеполагание; контроль (сличение с эталоном), коррекция; саморегуляция; оценка своих достижений.
Коммуникативная: продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией;
Используемые ЭОР: Тест к уроку №2; видеоролик к уроку №2 «Информация. Формы представления информации». Видеоролик можно использовать в начале этапа «Изучение нового материала» перед знакомством учащихся с информационными поцессами.
- Каждый день Вы узнаёте что-то новое для себя, т. е. получаете новую информацию.
Информация – это знания, получаемые вами в школе, это сведения, которые вы черпаете из книг, телепередач, новости, которые вы слышите от людей или по радио. Каждый из нас ежедневно получает (воспринимает) самую разнообразную информацию. Первичную информацию об окружающем мире – о температуре, цвете, запахе, вкусовых качествах, физических свойствах предметов – люди и другие живые существа получают через органы зрения, слуха, вкуса, осязания, обоняния, через вестибулярный аппарат и нервную систему. Можем ли мы полностью доверять своим органам чувств? Больше всего информации мы получаем с помощью зрения: буквы, цифры, форму, расположение предметов, рисунки, цвета и т. д.
Давайте сейчас рассмотрим рисунки в § 1. 1. учебника. Сравним изображённые здесь объекты. Скорее всего вы заметили различия там, где их на самом деле нет. Убедитесь в этом, воспользовавшись линейкой.
Для получения более точной информации человек издавна использует устройства и приборы. Давайте вспомним сейчас, какие приборы Вы видели или даже уже пользовались?
(Линейка, транспортир, термометр, барометр, весы, лупа, микроскоп, телескоп и т. д.).Полученную информацию человек может представлять в виде записей, звуков, изображений и т. д. Например, я могу произнести слово «дом», могу записать, могу изобразить, т. е. представить одну и ту же информацию в разной форме.
Обратим внимание на таблицу в учебнике «Виды информации по способу представления».
-Информация можно представить в следующих видах:
- числовая информация (количественные характеристики объектов – возраст, вес, рост, цена, количество, стоимость, доходы, расходы, запасы, площади, объёмы и многое другое),- текстовая информация (всё что напечатано или написано на любом из существующих языков),
- графическая информация (рисунки, картины, чертежи, схемы, карты, фотографии),
- звуковая информация (всё, что мы слышим: речь, музыка, пение птиц, шелест листвы, сигналы и шум работающих машин и т. д.)
- видеоинформация (последовательности изображений – фильмы, мультфильмы и т. д.).
- С давних времён люди стремились облегчить свой физический труд, изобрели машины, я попрошу вас привести примеры машин, облегчающих труд человека. Кто готов назвать, поднимите руку.
-Учащиеся: автомобили, трактора, подъёмные краны и др.
- В самом конце ХХ века были созданы компьютеры (чуть больше 30 лет назад), они облегчают умственный труд человека, помогают справиться с гигантскими объёмами информации. Сегодня компьютеры на всех предприятиях, во всех учреждениях, банках, больницах, магазинах, домах… С помощью компьютеров человек выполняет расчёты, управляет сложным оборудованием, может рисовать, слушать музыку, смотреть фильмы и многое другое.
Информацию, представленную в форме, пригодной для хранения, передачи, обработки компьютером называют данными.
Изучением всевозможных способов передачи, хранения и обработки информации занимается наука информатика. Эти процессы – информационные процессы человеку помогает осуществлять компьютер: хранение, обработку и передачу информации.
-Какие действия с информацией можно осуществлять? Окружающий нас мир – мир информации. Информацию несут нам люди, предметы, явления. Когда вы слушаете учителя, читаете книгу, смотрите фильм, посещаете музей, беседуете друг с другом – вы получаете информацию.
Важную информацию человек старается запомнить, а если не надеется на память, то и записать. Люди обдумывают полученную информацию, делают выводы – другими словами обрабатывают информацию. Поиск нужного слова в словаре, перевод текста, заполнение календаря погоды, раскрашивание контурных карт, вставка пропущенных букв в упражнении по русскому языку – примеры обработки информации. Потребность человека выразить, передать информацию привела к появлению речи, письменности, изобразительного и музыкального искусства. Человек постоянно совершает действия, связанные с получением, передачей, обработкой и хранением информации. Чтение газеты, заучивание правил, решение задачи, фотографирование – всё это действия с информацией.
Приготовление обеда – действия с продуктами питания. Но чтобы приготовить вкусное блюдо, надо иметь информацию о том, как это делается. Правильные действия с объектами человек может осуществлять имея информацию о том, как это делается.
В детстве люди учатся ходить, говорить, есть и готовить пищу, рисовать, читать, писать, убирать постель, мыть посуду, делать утреннюю гимнастику, выполнять многие другие действия. Как это делается, ребёнку объясняют и показывают родители, воспитатели, учителя. Многому можно научиться, наблюдая, как это делают другие. Наблюдение – это тоже действие с информацией.
А сейчас мы попробуем ответить на несколько вопросов теста, который вы увидите на экране. Ответить надо как можно быстрее.
Тест к уроку №2
Вопросы теста:
С помощью какого органа чувств вы наиболее точно можете оценить конфету?
Какой вид информации по форме представления содержится в мультфильме?
Что из данных действий нельзя отнести к действиям с информацией?
Что мы называем информационными процессами?
Может ли человек выполнять какое-либо действие, не имея информации о том, как это делается?
4. Практическая работа.
Деятельность учащегося:
Личностная: личностное, жизненное самоопределение; смыслообразование; нравственно – этическая ориентация, оценивание усваиваемого;
Познавательная - структурирование знаний; анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения; выбор наиболее эффективных способов решения поставленной задачи; рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка результатов действий; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинностиРегулятивная - целеполагание; контроль (сличение с эталоном), планирование; коррекция; саморегуляция; оценка своих достижений.
Коммуникативная: продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией;
Используемые ЭОР: Управление компьютером с помощью клавиатуры. Совместные действия с помощью мыши и клавиатуры. Практическая работа № 1. Знакомимся с клавиатурой.
-Люди имеют дело с различными видами информации, которые воспринимаются органами зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. Полученную информацию человек умеет обрабатывать и представлять в текстовой, числовой, графической и другой формах. Компьютеры не имеют органов чувств.
Первые компьютеры работали только с числами, их называли ЭВМ, они обрабатывали только числовую информацию. Закодировав буквы числами, люди научили компьютеры работать со словами и предложениями – обрабатывать текстовую информацию. затем компьютеры стали работать с графической информацией – чертежами, схемами, рисунками. Прошло немного времени – и компьютеры стали воспроизводить звуки, речь, музыку – работать со звуковой информацией. Совсем недавно компьютеры научились работать с видеоинформацией – принимать, обрабатывать, показывать фильмы.
Для ввода информации в компьютер служат многие устройства:
-микрофон – для ввода звуковой информации;
-сканеры, цифровые фотоаппараты, видеокамеры – для ввода сложных графических изображений, фотографий, фильмов;
- специальные датчики позволяют вводить в память компьютера такие характеристики как температура, влажность, давление, и др. Вводить текстовую информацию можно с помощью специальных устройств речевого ввода. Но на сегодняшний день, чтобы успешно работать на компьютере, необходимо хорошо ориентироваться в клавишах КЛАВИАТУРЫ – важнейшего, основного устройства ввода информации в память компьютера.
Рассмотрим клавиатуру. Все клавиши условно можно разделить на несколько групп:
1.Функциональные клавиши.
2. Символьные (алфавитно – цифровые) клавиши.
3. Клавиши управления курсором.
4. Специальные клавиши.
8. Дополнительная клавиатура.
Функциональные F1 - F12 в верхней части клавиатуры запрограммированы на выполнение определённых действий: F1 - вызов справки и т. д.
Самая большая группа клавиш – символьные. Переключение алфавита – комбинация клавиш Alt + Schift или Ctrl + Schift . Большие и малые буквы - Caps Lock. или при нажатой Schift + буква. Самая большая клавиша внизу – «пробел». Курсор ввода на мониторе (мигающая чёрточка) отмечает место символа на экране может перемещаться клавишами управления курсором.
Клавиши Page Up и Page Down позволяют листать сверху вниз и снизу вверх, Home и End – в начало и конец строки.
Специальные клавиши не собраны в одну группу, а размещены так, чтобы их удобно было нажимать.
Клавиша Enter служит для ввода команды или абзаца; Esc - для отказа от только что выбранного действия.
Schift, Ctrl, Alt изменяют действие других клавиш.
Дополнительная клавиатура работает в двух режимах: при включенном
Num Lock это как цифровая панель калькулятора, при выключенном – режим управления курсором.
Клавиатура – электронное устройство, содержащее микросхемы и другие детали, обращаться с ним надо бережно и аккуратно, не загрязнять, сильно не стучать, не прикасаться металлическими и другими твёрдыми предметами.
Быстро вводить текст нам поможет правильное расположение пальцев на клавиатуре. Вот его основные правила:
- основания ладоней – на передней кромке корпуса клавиатуры;
- форма кистей – округлая;
- исходная позиция пальцев – лёгкое касание пальцами клавиш среднего ряда: л.у. – А, л.с. – В, л.б. – Ы, л.м. – Ф, п.у. – О, п.с. – Л, п.б. – Д, п.м. – Ж.
Большие пальцы – над клавишей «пробел». Указательными пальцами нажимаются по две клавиши в каждом ряду по вертикали, безымянный и средний – по одной, Остальные – мизинцами.
Соблюдайте такие правила работы:
1. Применяйте удар-толчок – чёткий, отрывистый и лёгкий.
2. Удары по всем клавишам должны быть равномерными и одинаковой силы.
3. После удара палец возвращается в исходное положение.
4. При ударе палец не должен прогибаться, другие пальцы не должны подниматься со своих мест.
5. Если вы устали – надо прервать работу, закрыть глаза, расслабиться на несколько секунд.
А теперь приступим к выполнению заданий П.Р. №1.
Не забывайте о правильной посадке и правильном расположении пальцев на клавиатуре.
5. Подведение итогов урока.
-Ребята, сейчас мы подведём некоторые итоги нашей с вами совместной работы. Ваша задача – кратко ответить на вопрос: «Что из сегодняшнего учебного материала вам запомнилось лучше всего?» или «Что из сегодняшнего учебного материала вы считаете самым важным для себя?»
6. Рефлексия учащихся.
Вопросы учащимся:
Можно ли сделать что – либо нужное и полезное, если вы не имеете информации о том, как это делается?
Насколько полезными вам, как пользователям ПК, представляются навыки работы с клавиатурой?
7. Домашнее задание.
- Подготовиться к ответу на вопросы и выполнить задания на стр.11, 13 и 75 учебника, использовать для подготовки материал §§ 1.1, 1.2, и 2.3.
Как можно больше упражняться в наборе текста, доводя до автоматизма нажатие на нужные клавиши, как при игре на музыкальных инструментах. Эти навыки вам очень пригодятся в дальнейшем.
Домашнее задание по выбору учащихся:
- Найти правильные ответы на вопросы теста:
1. Наибольший объем информации человек получает при помощи:
органов слуха;
органов зрения;
органов осязания;
органов обоняния;
вкусовых рецепторов.
2. Тактильную информацию человек получает посредством:
специальных приборов;
термометра;
барометра;
органов осязания;
органов слуха.
3. Измерение температуры представляет собой:
процесс хранения информации;
процесс передачи информации;
процесс получения информации;
процесс защиты информации;
процесс обработки информации;
4. Перевод текста с английского языка на русский можно назвать:
процесс хранения информации;
процесс передачи информации;
процесс получения информации;
процесс защиты информации;
процесс обработки информации.
5. Обмен информацией - это:
выполнение домашней работы;
просмотр телепрограммы;
наблюдение за поведением рыб в аквариуме;
разговор по телефону;
чтение книги;
6. Компьютер это – 
электронное вычислительное устройство для обработки чисел;
устройство для хранения информации любого вида;
многофункциональное электронное устройство для работы с информацией;
устройство для обработки только текстовых документов;
устройство только для игр;
-Выяснить, почему буквы на клавиатуре расположены именно в таком порядке, а не в алфавитном? Если Вас очень интересует этот вопрос, Вам предлагается поучаствовать в проекте «Буквы на клавишах» (См. Проект к уроку №2).